Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9 класса, обучающихся по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система «Школа 2100»). (68 часов в год, 2 часа в неделю). Авторами учебника являются Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунева, Барова Е.С., Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Раздел «Сложное предложение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Пояснительная записка
Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9 Б класса, обучающихся по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система «Школа 2100»). (68 часов в год, 2 часа в неделю). Авторами учебника являются Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунева, Барова Е.С., Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Раздел «Сложное предложение».
Создавая архитектонику урока, учитель ориентировался на знания особенностей развития учащихся, что позволило выбрать и продуктивно использовать возможности системно-деятельностного подхода.
В переходный период от ФК ГОС к стандартам второго поколения создаются необходимые условия для формирования следующих УУД:
- Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивами, ориентация в межличностных отношениях.
- Регулятивные – целеполагание, планирование, составление плана действия, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка.
- Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой, применение методов информационного поиска, знаково-символические действия, умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия.
- Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалоги, продуктивно взаимодействовать с участниками образовательного пространства.
Для достижения цели данного урока используются возможности следующих форм организации познавательной деятельности: индивидуальной, групповой.
Структура учебного занятия выстроена по модели проблемно-диалогического урока русского языка в Образовательной системе «Школа 2100»: актуализация изученного – постановка учебной проблемы – формулирование проблемы, планирование деятельности – поиск решения (открытие нового знания) – развитие умений применять новое знание – рефлексия.
В соответствии с целью урока производится отбор проблемных заданий, которые приводят учащихся к необходимости ознакомления с новым материалом в процессе исследования и решения проблемы. Выбираются необходимые средства обучения.
В начале урока на этапе мотивации учащиеся вступают в учебный диалог, посредством которого приходят к выводу о необходимости изучения нового материала. Появление сложносочиненных предложений с разной пунктуацией перед союзом И побуждает детей к осознанию недостаточности знаний по данной теме. Учащиеся четко ставят цель, определяют последовательность действий, прогнозируют результат и уровень усвоения.
Работа по созданию учебного продукта проходит в группах, которые сформированы с учетом особенностей развития учащихся. На уроке происходит активное формирование речи и мышления учащихся. Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником.
Для активного включения учащихся в работу учителем используются возможности информационно-коммуникативных технологий (презентация), работа с Интернетом для поиска необходимой информации на портале.
Для формирования гражданской идентичности учащихся в рамках развития личностных универсальных учебных действий (ценностный и эмоциональный компонент) и развития Я-концепции в работе используется притча, помогающая формировать доброжелательное отношение к окружающим и чувство собственного достоинства.
На уроке продолжается формирование корригирующей самооценки, выполняющей функцию контроля за деятельностью, продолжается развитие творческих способностей через работу с репродукциями картин русских художников. Погружение в художественное пространство шедевров помогает детям развивать мышление: левополушарным – пространственное воображение, правополушарным – логику при выстраивании высказываний.
Успешность выбранного метода, средств и приемов обучения обусловила достаточно высокий результат. Практически все учащиеся в конце урока и на последующих занятиях демонстрировали прочное усвоение темы.
На уроке проходит системная отработка универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Учитываются психологические особенности развития детей, выбирается интегральный подход к обучению, а именно когнитивный стиль, позволяющий использовать знания о психологическом различии детей в характере переработки информации.
Разработка урока
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Дидактическая цель урока: Расширить знания учащихся о пунктуации в сложносочиненном предложении.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действия через работу с опорным материалом.
Образовательная цель: формирование понятийной базы о знаках препинания в сложносочиненном предложении за счет включения в нее новых элементов
Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки через индивидуальную, групповую и фронтальную работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.
Образовательный аспект: сформировать умение правильно решать пунктуационные задачи в сложносочиненном предложении с соединительным союзом И между его частями.
Воспитательный аспект: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к себе и другим людям, чувство любви к родной природе через работу с материалом, взятым из произведений искусства.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.
Ведущий метод: проблемно-диалогический.
