Урок русского языка в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока русского языка в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении" из раздела "Повторение изученного в 5-7 классах".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе №3.
Тема: Знаки препинания в сложном предложении.
Цели: повторить, обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них»; актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»; исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений; развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.
Группа со средним уровнем обученности (1-ый вариант)
Группа с высоким уровнем обученности (2-ой вариант)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка.
А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом.
Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.
Ответы: всякий, прошлое, будущее, взрослых
Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
Проверка выполненного задания:
Самопроверка:
Ответы:
1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 4
3. С какими предложениями вы работали, выполняя лингвистическую разминку?
(Ответы: с простыми предложениями, СПП)
Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»
4. Актуализация знаний.
Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?
В чём основное отличие ССП, СПП и БСП? Свой ответ аргументируйте.
5. Практическая работа.
Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:
ССП – …, СПП – …, БСП - …
1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.
2. В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.
3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.
4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве.
7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.
8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
Проверка выполненного задания:
Ответы:
ССП - 1, 5, 6
СПП - 2, 3, 7
БСП - 4, 8
6.Самостоятельная работа. (Предложения распечатаны на карточках)
Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.
Карточка 1. I вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
«3»
Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.
«4»
Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.
«5»
Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.
Карточка 1 II вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
«3»
Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.
«4»
Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей
в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
«5»
Тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную коли ему нужно видеть его.
7. Актуализация знаний. (Продолжение)
Задание: Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно, и распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены)
Какие предложения вы не выбрали в качестве примеров? Почему?
Желаешь себе добра – не делай зла другому.
Я взглянул в окно - на безоблачном небе разгорались звезды.
Поговоришь с добрым человеком, солнечный луч озарит твою душу
Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».
Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней наискось торчала водосточная труба.
Лица у грузчиков были потные, ноги худые, на руках синие жилы.
Тем летом я впервые не ездила в командировку - управление разрешило мне остаться в Москве.
Борис поднес резец к металлу – брызнули во все стороны раскаленные искры.
Земля круглая, на ней не скроешь тайны.
Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.
Судьба изобретателя - это судьба его изобретений.
Слабо шурша, падали шишки, вздыхая, шумел лес.
Вопросы классу: Какие предложения вызвали наибольшую трудность?
8. Итог урока:
Какие цели мы поставили в начале урока? Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей?
Домашнее задание: упр. №16.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги. 2. В то время как она выходила из гостей, послышался звонок. 3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот. 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. 6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь, и тихо шептались молодые листья на дереве. 7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью. 8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
Проверь! ССП - 1, 5, 6 СПП - 2, 3, 7 БСП - 4, 8
Работа с упражнением №17 Задание: Спишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного.
Там где река Нерль впадает в Клязьму с тысяча сто шестьдесят пятого года возвышается этот белокаменный храм.
Внимательно прочитай предложение. Определи, о чем в нем говорится(сколько в предложении мыслей): -Возвышается белокаменный храм; -Река Нерль впадает в Клязьму. Найди основы предложений: Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. Образец:
Не забывай о том, что подчинительные союзы и союзные слова свидетельствуют о наличии придаточного предложения. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.
Определи границы простых предложений в составе сложного, пронумеруй их. [ Там ( где река Нерль впадает в Клязьму ) с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. ] 1 1 2
Расставь выделительные запятые. Там, где река Нерль впадает в Клязьму, с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.
И во время весеннего раз- лива когда вода подступала к самым стенам церкви одиноко высился ослепительно свер- кающий белизной легкий одноглавый храм.
[ И во время весеннего разлива, (когда вода подступала к самым стенам церкви), одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм ] . 1 1 2 Проверь себя:
Этот удивительно гармоничный белокаменный храм который сливается с окружающим пейзажем называют поэмой запечатленной в камне.
[ Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, ( который сливается с окружающим пейзажем ) , называют поэмой, запечатленной в камне. ] 1 1 2 Проверь себя:
Предание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.
[ Предание рассказывает ] ,(что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава ) . Обрати внимание: 1 2 Запятая в этом предложении отделяет простые предложения в составе сложного!
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей.
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. Проверь себя: Тире в данном предложении – знак разделения между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Зодчие чтобы преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции формы и детали.
[ Зодчие,(чтобы преодолеть тяжесть камня), удачно выбрали пропорции, формы и детали ] . Проверь себя: 1 1 2
Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания.
[ Практически невозможно заметить ] , (что стены церкви слегка наклонены внутрь), и [ этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания ] . Проверь себя: 1 2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-138287-1665308711.jpg)
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"
На этом уроке применяю информационные, игровые технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-347611-1384826345.jpg)
урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"
Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-268345-1592898118.jpg)
Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"
Урок русского языка, изучение нового в 9 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-466719-1420827206.jpg)
Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"
Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-184949-1433142732.jpg)
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Сложное предложение».
Цель урока: научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-674078-1443207688.jpg)
Разработка урока русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"
Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон...