Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно использовать и для подготовки к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_otpravki.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Загрутдинова Фаузия Мухаматхафизовна, МБОУ «Чуру- Барышевская основная общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ, учитель русского языка и литературы, методическая разработка «Разноуровневые задания по русскому языку для 7 класса», 2012 год.
I.
Первый уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Из какого произведения взят отрывок? Выделите главные члены в предложениях и укажите чем они выражены.
Нельзя сказать, чтобы я часто вспоминал школу. Мысли о ней, как далёкое, отстранённое событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом.
Я не был отличником – хорошие отметки со мной не водились.
Сейчас понимаю: могло быть и хуже. В пять лет, всего за два года до школы, я вообще не говорил по-русски. Родным для меня был язык карельский. Дома и во дворе общались только на нём.
Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом, за которым и жаждал я увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную. Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетрадки, первые книжки, рассказы о неизведанном, мальчишеские забавы после уроков – всё это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чём здесь отметки?
Тридцать лет прошло.
Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, точно древесные кольца. С каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы…
Второй уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Из какого произведения взят отрывок? Выделите главные члены в предложениях. Из последнего абзаца выпишите 5-6 словосочетаний и разберите их. Какие предложения по цели высказывания встречаются в отрывке.
Нельзя сказать, чтобы я часто вспоминал школу. Мысли о ней, как далёкое, отстранённое событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом.
Я не был отличником – хорошие отметки со мной не водились.
Сейчас понимаю: могло быть и хуже. В пять лет, всего за два года до школы, я вообще не говорил по-русски. Родным для меня был язык карельский. Дома и во дворе общались только на нём.
Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом, за которым и жаждал я увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную. Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетрадки, первые книжки, рассказы о неизведанном, мальчишеские забавы после уроков – всё это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чём здесь отметки?
Тридцать лет прошло.
Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, точно древесные кольца. С каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы…
Третий уровень. Прочитайте отрывок рассказа. Из какого произведения взят отрывок? Определите тип речи. Выделите главные члены в предложениях четвертого абзаца., выпишите 3 – 4 словосочетаний, определите способы связи в словосочетаниях.
Выписать сложные прилагательные и разобрать их по составу.
Нельзя сказать, чтобы я часто вспоминал школу. Мысли о ней, как далёкое, отстранённое событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом.
Я не был отличником – хорошие отметки со мной не водились.
Сейчас понимаю: могло быть и хуже. В пять лет, всего за два года до школы, я вообще не говорил по-русски. Родным для меня был язык карельский. Дома и во дворе общались только на нём.
Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом, за которым и жаждал я увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную. Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетрадки, первые книжки, рассказы о неизведанном, мальчишеские забавы после уроков – всё это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чём здесь отметки?
Тридцать лет прошло.
Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, точно древесные кольца. С каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы…
II.
Первый уровень. Прочитайте отрывок из рассказа А. Костюнина «Танина ламба». Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
В…сна поднимала голову.
В пойменных лугах исчезли белые пятна сн…га и уступили место з…мле с бледно-жёлтыми травами. Над ле…сными полянками появились живые цветы – бабочки: чёрные с белой каймой – траурницы; ярко-жёлтые, небольшие – лимонницы.
Начали посв…стывать кулики.
Загудели бекасы. У них главный музыкальный инструмент – кончики крыльев да расправленный веером хвост. Чтобы дальше слышались его трели, бекас взл…тает метров на семьдесят вверх и оттуда круто бр…сается вниз, наполняя воздух жужжанием, похожим на блеяние овцы. За это он и получил название – «поднебесный барашек».
Под вечер зачуфыкали г…лосистые тетерева. За несколько километров слышен их токовой хор. Вр…менами причудливые звуки косачей сливаются с лягушачьим свадебным бульканьем. Они схожи между собой и оттого трудноразличимы.
Второй уровень. Прочитайте отрывок из рассказа А. Костюнина «Танина ламба. Какая связь между предложениями в четвертом абзаце: параллельная или цепная? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. На какое правило все эти слова.?
В…сна поднимала голову.
В пойменных лугах исчезли белые пятна сн…га и уступили место з…мле с бледно-жёлтыми травами. Над ле…сными полянками появились живые цветы – бабочки: чёрные с белой каймой – траурницы; ярко-жёлтые, небольшие – лимонницы.
Начали посв…стывать кулики.
Загудели бекасы. У них главный музыкальный инструмент – кончики крыльев да расправленный веером хвост. Чтобы дальше слышались его трели, бекас взл…тает метров на семьдесят вверх и оттуда круто бр…сается вниз, наполняя воздух жужжанием, похожим на блеяние овцы. За это он и получил название – «поднебесный барашек».
Под вечер зачуфыкали г…лосистые тетерева. За несколько километров слышен их токовой хор. Вр…менами причудливые звуки косачей сливаются с лягушачьим свадебным бульканьем. Они схожи между собой и оттого трудноразличимы.
Третий уровень. Прочитайте отрывок из рассказа А. Костюнина «Танина ламба. Какая связь между предложениями в четвертом абзаце: параллельная или цепная? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. На какое правило все эти слова.? Из 5-8 предложений выделить нераспространенное предложение. Из 9 -12 предложений выписать разносклоняемое слово.
1. В…сна поднимала голову.
2. В пойменных лугах исчезли белые пятна сн…га и уступили место з…мле с бледно-жёлтыми травами. 3. Над ле…сными полянками появились живые цветы – бабочки: чёрные с белой каймой – траурницы; ярко-жёлтые, небольшие – лимонницы.
4. Начали посв…стывать кулики.
5. Загудели бекасы. 6. У них главный музыкальный инструмент – кончики крыльев да расправленный веером хвост. 7. Чтобы дальше слышались его трели, бекас взл…тает метров на семьдесят вверх и оттуда круто бр…сается вниз, наполняя воздух жужжанием, похожим на блеяние овцы. 8. За это он и получил название – «поднебесный барашек».
9. Под вечер зачуфыкали г…лосистые тетерева. 10. За несколько километров слышен их токовой хор. 11. Вр…менами причудливые звуки косачей сливаются с лягушачьим свадебным бульканьем. 12. Они схожи между собой и оттого трудноразличимы.
III.
Первый уровень. Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Что ещё вы можете сказать о писателе А. Костюнине? Разберите предложения (5-7) по членам и по частям речи.
1. Родом я из Варнавинского уезда Нижегородской губернии. 2.Из маленькой деревни Анисимово, что стоит в верховье красивейшей реки Ветлуги.
3.С крутого холмистого утёса, или, как принято у нас называть это место, с угора, открывается бескрайняя панорама: спокойна глубоководная Ветлуга с её берегами, поросшими вековыми соснами и елями, старыми вётлами, кустами шиповника и чёрной смородины, с чистыми песчаными отмелями, глубокими омутами, хранящими топляки морёного дуба и пудовых сомов. 4. В пойменных заливных лугах сочный ковёр разнотравья; множество больших и маленьких озёр, заросших осокой и кувшинками; лесных речек с чистой водой и обилием разной рыбы, запасы которой каждый год пополняются весенним паводком.
5. Река эта – один из самых больших притоков Волги. 6. И берега её тоже напоминают волжские: правый – горный, левый – луговой. 7.Обрывистый берег местами разрезан глубокими ложбинами, выходящими на равнину.
8. Вот между двух таких оврагов, на крутом берегу Ветлуги, и приютилась наша деревня Анисимово. Именно здесь, в родной деревне отца, обосновались после венчания мои родители. 9. Дед Павел, который во всём любил основательность, помог поднять им капитальный дом.
10. Вот в нём девятнадцатого апреля одна тысяча тридцать шестого года родился я – Костюнин Виктор Алексеевич.
Второй уровень. Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Что ещё вы можете сказать о писателе А. Костюнине? Прочитайте текст от третьего лица. Разберите предложения (5-7) по членам и по частям речи. Выпишите из предложений (8- 9) местоимения и определить их разряды.
1. Родом я из Варнавинского уезда Нижегородской губернии. 2.Из маленькой деревни Анисимово, что стоит в верховье красивейшей реки Ветлуги.
3.С крутого холмистого утёса, или, как принято у нас называть это место, с угора, открывается бескрайняя панорама: спокойна глубоководная Ветлуга с её берегами, поросшими вековыми соснами и елями, старыми вётлами, кустами шиповника и чёрной смородины, с чистыми песчаными отмелями, глубокими омутами, хранящими топляки морёного дуба и пудовых сомов. 4. В пойменных заливных лугах сочный ковёр разнотравья; множество больших и маленьких озёр, заросших осокой и кувшинками; лесных речек с чистой водой и обилием разной рыбы, запасы которой каждый год пополняются весенним паводком.
5. Река эта – один из самых больших притоков Волги. 6. И берега её тоже напоминают волжские: правый – горный, левый – луговой. 7.Обрывистый берег местами разрезан глубокими ложбинами, выходящими на равнину.
8. Вот между двух таких оврагов, на крутом берегу Ветлуги, и приютилась наша деревня Анисимово. Именно здесь, в родной деревне отца, обосновались после венчания мои родители. 9. Дед Павел, который во всём любил основательность, помог поднять им капитальный дом.
10. Вот в нём девятнадцатого апреля одна тысяча тридцать шестого года родился я – Костюнин Виктор Алексеевич.
Третий уровень. Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Что ещё вы можете сказать о писателе В. Костюнине? Прочитайте текст от третьего лица. Разберите предложения (5-7) по членам и по частям речи. Выпишите из предложений (8- 9) местоимения и определить их разряды. Подчеркните местоимения как члены предложения в 3-4 предложениях.
1. Родом я из Варнавинского уезда Нижегородской губернии. 2.Из маленькой деревни Анисимово, что стоит в верховье красивейшей реки Ветлуги.
3.С крутого холмистого утёса, или, как принято у нас называть это место, с угора, открывается бескрайняя панорама: спокойна глубоководная Ветлуга с её берегами, поросшими вековыми соснами и елями, старыми вётлами, кустами шиповника и чёрной смородины, с чистыми песчаными отмелями, глубокими омутами, хранящими топляки морёного дуба и пудовых сомов. 4. В пойменных заливных лугах сочный ковёр разнотравья; множество больших и маленьких озёр, заросших осокой и кувшинками; лесных речек с чистой водой и обилием разной рыбы, запасы которой каждый год пополняются весенним паводком.
5. Река эта – один из самых больших притоков Волги. 6. И берега её тоже напоминают волжские: правый – горный, левый – луговой. 7.Обрывистый берег местами разрезан глубокими ложбинами, выходящими на равнину.
8. Вот между двух таких оврагов, на крутом берегу Ветлуги, и приютилась наша деревня Анисимово. Именно здесь, в родной деревне отца, обосновались после венчания мои родители. 9. Дед Павел, который во всём любил основательность, помог поднять им капитальный дом.
10. Вот в нём девятнадцатого апреля одна тысяча тридцать шестого года родился я – Костюнин Виктор Алексеевич.
III.
Первый уровень. Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы. выпишите причастия вместе с определяемыми словами. Разберите предложение второго абзаца.
Лето кончил…сь. А мне и не жаль. Осень желанней.
Кроме ясных прохладных дней в осени было много чего-то неопределённого, неосознанно волновавшего меня.
В открытые окна, выходящ…е в сад, тянутся ветвями яблони, предлагая отведать спелую антоновку. Выбираешь то яблоко, что крупнее, осторожно срываешь и смачно надкусываешь. Золотистый сок, намаявшись в ожидании, выступает прозрачными каплями.
Ещё я любил это время за то, что оно совпадало с переходом из летней избы в зимнюю. (Будто очередную страницу в жизни перелистываешь.) Из мебели ничего не переносили: всё оставал…сь на своих местах. Захватим с собой необходим…ю посуду – вот и «переехали». Это окончательно подводило итог лету.
Вставлены в окна вторые, зимние, рамы, ожила русская печь, своим т…плом изгоняя застойный, нежилой дух. Ей помогала своим бойким, весёлым огоньком маленькая печка. Изба дышала, наполняясь ароматом чисто надраенных голяком некрашеных полов, запахами поля, свежей капусты и моркови вперемешку с дедовским самосадом. Весело и дружно орудуют в выдолбленных корытцах тяпки, измельчая ядрёную, хранящ…ю ещё сок полей капусту. Я с удовольствием хрущу сочными капустными кочерыжками.
Начищенный до блеска, выставив напоказ медали, гудит самовар. Дед приехал с лесной пасеки с дарами. На столе к чаю подан мёд: продукт царский сам по себе, а в виде медовых сот – особенно. Жидким янтарём аппетитно слезится он по краю глубок…й тарелки.
Второй уровень. Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы. выпишите причастия вместе с определяемыми словами. Разберите предложения второго абзаца. Выпишите предложения с причастным оборотом и сделайте синтаксический разбор двух любых предложений.
Лето кончил…сь. А мне и не жаль. Осень желанней.
Кроме ясных прохладных дней в осени было много чего-то неопределённого, неосознанно волновавшего меня.
В открытые окна, выходящ…е в сад, тянутся ветвями яблони, предлагая отведать спелую антоновку. Выбираешь то яблоко, что крупнее, осторожно срываешь и смачно надкусываешь. Золотистый сок, намаявшись в ожидании, выступает прозрачными каплями.
Ещё я любил это время за то, что оно совпадало с переходом из летней избы в зимнюю. (Будто очередную страницу в жизни перелистываешь.) Из мебели ничего не переносили: всё оставал…сь на своих местах. Захватим с собой необходим…ю посуду – вот и «переехали». Это окончательно подводило итог лету.
Вставлены в окна вторые, зимние, рамы, ожила русская печь, своим т…плом изгоняя застойный, нежилой дух. Ей помогала своим бойким, весёлым огоньком маленькая печка. Изба дышала, наполняясь ароматом чисто надраенных голяком некрашеных полов, запахами поля, свежей капусты и моркови вперемешку с дедовским самосадом. Весело и дружно орудуют в выдолбленных корытцах тяпки, измельчая ядрёную, хранящ…ю ещё сок полей капусту. Я с удовольствием хрущу сочными капустными кочерыжками.
Начищенный до блеска, выставив напоказ медали, гудит самовар. Дед приехал с лесной пасеки с дарами. На столе к чаю подан мёд: продукт царский сам по себе, а в виде медовых сот – особенно. Жидким янтарём аппетитно слезится он по краю глубок…й тарелки.
Третий уровень. Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы. О чем рассказывает писатель? Выпишите предложения с причастным оборотом и сделайте синтаксический разбор двух любых предложений. Из предложений 13 - 16 выпишите причастия и просклоняйте их.
1. Лето кончил…сь. 2. А мне и не жаль. 3. Осень желанней.
4. Кроме ясных прохладных дней в осени было много чего-то неопределённого, неосознанно волновавшего меня.
5. В открытые окна, выходящ…е в сад, тянутся ветвями яблони, предлагая отведать спелую антоновку. 6. Выбираешь то яблоко, что крупнее, осторожно срываешь и смачно надкусываешь. 7. Золотистый сок, намаявшись в ожидании, выступает прозрачными каплями.
8. Ещё я любил это время за то, что оно совпадало с переходом из летней избы в зимнюю. 9. (Будто очередную страницу в жизни перелистываешь.) 10. Из мебели ничего не переносили: всё оставал…сь на своих местах. 11. Захватим с собой необходим…ю посуду – вот и «переехали». 12. Это окончательно подводило итог лету.
13. Вставлены в окна вторые, зимние рамы, ожила русская печь, своим т…плом изгоняя застойный, нежилой дух. 14. Ей помогала своим бойким, весёлым огоньком маленькая печка. 15. Изба дышала, наполняясь ароматом чисто надраенных голяком некрашеных полов, запахами поля, свежей капусты и моркови вперемешку с дедовским самосадом. 16. Весело и дружно орудуют в выдолбленных корытцах тяпки, измельчая ядрёную, хранящ…ю ещё сок полей капусту. 17. Я с удовольствием хрущу сочными капустными кочерыжками.
18. Начищенный до блеска, выставив напоказ медали, гудит самовар. 19. Дед приехал с лесной пасеки с дарами. 20. На столе к чаю подан мёд: продукт царский сам по себе, а в виде медовых сот – особенно. 21. Жидким янтарём аппетитно слезится он по краю глубок…й тарелки.
IV.
Первый уровень. Прочитайте текст, определите тип текста. Выпишите причастия вместе с зависимыми словами. Разберите предложение третьего абзаца. Чем выражено подлежащее в нем?
Утро туманное, мглистое пронзил первый златой луч солнца…
Заиграл, заблистал на жемчужных горных вершинах, на заточенных пиках копий, на чешуйчатых кольчугах и ратных шлемах. Две армии плотными рядами выстроились на краю альпийской долины друг против друга: конница, боевые слоны, пешие войска, лучники сторожевых каменных башен и даже короли противоборствующих государств – чёрный и белый – Их Величества собственными персонами. Нетерпеливое ржание, храп боевых коней, лязг стальных доспехов, короткие приказы юзбаши* медленно, но верно закручивали тугую пружину предстоящей баталии…
Белые должны нападать первыми.
Над вражьими полками парили, словно птичьи боги, горные орлы. Гортанный клёкот их разгонял в испуге вороньё.
Рядом с чёрным королём – его королева в кольчуге. Тугие косы цвета ночи, едва вмещались под боевым шлемом. На поясе Её Величества позванивал кинжал, маленькая изящная рука блуждала по червлёной оправе. Жгучие глаза молодой серны торжествующе блистали, вглядываясь в сторону неприятеля, гибкий стан её завораживал взоры аскеров…* Казалось, вся она слита из тьмы и луны, из рая и земли. Нукер* держал горячего гнедого коня амазонки под уздцы, поправляя чёрную бурку, притороченную к вышитому седлу. Конь нетерпеливо пританцовывал на месте, натужно раздувал ноздри и косил кровавым глазом на королеву: «Пора!»
Второй уровень. Прочитайте текст, определите стиль речи. . Выпишите из текста последний абзац и составьте схему к 13 предложению. Из предложений 8 - 12 выпишите
однокоренные слова.
1. Утро туманное, мглистое пронзил первый златой луч солнца…
2. Заиграл, заблистал на жемчужных горных вершинах, на заточенных пиках копий, на чешуйчатых кольчугах и ратных шлемах. 3. Две армии плотными рядами выстроились на краю альпийской долины друг против друга: конница, боевые слоны, пешие войска, лучники сторожевых каменных башен и даже короли противоборствующих государств – чёрный и белый – Их Величества собственными персонами. 4. Нетерпеливое ржание, храп боевых коней, лязг стальных доспехов, короткие приказы юзбаши* медленно, но верно закручивали тугую пружину предстоящей баталии…
5. Белые должны нападать первыми.
6. Над вражьими полками парили, словно птичьи боги, горные орлы. 7. Гортанный клёкот их разгонял в испуге вороньё.
8. Рядом с чёрным королём – его королева в кольчуге. 9. Тугие косы цвета ночи, едва вмещались под боевым шлемом. 10. На поясе Её Величества позванивал кинжал, маленькая изящная рука блуждала по червлёной оправе. 11. Жгучие глаза молодой серны торжествующе блистали, вглядываясь в сторону неприятеля, гибкий стан её завораживал взоры аскеров…* 12. Казалось, вся она слита из тьмы и луны, из рая и земли. Нукер* держал горячего гнедого коня амазонки под уздцы, поправляя чёрную бурку, притороченную к вышитому седлу. 13. Конь нетерпеливо пританцовывал на месте, натужно раздувал ноздри и косил кровавым глазом на королеву: «Пора!»
Третий уровень. Прочитайте текст, определите тип текста и стиль речи. С помощью каких художественно - выразительных средств автор описывает подготовку к бою? Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Из предложений 3-4 выписать словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
1. Утро туманное мглистое пронзил первый златой луч солнца…
2. Заиграл заблистал на жемчужных горных вершинах, на заточенных пиках копий, на чешуйчатых кольчугах и ратных шлемах. 3. Две армии плотными рядами выстроились на краю альпийской долины друг против друга: конница, боевые слоны, пешие войска, лучники сторожевых каменных башен и даже короли противоборствующих государств – чёрный и белый – Их Величества собственными персонами. 4. Нетерпеливое ржание храп боевых коней лязг стальных доспехов короткие приказы юзбаши* медленно но верно закручивали тугую пружину предстоящей баталии…
5. Белые должны нападать первыми.
6. Над вражьими полками парили словно птичьи боги, горные орлы. 7. Гортанный клёкот их разгонял в испуге вороньё.
8. Рядом с чёрным королём – его королева в кольчуге. 9. Тугие косы цвета ночи, едва вмещались под боевым шлемом. 10. На поясе Её Величества позванивал кинжал, маленькая изящная рука блуждала по червлёной оправе. 11. Жгучие глаза молодой серны торжествующе блистали, вглядываясь в сторону неприятеля, гибкий стан её завораживал взоры аскеров…* 12. Казалось, вся она слита из тьмы и луны, из рая и земли. Нукер* держал горячего гнедого коня амазонки под уздцы, поправляя чёрную бурку притороченную к вышитому седлу. 13. Конь нетерпеливо пританцовывал на месте, натужно раздувал ноздри и косил кровавым глазом на королеву: «Пора!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса по русскому языку с нерусским (родным) языком обучения.
Рабочая программа для использования в работе учителей русского языка 5 класса...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса с нерусским (родным) языком обучения
Рабочую программу можно использовать в школах с нерусским (родным) языком обучения...
Рабочая программа по литературе для 8 класса с нерусским (родным) языком обучения
Программа создана на основе федерального компонента государственного Стандарта общего основного образования и учебника под редакцией М.Г. Ахметзянова...
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Олимпиадные задания по родному языку и литературе, 11 класс
Олипиадные задания для проведения школьного тура...
Олимпиадные задания по родному языку и литературе, 10 класс
Олмпиадные задания для учащихся 10 класса...
Олимпиадные задания по родному языку и литературе, 9 класс
Олимпиадные задания по родному языку и литературе для учащихся 9 класса...