эвристические задания на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эвристическое задание – учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).
Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания.
Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей .
Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной области.
Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации проблемного обучения.
При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель .
Выполнение даже одного открытого (эвристического) задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:
когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
На первоначальном этапе введения эвристических заданий в урок необходимо планировать время на анализ самого задания, обсуждение его выполнения. Беседа может строиться по следующим примерным вопросам:
• Какое впечатление вызвало у Вас прочитанное задание? • Что нового или интересного вы узнали, какие факты или какая информация в задании вас удивила, поразила, стала открытием? • Как вы понимаете заголовок задания? Зачем нужно название задания? • Что именно нужно сделать в этом задании? Найдите глаголы, показывающие перечень действий, которые нужно совершить при выполнении задания.
Что нужно сделать в задании устно, а что письменно? Зачем нужно размышлять над вопросами, не требующими письменного ответа? • Что должно стать результатом по итогам выполнения задания? • Каким образом предлагается выполнить задание? • В каком виде нужно представить ответ на задание? • Какие варианты решения задания вы видите?
Примерные эвристические задания по русскому языку:
ЧТО СО МНОЙ? Вы – мартовский снег. Каким он был зимой? Царственный, величественный, искрящийся, сверкающий, порхающий. А какой он в марте? Ноздреватый, грязный жалкий, осевший, пропитанный влагой. Что чувствует мартовский снег? От первого лица напишите откровенное признание снега, включая в текст обособленные определения.
При изучении в 5 классе темы «Собственные и нарицательные имена существительные» для домашней работы можно предложить на выбор следующие задания из разных олимпиад:
КАК МЕНЯ ЗВАТЬ. Запишите свое имя в самых разных вариациях, пусть их будет как можно больше. Кто и почему так Вас называет, какой из вариантов имени Вам нравится больше всего? Напишите памятку для своих родных и друзей, чтобы они знали, как именно к Вам лучше обращаться в разных ситуациях.
МАМА МОЯ! Выполняя морфологический разбор слова МАМА, один ученик указал, что это существительное нарицательное, другой – что это существительное собственное. Чем, на Ваш взгляд, можно пояснить разногласия среди учеников? Соберите аргументы в пользу обеих точек зрения и выразите свое мнение по данному вопросу.
РАЗДЕВАЛКА – ПЛОЩАДЬ ГЕРОЕВ. Вашим родителям хорошо известна песня Ю.Антонова: Пройду по Абрикосовой, Сверну на Виноградную И на Тенистой улице я постою в тени. Вишневые, Грушовые, Зеленые, Прохладные, Как будто в детство дальнее Ведут меня они…
Большинство названий городских и поселковых улиц связано с каким-либо фактами, событиями, свойствами и т.д. Представьте себе, что Ваша школа – это совершенно новый населенный пункт. Нарисуйте географическую карту своей школы, придумайте свои названия улицам, переулкам, закоулкам, площадям своей школы и поясните свой выбор.
Рассмотрим на примере задания для 6 класса при изучении темы «Правописание не с существительными»:
МОЕ ПРАВИЛО. Проведите исследование словосочетаний, распределите их на группы, выявляя закономерности правописания не с существительными: рассказывать небылицы; обидная невнимательность; обсуждали не успеваемость, а поведение; голубые незабудки; слепая ненависть; не успех, а провал; вырваться из неволи; говорить неправду; не везение, а труд; чувствовать неуверенность. На основе выявленных закономерностей сформулируйте правило правописания не с существительными.
Полученный учеником в результате самостоятельной работы образовательный продукт обсуждается , каждый выдвигает свою версию правописания, после чего рассматривается правило из учебника . Эвристическое задание, используемое на этапе объяснения новой темы, позволяет школьнику сделать попытку самостоятельно разобраться в изучаемом языковом явлении, предложить свои версии, а затем сопоставить их с культурно-историческими аналогами.
На этапе закрепления и повторения учебного материала эффективными будут задания креативного типа, направленные на создание творческого образовательного продукта в разной форме по изучаемой теме. Например, на уроках по орфографии в старших классах может быть предложено такое задание:
МОЙ ДИКТАНТ. "Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был небольшой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком…"
Перед вами отрывок из орфографического диктанта, направленного на проверку правописания гласных «о», «е» после шипящих и «ц» в разных частях речи. Предложите свой вариант текста диктанта на тему: «Правописание «не» и «ни» с разными частями речи».
Текущий и итоговый контроль усвоения знаний по изученной теме, уроки развития речи также могут быть проведены с применением эвристических заданий.
Элементы технологии преобразования традиционных заданий в открытые: 1.Начать с цели задания, ориентировав его на создание реального образовательного продукта.
2.В случае необходимости, переопределить образовательные объекты, на основе которых будет строиться задание, отдать предпочтение реальным объектам, а не их образам. 3. Определить методы деятельности, с помощью которых может быть достигнута цель задания. 4. Добавить в задание интригу, сюжет…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения
Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....
Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал - подборка индивидуальных заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...
Нестандартные задания на уроках русского языка
Нестандартные задания на уроках русского языка...
компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы
Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...
Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...
Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка
КОЗ на уроках русского языка в 5 классе...
Организация эвристической деятельности на уроках русского языка
Сельская школа наполняемостью не более 50 человек имеет свои особенности в организации процесса обучения и воспитания учащихся, учитывая которые, можно достичь высоких результатов. Из опыта организаци...