Средства обучения и оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык: Учебник для 9-го класса основной школы/под науч. Ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 206. – 176 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум»). Карточки с заданиями. Ноутбуки с выходом в Интернет, электронная презентация.
- Мотивационный этап.
Цель этапа: обеспечить осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Мотивировать к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Скажите, пожалуйста, все ли выполнили домашнее задание?
(Да, мы написали эссе по притче о бабочке)
Учитель: Давайте вспомним содержание притчи. Слайд №1
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” И мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Учитель: Я, надеюсь, что ваши работы, как всегда, отличаются глубиной понимания текста. Передайте, пожалуйста, основную мысль вашей работы, используя знания, полученные на предыдущем уроке и слова, расположенные на странице 172 нашего учебника (примечание: словарные слова). Опираясь на лексическое значение данных слов, выберите уместные для вашего письменного высказывания.
(записывают высказывание)
Учитель: Познакомьте, пожалуйста, одноклассников с вашими мыслями.
(Учащиеся читают высказывания. Примерные предложения: «Человек должен жить в гармонии со своей совестью, и тогда мир станет добрее» или «Человек самонадеянный находится во власти предубеждений, и он никогда не достигнет гармонии с миром»)
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
Учитель: Хорошо! Давайте запишем последнее предложение в качестве примера.
Слайд №2
(ученики записывают, не забывая оставить одну строчку для темы урока)
Учитель: Дайте характеристику данного предложения.
(ответы учащихся)
Учитель: Какой тип сложносочиненного предложения использован?
(сложносочиненное с соединительным союзом)
Учитель: В каких отношениях находятся части данного предложения?
(Части предложения находятся в соединительных отношениях. В них указывается на последовательность действий или состояний)
Учитель: Как вы пунктуационно оформили предложение?
(после первого простого предложения поставили запятую)
Учитель: Я предлагаю вам записать следующее предложение: В сердце настоящего человека живет доброта и не меркнет любовь к людям .Слайд №3
- Постановка цели и задач урока
Цель этапа: обеспечить осмысление учащимися цели урока, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель урока, помочь выдвинуть версии относительно пунктуационных особенностей представленной синтаксической единицы.
Учитель: Ребята, какое перед вами предложение?
(перед нами сложносочиненное предложение)
Учитель: Как вы оформили пунктуационно данное предложение?
(Учащиеся предлагают 2 варианта: с запятой перед союзом и без знака препинания после первой части сложносочиненного предложения)
Учитель: Скажите, пожалуйста, если есть сомнения по поводу пунктуации в данном предложении, то какой в связи с этим возникает вопрос?
(мы испытываем затруднение по поводу постановки знака препинания после первого простого предложения. Отсюда возникает вопрос: нужна ли запятая перед союзом И?)
Учитель: Попробуйте сформулировать учебную задачу по данному материалу.
(выяснить, всегда ли ставится запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении?)
Учитель: Значит, какова тема урока?
(Знаки препинания в сложносочиненном предложении)
Учитель: Запишем тему урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на данный вопрос. И поможет нам в этом, как всегда, ваше стремление открыть истину.
Учитель: Предложите учебные задачи на урок.
- Провести наблюдение за сложносочиненными предложениями с союзом И между частями.
- Определить особенности таких предложений
- Выяснить, в каких случаях запятая не ставится.
- Первичное усвоение новых знаний.
Цель этапа: используя метод исследования и возможности работы в группах, создать учебный продукт.
Учитель: С чего начнем наблюдение?
(С наблюдения)
Учитель: Может, у вас уже есть предположения?
(высказывают предположения, которые фиксируются на доске в качестве гипотез)
Учитель: Давайте выясним истину. Обратимся к предложениям, которые мы записали в начале урока. Слайд №4
- Человек самонадеянный находится во власти предубеждений, и он никогда не достигнет гармонии с миром.
- В сердце настоящего человека живет доброта и не меркнет любовь к людям.
Учитель: Подумайте, в чем синтаксические различия данных предложений?
Работа в мини-группах
Учитель: Представьте, пожалуйста, классу ваши выводы.
(первое предложение начинается с определения, второе – с обстоятельства)
Учитель: Покажите графически зависимость обстоятельства от других членов во втором предложении.
(предполагаемые ответы учащихся)
В сердце настоящего человека живет доброта и не меркнет любовь к людям
Учитель: Оформите ваши предположения в виде правила.
(если сложносочиненное предложение начинается с общего для 2-х простых обстоятельства, то запятая перед союзом И не ставится)
Учитель: Как выяснить правильность выводов?
(Сверить с учебником)
Учитель: Я напоминаю, что работа с теоретической частью проходит с карандашом в руках. Помните, что по ходу чтения вы делаете на полях пометы (прием «Инсерт»)
" V " - уже знал " + " – новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы
- Корректировка полученного «учебного продукта».
Учитель: Есть ли пометы на полях?
(да, мы поставили знак «+», т.к узнали новое: запятая не ставится не только при наличии общего для предложений обстоятельства, но и любого общего для частей сложносочиненного предложения второстепенного члена)
Рефлексия этапа:
- Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
- Что Вам в этом помогло?
- Какие трудности возникли?
Физкультминутка (несложные упражнения под композицию «Гимн Сочи – 2014»)
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: решение в форме коммуникации типовых заданий на новый способ действий с проговариванием решения вслух.
Выборочное списывание по материалу упр. 60. Задание: выписать сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Объяснить пунктуацию. Работа индивидуальная с взаимопроверкой в группах.
- Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: выявление границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Учитель: Выполняя упражнение, вы, как оказалось, испытывали затруднения в решении пунктуационной задачи. Что же поможет легко справиться с подобными вопросами? Сформулируйте для себя учебную задачу.
(Нужно создать алгоритм решения пунктуационной задачи в сложносочиненном предложении с союзом И)
Учитель: Я предлагаю вам лингвистический материал, на основании которого можно создать подобный алгоритм. Продумайте шаги, которые способны привести к правильному ответу. Свои выводы оформите в виде схемы, шагов решения. Алгоритм может быть предложен на обсуждение класса в виде презентации, шаблон для которой есть на рабочих столах ваших ноутбуков.
Работа в группах 3-4 минуты с материалом из произведений художественной литературы
- В это самое мгновение где-то вдали неожиданно ударила молния и прогремел гром. (М.Горький)
- В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи шкуры. (Л.Толстой)
- От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. (А.Куприн)
- В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. (М.Шолохов)
Предъявление результатов работы в группах
Представители групп демонстрируют коллективу алгоритмы. Проходит коллективное обсуждение по коррекции алгоритма, который может выглядеть следующим образом: Слайд №5
- Обозначить грамматические основы в предложении.
- Сделать вывод о виде предложения.
- Если предложение сложносочиненное, найти средство связи простых в составе сложного.
- Если части сложного связывает союз И, то…
- Убедиться в наличии или отсутствии общего второстепенного члена для предложений.
- Если общий второстепенный член есть – запятая не ставится, нет – ставится.
Рефлексия этапа:
- Какую задачу ставили на данном этапе?
- Получился ли у вас «рабочий» алгоритм?
- Как проверить?
Учитель: И для проверки давайте обратимся к фрагменту из поэмы И.А. Бунина «Листопад» (учебник стр. 43) Каким настроением оно проникнуто? Какие предложения помогают определить настроение лирического героя?
(Сложносочиненное предложение с союзом И указывает на ожидание последующих действий. Поэтому мы видим лирического героя, который находится в ожидании неизбежной встречи с зимой)
Учитель: Выпишите из данного отрывка сложносочиненное предложение.
(выписывают, работают в мини-группах, проверяют работу алгоритма)
Учитель: Выскажите предположение о дальнейшей работе.
