Организация эвристической деятельности на уроках русского языка
опыты и эксперименты ( класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_evristicheskoy_deyatelnosti_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация эвристической деятельности учащихся на уроках русского языка
в контексте требований ФГОС ООО
Шайдулина Минзифа Закировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ «Чемашинская СОШ»
Октябрьского района
Успех любого урока определяется в первую очередь содержанием того творческого задания, которое вовлекает учащихся в эвристическую деятельность по созданию образовательного продукта. Многолетнее использование эвристических заданий на уроках русского языка позволяет мне сделать вывод, что школьнику не просто осваивать учебный материал, тем более конструировать собственные знания о реальных и идеальных объектах окружающей действительности, которые предполагается им осваивать при изучении не только русского языка и литературы. Как я организую на уроке образовательную ситуацию с помощью эвристических, заданий? На первом этапе урока выделяется проблема и формулируется задание. Важно, чтобы задание было направлено на решение учениками центральной проблемы урока, а не просто было каким-то развлекательным элементом учебного занятия. На втором этапе организуется выполнение учениками творческого задания.
Сельская школа наполняемостью не более 50 человек имеет свои особенности в организации процесса обучения и воспитания учащихся, учитывая которые, можно достичь высоких результатов. В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. С одной стороны – это хорошо: ученик имеет возможность лучше освоить учебный материал: у него больше доступа к информационным средствам обучения, больше возможности для индивидуального общения с учителем, с другой стороны, нагрузка, которая ложится на его плечи на каждом уроке может привести к усталости, нервным срывам, у школьника может пропасть интерес к учению. Как строить урок, чтобы ученику было интересно, было желание самостоятельно узнавать новое, как построить учебный процесс, чтобы обучающиеся с желанием шли на урок? Приёмов, форм, методов в педагогике достаточно много. Один их них – использование эвристических заданий как на уроках, так и во время подготовки к олимпиадам. Чем привлекательны эвристические задания? Они не имеют однозначных «правильных» ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения.
Какова структура эвристического задания?
- Вводная часть – зажигательная преамбула, формирующая познавательный интерес.
- Заданиевая – алгоритм для достижения результата, который активизирует и структурирует деятельность при выполнении задания.
- Форма представления итогового продукта.
- Обязательная рефлексия.
Приведу пример анализа рефлексивной динамики по итогам выполнения эвристических заданий:
- замеры точек «всплеска» в образовательном процессе, вызванных самореализацией на уроке или при участии в ДЭО;
- разнопредметные «срезы» у одного ученика, в отличие от диагностики в рамках одного предмета;
- анализ компетенций, заложенных в задании, и оценка их проявлений.
Большой плюс работы над эвристическим заданием следующий: удовлетворяет познавательные потребности школьника, способствует формированию аналитических качеств, развивает логическое мышление, учит обосновывать свою точку зрения, помогает детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала, что очень важно для подростков. Личностный смысл не может быть навязан извне, он вырабатывается ребёнком самостоятельно и является одним из главных факторов самостроительства личности (этого требует и ФГОС нового поколения).
На своих уроках я создаю условия и возможности выработки учеником личностного смысла, так как научить ему, передать ребёнку в готовом виде его невозможно. Чтобы выполнить эвристическое задание или ответить на эвристический вопрос, школьнику необходимо продумать, что он напишет, какие выберет аргументы для обоснования своей версии ответа, важно продумать последовательность ответа. При ответе на один вопрос используется целый комплекс учебных умений, позволяющий формировать лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции. У школьника не сразу формируется умение готовить такой последовательный монологический ответ, но когда он этому научается, учение доставляет удовольствие.
Ещё раз о структуре эвристического задания. Можно выделить несколько значимых частей: вводная – она может быть объёмной, может быть краткой. Вводная часть формирует познавательный интерес у учащихся, побуждает их к дальнейшему поиску по заявленной проблеме.
Вот пример: Известно, что памятники выдвигают не только в честь знаменитых людей. В Италии планируют установить памятник некрасивым, белорусы – памятник картошке, не так давно в России поставили памятник в честь буквы Ё.
Для выполнения задания важно сформировать познавательный интерес. Также важно этот интерес закрепить и направить мышление ученика на решение определённой задачи, связанной с предлагаемой информацией.
