Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Цели: систематизация знаний о сложном предложении; отработка навыка постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
развитие речемыслительных умений; орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание нравственно-эстетических представлений обучающихся.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, дидактический материал, тест.
Ход урока
Ⅰ. Оргмомент
Ⅱ. Актуализация знаний
1) Монологическое высказывание:
- «Функции знаков препинания» (с приведением примеров);
-«Виды сочинительных союзов».
2) Языковые разборы (знаки препинания не расставлены):
Вечером в саду тепло и уютно. – Солнышко согревает первым весенним теплом и птички услаждают слух.
- Найдите союз в предложениях. Определите его функцию. Выполните
его морфологический разбор.
- Выполните синтаксический разбор предложений. Выявите их различие.
Ⅲ. Работа по теме. Практикум.
- Работа с учебником в группах по повторению пунктуации в ССП:
1 группа – изучите параграф, преобразуйте данную информацию в таблицу.
2 группа – изучите параграф, заполните таблицу собственными примерами.
- Работа в группах (выборочно-распределительный диктант)
1 группа - расставьте знаки препинания, запишите номера предложений в соответствующую графу таблицы.
Сложносочиненные предложения с | |||
общим второстепенным членом | общим придаточным | общей вводной конструкцией | общей ограничительной, выделительной или усилительной частицей |
1) Но скоро там венцом червонным заплетутся розы и голоса незримых прозвучат. 2) Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне. 3) Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова) 4) Может быть не хватит мне свечи и средь бела дня останусь я в ночи. 5) Когда мозаик никнут травы и церковь гулкая пуста я в темноте как зверь лукавый влачусь к подножию креста. 6) Может быть века пройдут и блаженных жён родные руки лёгкий пепел соберут. 7) А в Угличе играют дети в бабки и пахнет хлеб оставленный в печи. (О. Мандельштам) 8) Уж небо осенью дышало да реже солнышко блистало короче становился день. (А. Пушкин) 9) Как птице мне ответит эхо и целый мир дорогу даст. (Б. Пастернак) 10) Когда же медленно слабея дождь зашумел и грянул гром ночь переполнила аллеи благоуханьем и теплом. (И. Бунин) 11) Только берёзы мерцают в небе да месяц отражается в реке. (П. Галин)
2 группа - расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются:
а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.
Сложносочиненные предложения ,части которых являются | |||
назывными предложениями | вопросительными предложениями | побудительными предложениями | безличными предложениями |
1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безумствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение.
- Графический диктант.
Очевидно поезд ушел и мы опоздали.
От кого письмо и что в нем сообщается?
Когда мы подъезжали к городу вдруг открылся вид на реку и справа от нее показались многоэтажки.
Прошло пять лет и залечила раны нанесенные войной.
Только взглянешь и на душе становится легко.
В полдень поднялся сильный ветер да началась гроза.
Есть определенная иерархия ценностей и человеческая жизнь – на самой вершине.
4) Р.р. Практикум по подготовке к написанию сочинения (подготовка к ЕГЭ).
- Объясните смысл последнего предложения.
- Кто из писателей в своем творчестве утверждал подобное? Какие литературные герои ярко подтверждают данную мысль Л.Улицкой?
- Запишите предложение в тетрадь в качестве тезиса, который вам нужно доказать или опровергнуть.
- Пунктуационный анализ предложений (знаки не расставлены)
А тут и в самом деле жарко да еще и снился жар.
Вода в пруде почернела и легкая лодочка скользила по ней и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке.
И тут знойный воздух сгустился перед ним и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида.
Солнце все еще сияло и было еще лето но место показалось ей совершенно незнакомым и она испытала дикий страх.
6) Работа с текстом
(1) Многие люди стремятся к личной выгоде, к обогащению. (2) Однако при преследовании личных, корыстных, эгоистических целей жизнь легко может разбиться: хотел быть знаменитым — и не получилось; хотел преумножить своё состояние — и потерял всё. (3) Таких и жалеть нечего: вольно же выбрать то временное, преходящее счастье, которое всякая роковая случайность может шутя разбить вдребезги.
(4) Есть другое счастье на земле в той сфере, которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям: это счастье заключается в способности жить для других. (5) Надо сказать, что альтруизм изначально присущ человеческой натуре. (6) Не глуши его — и он явится источником истинного счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой оболочкой таит постоянную утрату доброты и человечности, так как благополучие часто приобретается путём лжи и обмана.
(7) В альтруистической жизни, напротив, у человека нет необходимости прибегать к фальши и преступным деяниям, ибо ему нужен минимум. (8) Десятирублёвый сюртук для него так же хорош, как и сторублёвый; одна комната для него то же, что для другого роскошный особняк. (9) В этом его сила и его преимущество. (10) В погоне за богатством и высоким положением в обществе человек теряет массу времени и сил — альтруист же живёт богатой духовной жизнью, наблюдает и изучает великий мир, одинаковый в своих проявлениях и в океане, и в капле воды. (По Н. Гарину-Михайловскому)
- Текстоведческий анализ.