(Мы будем использовать в речи сложносочиненные предложения, используя полученные знания о пунктуации)
Учитель: Ребята, за окном начало зимы. Но, наверное, так хочется вернуться в замечательное время золотой осени! И я вам с удовольствием предлагаю путешествие в тот осенний лес, который гениально показал нам в своей поэме И.А. Бунин. Напомню, что она начинается словами: Слайд №6
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Учитель: А воображаемую прогулку в лес мы, как всегда, совершим с помощью картин русских художников. В группах на рабочем столе ваших ноутбуков есть ссылка на знакомый вам сайт «Палитра-ру». Найдите картину, в которой вы бы хотели очутиться. Свои эмоции, наблюдения от «прогулки» запишите 2-3 сложносочиненными предложениями, в одном из которых должен быть союз И + общий второстепенный член . http://www.palitra-ru.ru/
Ребята, а что вам поможет настроиться на нужный лад?
(может, музыка?)
Учитель: А какую музыку вы бы хотели в данный момент послушать?
(некоторое время назад дети исследовали влияние музыки на качество написанного текста. Были сделаны выводы: классическая музыка помогает в работе, поп-музыка – отвлекает. Поэтому для обеспечения эмоционального вхождения в роль путешествующего по картине используется прием музыкального сопровождения с применением композиции «Времена года» А. Вивальди).
По окончании работы учащиеся читают свои предложения.
Учитель: Использовали ли вы алгоритм для пунктуационного оформления сложносочиненных предложений?
(делятся мыслями по поводу работы алгоритма)
Учитель: Вы уже знаете, что в 11 классе вам предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку.
В части А есть задание, связанное с пунктуацией в ССП. Я предлагаю вам познакомиться с ним. (на партах листы с заданием А20)
A20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Однажды вновь похолодало и повалил снег.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая не нужна.
2 .Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.
3 .Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна.
4 .Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая нужна.
Учитель: Как вы думаете, какой материал нашего урока можно использовать для успешного выполнения этого задания?
(алгоритм)
Учитель: Я предлагаю вам выяснить, где правильный ответ в этом задании.
Работа в группах. Предъявление классу выводов.
Учитель: А сможете ли вы сами составить подобное задание?
(наверно, сможем)
Учитель: Тогда попробуйте на материале упражнения 61 составить задания для А20
(трудность работы заключается в том, что в упражнении даны первые части сложносочиненных предложений, учащимся необходимо дописать таким образом, чтобы получилось действительно ССП с общим второстепенным членом. При нехватке учебного времени данное задание можно отнести к домашней работе)
- Итоговая проверка понимания:
Учитель: Как проверить прочность полученных знаний?
(Еще раз обратиться к материалу)
Учитель: На слайде вы видите предложения. Напишите номера тех, в которых не ставится запятая перед союзом И.
(работа с предложениями)
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Учитель: ребята, вот и подходит к концу наш урок. В течение сегодняшнего занятия я видела, как вы активно стремитесь получить новые знания. А это значит, что материал для вас оказался не только доступным, но и интересным. Предлагаю не останавливаться на достигнутом. В качестве Д.З. выполните, пожалуйста, следующее:
Домашнее задание:
1 уровень: 1. Выучить материал в рамке стр. 43. 2. Выполнить упр. 62 3. По желанию: составить задание, соответствующее предложенному в упражнении 54 (работа с деформированным текстом) .
2 уровень: 1. Выучить материал в рамке стр. 43. Написать творческую работу в эпистолярном жанре на основе картины любимого художника. 3. По желанию: написать эссе по двум первым предложениям урока о настоящем и самонадеянном человеке.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Цель этапа: фиксирование нового содержания, изученного на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. В завершение – соотнесение ее цели и результата, фиксирование степени их соответствия, определение дальнейших целей деятельности.
Учитель: Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы результата?
(Ответы учащихся)
Рефлексия:
- Что для вас было самым полезным на уроке?
- Что для вас на уроке было самым интересным?
- Что на уроке было трудным?
- На что надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Учитель: Желаю вам дальнейших открытий, ведь учебный день только начался! Успехов и новых интересных идей! Спасибо за активную деятельность на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении
урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Определенно-личные предложения"
Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8 класса, обучающихся по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академик...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Презентация урока русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения" (9 класс)
Учебный материал по теме урока в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения"...