Следующую структурную часть назову побуждением к действию. Ученику предлагается выполнить какое-либо действие относительно той информации, которая предложена во вводной части.
Данная структура также не бывает однозначным. Задание может быть творческим:
- для языков такой профессии как школьники, придумайте по 2-3 собственных фразеологизма;
исследовательским:
-проведите своё исследование на тему: «Есть ли различие и общее в написании НЕ с различными частями речи»? или: «Чем отличается речь мальчиков нашей школы от речи девочек?»;
аналитическим:
- что, по-вашему, повлияло на решение поставить памятник букве Ё?
прогностическим:
- недавно в учебниках русского языка 7 класса появилась новая часть речи – Слова категории состояния. Какие части речи, на ваш взгляд, могут появиться в XXI веке?
коммуникативным:
- предложите нестандартное начало выступления вашей речи перед участниками митинга, посвящённого дню охраны окружающей среды, в качестве ведущего игры «Найди пятый элемент в школе»…
В зависимости от предлагаемого вида дальнейшей деятельности в открытом задании формируются учебно-языковые умения и навыки школьников.
Возвращаясь к структуре эвристического задания, обращу внимание на ещё одну составляющую часть задания. Школьник, получив информацию для размышления и побуждения к действию, должен точно знать, в какой форме ему нужно представить результат. При выполнении такого задания формируются такие коммуникативные умения, как:
- построение высказывания согласно определённой ситуации;
- построение высказывания в рамках определённого жанра
- построение высказывания от лица кого- или чего-либо;
- толерантность.
Приведу примеры эвристических заданий и рассуждение ученицы Белоноговой Кристины.
Задание 1:
В русском языке есть одно-единственное слово, которое изменяется по всем падежам, но не имеет именительного падежа. Это слово СЕБЯ. Проведите своё исследование этого слова и предложите свои обоснованные версии, какой могла бы быть форма слова СЕБЯ в именительном падеже. Запишите код своего исследования и выводы, к которым вы пришли.
Рассуждение:
Думаю, что учёных уже давно занимает вопрос о «странностях» некоторых частей речи. Вот и местоимение себя относится к таким: у него нет именительного падежа. Кстати, вспомнила! некоторые учёные и не называют местоимение частью речи! Себя – это возвратное местоимение. В старину говорили: умываю-сь – умываю себя, умыл-ся – умыл себя. Значит, действие возвращается на человека, указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет формы лица, числа, рода и может относиться к любому лицу единственного и множественного числа, любому роду. Изменяется по падежам как местоимение ты, но начинается с родительного падежа. Почему же не имеет именительного падежа? Большинство местоимений может указывать на себя, например, «я». Если возвращает действие на самого человека, то как можно это действие сказать в именительном падеже: улыбал-ся – улыбался сам, а не кто-то другой, улыбаю-сь – опять же я, а не кто-то. Местоимением СЕБЯ нельзя сказать о СЕБЕ в именительном падеже.
Задание 2: Морфологический шарж. Шарж – сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены или выделены наиболее характерные черты модели.
Предлагаю с юмором взглянуть на имя существительное (или любую другую часть речи) и нарисовать на него словесный шарж, прокомментировать работу.
Существительное самая богатая часть речи и подбрасывает очень много сюрпризов нам, ученикам. Ну, как определить, какие в этой группе слов существительные с душой, а какие без души, то есть одушевлённые, а какие неодушевлённые: плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь? Или: в старину люди выбирали имена детям и верили, что имя будет влиять на судьбу ребёнка. Нарекали Вера, Надежда, Любовь, Александр, Кристина. Попробуй, догадайся, какое из них русское, а какое пришло из другого языка! А род? Уж про него чего только не скажешь. Например, сирота, задира, недотрога, плакса. Или топорище, городище. Да что там! Есть ещё Сочи, Миссисипи, СНГ. Представьте, что бы получилось, если бы род существительного изменялся так, как его падеж или число. Дорогое существительное! Могу сказать и про твоё склонение. Кажется, всё понятно со словом парта, окно, дочь. А мозоль – мой или моя? А твои омонимы? Вот уж где простор фантазии ученической: кружки или кружки, мука или мука? Да и само слов «склонение» - о чём речь, о типе склонения или о падежных формах? А можно ли жить без рода, но с племенем? Это я о существительных на –мя. О существительном можно говорить ещё много. Я иду простым путём. Если совпадают родительный и винительный падежи – одушевлённое. Совпадают именительный и винительный – неодушевлённое. Часто пользуюсь этимологическим словарём. Иногда читаю его как художественную книгу – многое запоминается. К существительным общего рода подбираю прилагательные. Определяю, что такое Сочи, если город, значит мужского рода и т.д.