- Как соотносится содержание текста с высказыванием Л.Улицкой?
- Какова проблема данного текста и авторская позиция?
- Укажите номер ССП или СП с разными видами связи, в том числе и сочинительной. Постройте их схемы.
7) Тест (подготовка к ЕГЭ)
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1.
1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства.
2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения.
3) Ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым.
4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения.
5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.
2.
1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса.
2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны.
3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок.
4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений.
5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.
3.
1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии.
2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар.
3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему.
4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник.
5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.
Ⅳ. Обобщение
Ⅴ. Итоги
Ⅵ. Рефлексия
Ⅶ. Д/з: упр.267; написать сочинение по тексту Гарина-Михайловского; * составить web- страничку «Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении».
Приложения
Задания для работы в группах
1 группа
- Работа с учебником
- Изучите параграф, преобразуйте данную информацию в таблицу.
- Выборочно-распределительный диктант)
- Расставьте знаки препинания, запишите номера предложений в соответствующую графу таблицы.
Сложносочиненные предложения с | |||
общим второстепенным членом | общим придаточным | общей вводной конструкцией | общей ограничительной, выделительной или усилительной частицей |
1) Но скоро там венцом червонным заплетутся розы и голоса незримых прозвучат. 2) Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне. 3) Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова) 4) Может быть не хватит мне свечи и средь бела дня останусь я в ночи. 5) Когда мозаик никнут травы и церковь гулкая пуста я в темноте как зверь лукавый влачусь к подножию креста. 6) Может быть века пройдут и блаженных жён родные руки лёгкий пепел соберут. 7) А в Угличе играют дети в бабки и пахнет хлеб оставленный в печи. (О. Мандельштам) 8) Уж небо осенью дышало да реже солнышко блистало короче становился день. (А. Пушкин) 9) Как птице мне ответит эхо и целый мир дорогу даст. (Б. Пастернак) 10) Когда же медленно слабея дождь зашумел и грянул гром ночь переполнила аллеи благоуханьем и теплом. (И. Бунин) 11) Только берёзы мерцают в небе да месяц отражается в реке. (П. Галин)
2 группа
- Работа с учебником
- Изучите параграф, заполните таблицу собственными примерами.
- Выборочно-распределительный диктант)
- Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются:
а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.
Сложносочиненные предложения ,части которых являются | |||
назывными предложениями | вопросительными предложениями | побудительными предложениями | безличными предложениями |
1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безумствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение.
Работа с текстом
(1) Многие люди стремятся к личной выгоде, к обогащению. (2) Однако при преследовании личных, корыстных, эгоистических целей жизнь легко может разбиться: хотел быть знаменитым — и не получилось; хотел преумножить своё состояние — и потерял всё. (3) Таких и жалеть нечего: вольно же выбрать то временное, преходящее счастье, которое всякая роковая случайность может шутя разбить вдребезги.
(4) Есть другое счастье на земле в той сфере, которая недоступна ни грязным рукам проходимца, ни роковым случайностям: это счастье заключается в способности жить для других. (5) Надо сказать, что альтруизм изначально присущ человеческой натуре. (6) Не глуши его — и он явится источником истинного счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой оболочкой таит постоянную утрату доброты и человечности, так как благополучие часто приобретается путём лжи и обмана.
(7) В альтруистической жизни, напротив, у человека нет необходимости прибегать к фальши и преступным деяниям, ибо ему нужен минимум. (8) Десятирублёвый сюртук для него так же хорош, как и сторублёвый; одна комната для него то же, что для другого роскошный особняк. (9) В этом его сила и его преимущество. (10) В погоне за богатством и высоким положением в обществе человек теряет массу времени и сил — альтруист же живёт богатой духовной жизнью, наблюдает и изучает великий мир, одинаковый в своих проявлениях и в океане, и в капле воды. (По Н. Гарину-Михайловскому)
- Текстоведческий анализ.
- Как соотносится содержание текста с высказыванием Л.Улицкой?
- Какова проблема данного текста и авторская позиция?
- Укажите номер ССП или СП с разными видами связи, в том числе и сочинительной. Постройте их схемы.
Тест
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1.
1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства.
2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения.
3) Ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым.
4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения.
5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.
2.
1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса.
2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны.
3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок.
4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений.
5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.
3.
1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии.
2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар.
3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему.
4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник.
5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Урок русского языка в 9 классе. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.Актуализация полученных знаний при выполнении задания В7 в формате ГИА...
Урок русского языка в 5 классе "Знаки препинания внутри простого предложения"
Урок русского языка в 5 классе "Знаки препинания внутри простого предложения"...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9 класса, обучающихся по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной р...
Урок русского языка в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении".
Конспект урока русского языка в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении" из раздела "Повторение изученного в 5-7 классах"....