Урок русского языка в 5 классе "Знаки препинания внутри простого предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе "Знаки препинания внутри простого предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_znaki_prepinaniya_vnutri_prostogo_predlozheniya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме
«Знаки препинания внутри простого предложения»
1. Предмет: Русский язык
2. Класс: 5
3. Автор УМК: С.И.Львова, В.В. Львов
4. Тема урока: Знаки препинания внутри простого предложения
5. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
6. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».
7. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса: простое предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение; постановка знаков препинания на письме);
развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову.
8. Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, при вводных словах;
Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение, определять однородные члены предложения, обращения, вводные слова; ставить знаки препинания при письме; выполнять пунктуационный разбор.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре, в малой группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: Синтаксис, пунктуация, простое предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, вводные слова; знаки препинания; пунктуационный разбор.
10. Межпредметные связи: Литература
11. Ресурсы:
основные Учебник «Русский язык», 5 класс. Авторы С.И.Львова, В.В. Львов;
дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с заданиями; электронная физкультминутка.
12. Организация пространства: Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.
Технологическая карта урока русского языка «О пользе знаков препинания»
п/п | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л). |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Предлагает обучающимся выполнить задание (Слайд №1). Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока. (Слайд №2) | Обучающиеся выполняют задания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схемы предложений в тетрадях (один ученик составляет схемы предложений у доски). Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока «Знаки препинания внутри простого предложения». | Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме (К). |
3 | Актуализация знаний. | Учитель предлагает еще раз вспомнить, в каких случаях ставятся знаки препинания внутри простого предложения. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
4 | Обобщение и систематизация знаний. | Предлагает учащимся исправить пунктуационные ошибки ( работа в рабочих листах). Организовывает работу по взаимопроверке (слайд 3) | Находят и исправляют ошибки в постановке знаков препинания, обмениваются рабочими листами, проверяют, опираясь на образец, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция |
Организует работу по рядам. Составьте и запишите предложения, графически объясните знаки препинания, составьте схемы. ( слайд 4)
| Работают по рядам, составляют и записывают предложения, подчеркивают грамматические основы, составляют схемы. | Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П). | ||
Организует работу в парах. - Какие слова вежливости или речевого этикета вы знаете? -Какую роль в предложении они могут выполнять? Составьте и запишите предложения, используя слова речевого этикета в роли вводных слов. | Работают в парах. Вспоминают слова речевого этикета. Составляют и записывают предложения, объясняя знаки препинания. | Контроль. Коррекция. Прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | ||
5 | Применение знаний и умений в новой ситуации. | Организует работу в малых группах. Составить и записать небольшой текст на заданную тему, включив в него предложения с однородными членами, с вводными словами, обращениями.
| Работают в малых группах. Составляют небольшие тексы по заданиям на карточках.
| Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
6 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Организует проверку работы в группах по критериям.
| Выслушивают полученные тексты. Обсуждают их. Оценивают по критериям. | Оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р). Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
7 | Домашнее задание (записано на доске). | Комментирует ДЗ | Записывают ДЗ в дневниках. | |
8 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд №11) Оценивает работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Поднимают руку. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р). |
Приложение 1. Презентация «Знаки препинания внутри простого предложения».
Слайд №1. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.
Пожелай нам ветер светлого пути.
Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах.
Чтение вот лучшее учение.
Мы конечно верим в чудеса.
Слайд №2. Знаки препинания внутри простого предложения.
Слайд №3. Охотник отправился в лес и взял с собой собаку.
Под глубоким снегом спят реки, озера, пруды.
И сад, и степь, и двор – все было в холодной тени.
Слайд №4. Продолжите предложения
- Фонетика это….
- Словосочетание это…
- Морфема это…
Слайд №5. Составьте тексты, включив в них предложения с однородными членами, с обращениями, с вводными словами.
Слайд № 6. Рефлексия и итоги урока.
- В каких случаях внутри простого предложения ставятся знаки препинания?
- Какие задачи ставили? Достигли цели?
- Мне понравилось …, потому что...
- Мне не понравилось..., потому что...
Приложение 2. Рабочие листы
Исправьте пунктуационные ошибки
Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.
Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
И сад, и степь, и двор все было в холодной тени.
Приложение 3. Карточки с заданиями.
1 группа.
Составьте и запишите текст на тему «В цирке». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.
2 группа.
Составьте и запишите текст на тему «Прогулка по зимнему лесу». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.
3 группа
Составьте и запишите текст на тему «Экскурсия в музей». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.
4 группа
Составьте и запишите текст на тему «Новый год». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.
5 группа
Составьте и запишите текст на тему «Наступили каникулы». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.
6 группа
Составьте и запишите текст на тему «На уроке». Включите в текст предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"
Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...
Урок русского языка в 8 классе. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания.
Урок русского языка в 8 классе. Знакомство с новой темой....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа...
Урок русского языка в 5 классе "ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ). РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок составлен в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Простое предложение»
Тема: Простое предложение Цели: 1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении собособленными однородными членами, с обособленными определ...
Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"
Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....