Практический результат изменений:
- функционально-ролевая модель образовательного пространства образовательной области «Филология» как единой среды, формирующей личность ребенка;
- мониторинг развития ключевых компетенций (ценностно-смысловых, учебно-познавательных, личностного самосовершенствования) обучающихся на основе диагностики их начального уровня развития;
- повышение качества обучения русскому языку и литературе с 37% до 46% при 100% успеваемости по русскому языку, с 56% до 66% при 100% успеваемости по литературе, рост результативности сдачи ЕГЭ - средний балл по русскому языку за последние три года составил 71%, ГИА – 28;
- рост количества участников, успешности участия в олимпиадах, фестивалях, конкурсах различного уровня: с 30 участников до 87 участников, победителей и призёров с 7 учащихся до 24 учащихся;
- формирование личностных результатов обучающихся и обучающего: наличие творческих, исследовательских работ, их защита на различных уровнях, успешность обучающихся, занимающихся проектной деятельностью: с 16 участников до 40 участников обучающихся;
- улучшение и обогащение существующей образовательной среды: повышение интереса обучающихся к предметам, внеклассным занятиям, исследовательской деятельности, толерантность во взаимодействиях, заинтересованность в приобретении опыта другими учителями.
Использование исследовательских, эвристических заданий позволяет добиваться устойчивых положительных результатов обученности учащихся: при 100% абсолютной успеваемости за последние 5 лет качественная успеваемость возросла 37% до 46% по русскому языку, с 56% до 66% по литературе, средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 71%, ГИА 28%.
На высоком уровне познавательный интерес обучающихся к предметам русский язык и литература. Это не только рост качества обучения, но 18 исследовательских работ школьников по русскому языку и литературе, напечатанных в сборниках «Портфолио», статьи в районной газете «Октябрьские вести», неоднократное участие в районном и окружном конкурсах молодёжной журналистики, грант и занятые 1, 2 места.
100% детей понимают необходимость приобретения знаний по преподаваемым предметам и дают верную личностную оценку благодаря превращению из объекта обучения в его субъект, включения личности ребёнка в планирование своей учёбы, изменения подхода к организации учебной деятельности, созданию современного инструментария оценки уровня достижений.
100% учащихся умеют проявлять свою творческую индивидуальность, включающую креативные способности и активность.
86 % обучающихся умеют понимать и ценить красоту художественного произведения, так как сформированы навыки анализа, способны сопереживать, сочувствовать.
43% учащихся успешно продолжают обучение русскому языку в вузах благодаря высоким результатам ЕГЭ, прочности усвоения учебного материала, участвуют в вузовских олимпиадах по русскому языку, занимаются исследовательской деятельностью.
Разве не здорово самостоятельно "познавать истины", делать открытия, находить неизвестное? Исследовательские, эвристические задания по русскому языку предоставляют такую возможность. Чтобы выполнить задания олимпиады, необходимо проявить поисково-исследовательскую активность, найти новые способы решения поставленной проблемы через экспериментально-опытную деятельность. Для выполнения заданий олимпиады понадобится самое главное качество настоящего исследователя - желание думать и дойти до самой сути.
И тогда ученик сделает свое открытие в русском языке!
Список литературы.
1. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Москва, «Центр педагогического образования», 2011год, стр. 271.
2. Шерстова Е. В. Роль структуры эвристического задания в формировании языковых компетенций. Москва, 2011
3. Материалы курсов повышения квалификации «Компетентностный подход к обучению в условиях реализации ФГОС второго поколения». Москва, 2011
4. Материалы курсов повышения квалификации «Информационно-коммуникативные аспекты современного урока». Москва, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка
В статье отражен опыт работы по организации проектной деятельности на уроках русского языка в среднем звене....
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостояте...