Памятки для ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Памятки помогут вспомнить пройденный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_gia_russkiy_yazyk.rar | 48.35 КБ |
Предварительный просмотр:
А Типы речи:
1) сообщить, констатировать (описание);
2) рассказать, изобразить (повествование);
3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение);
4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение);
5) побудить, просить, приказать (инструктаж).
В-1 Синонимы, антонимы, омонимы
Синонимы – слова с одинаковым или близким значением. Обычно они относятся к одной и той же части речи. Например: метель – вьюга – пурга – буран; глаза – очи – гляделки.
Антонимы2– слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный,
Омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: ласка «нежность» – ласка «пушной зверь»; лук «растение» – лук «оружие»;
В2 корень слова
Непроизносимые согласные в корне Солнце, праздник
О-А в безударных корнях -лаг- - -лож-
О (перед ж) | -лож- | положить |
А (перед г) | -лаг- | полагать |
Исключение: | полог |
О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос-
А (перед СТ, Щ) | -раст- - -ращ- | возраст |
О (перед остальными) | -рос- | заросли |
Исключение: | росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав |
О - А в безударных корнях -кос- - -кас-
А перед суффиксом -а- | касаться |
О ( нет суффикса -а-) | прикоснуться |
Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-
Под ударением | Без ударения | ||
-гар- | загар | -гор- | загорел |
-зар- - -зор- | зарево | -зар- | зарница |
-клан- - -клон- | кланяться | -клон- | наклонять |
-твар- - -твор- | тварь | -твор- | творить |
И - Е в корнях с чередованием
а) зависит от суффикса -А-
бир/бер, дир/дер, блист/блест, мир/мер, пир/пер, тир/тер, жег/жиг
Если после корня идет суффикс -А-, то в корне пишется И
Примеры: умирать - умереть, блистать - блестеть.
Исключения: сочетание и сочетать
И перед суффиксом -а- | Е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
| Но: сочетать, сочетание |
О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн-
-мок-(-моч-) | в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" | непромокаемый |
-мак- | "погружать в жидкость" | макать сухарь в чай |
-равн- | "равный, наравне, одинаковый" | подравнять - сделать равным |
-ровн- | "прямой, гладкий, ровный" | заровнять |
Исключения: | равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь |
В-3 приставки
- Приставки з- не существует, есть приставка с-
сделай, свесь
- В словах здание, здоровье, здесь з входит в состав слова
- В конце приставки следует писать з, если следующая буква - звонкая согласная, с - если глухая
- воспеть, воззрение
- В приставках раз-(рас-) - роз-(рос-) под ударением о, без ударения - а
- раздать - розданный
- После приставок на согласную пишется ы вместо и, кроме сложносокращенных словиграть-сыграть
пединститут, сортинвентарь
Исключение: взимать - После приставок меж, сверх, контр, суб, транс, пан, пост пишется и контригра, сверхизысканный, межинститутский
- Перед словами с корнем чит - два с, перед чет одно с расчесть, рассчитать
Исключение: бессчетный - Сприсавкой пра пишутся слова прабабушка, пращур, прабабушка,прадедушка, прародитель. Остальные слова пишутся с приставкой про: проведать, проведение
- Слово всвязи - всегда пишется слитно
- В приставках, оканчивающихся на з (без-, вз-, воз-, из-, низ-,раз-, роз-, через-, чрез-), перед гласной или звонкой согласной пишется буква з, перед глухими согласными пишется буква с. Безжалостный, безотрадный – беспризорный.
В-4 суффиксы
В- 4 Суффиксы причастий
Страдательные | Действительные | |||||||
Настоящее время | Прошедшее время | Наст вр | Прошедшее время | |||||
ЕМ- ОМ- | Образованы от глаголов 1 спр. Например: проверЯть – проверяЕМый | -А-НН- -Я- НН- -Т- | Образованы от глаголов на АТЬ, ЯТЬ Например: указАТЬ – указАННый сжать - сжАтый | УЩ- ЮЩ- | Образованы от глаголов 1 спр. Например: гулЯть – гуляЮЩий | -Ш- ВШ- | Перед ВШ пишется та же гласная, что и перед Л(ТЬ) Например клеИл клеИвший | |
ИМ- | Образованы от глаголов II спр. Например: уносИть – уносИМый | ЕНН ЁНН | Образованы от глаголов на - ЕТЬ, ИТЬ, ТИ, ЧЬ Например: изранИТЬ – изранЕННый | АЩ- ЯЩ- | Образованы от глаголов II спр. Например: спешИть – спешАЩий |
В-5
Однородные члены предлжения: Мама пошла в магазин и купила молоко, хлеб,сыр.
Знаки препинания при вводных конструкциях
Вводные слова включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания: уверенности/неуверенности в достоверности сообщаемого. На письме вводные конструкции выделяются или отделяются запятыми. Сказать правду, спасённый не понравился Морозке с первого взгляда (А. Фадеев). При встрече двух вводных слов между ними ставится запятая: Так, например, я не постиг уже поэзии моря, может быть, впрочем, и оттого, что я ещё не видел ни «безмолвного», ни «лазурного» моря (И. Гончаров). Не отделяются запятой вводные слова после союзов, употребляемых в абсолютном начале предложения: 1) И в самом деле, послышались голоса внизу (А. Чехов). В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения. Ср.: 1) Всё казалось прочно слаженным (М. Горький). Она, казалось, ждала вопроса (М. Лермонтов). а) Слово наконец не является вводным (и не выделяется на письме запятыми), если имеет значение «под конец», «после всего», «в результате всего» (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу -то): 1) Служив отлично-благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец (А. Пушкин). 2) Измученные, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега (И. Тургенев). Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: 1) Тут был, однако, цвет столицы, и знать, и моды образцы... (А. Пушкин).В начале простого предложения однако имеет значение «но» и запятой не отделяется: 1) Хоть, кажется, слонов и умная порода, однако же в семье не без урода (И. Крылов). Слово значит является вводным, если оно синонимично слову следовательно: Что же, если она и сейчас не узнала его, значит, она просто его забыла (В. Белов). Если же значит синонимично слову означает, оно не является вводным и не выделяется запятыми: Это ведь значит — обнять небосвод, руки сплести вкруг Геракла громадного, это ведь значит — века напролёт, ночи на щёлканье славок проматывать! (Б. Пастернак).
Не являются вводными и не выделяются запятыми: будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счёте, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, именно, как раз, к тому же, приблизительно, примерно, притом, причём, поэтому, якобы и др. под. (частицы, наречия).
В6
Запятая в сложносочинённом предложении
Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы: 1) соединительные: и, да (в значении «и»), ни... ни:
2) противительные: а, но, да (в значении «но»), однако, же, зато, а то, не то:
3) разделительные: или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то:
Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения:
имеют общий второстепенный член: Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (общий второстепенный член - тут); имеют общее придаточное предложение: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок; Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом (общий второстепенный член и общее придаточное предложение); выражены двумя назывными (номинативными) предложениями, например: Хриплый стон и скрежет ярый!; выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями: Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан? Как часто мы встречались вместе и какие вели интересные беседы! Подпустить врага и огонь дать по команде!; выражены двумя неопределенно-личными предложениями, если имеется в виду один и тот же производитель действия, например: Постояли, потолковали и пошли назад; Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад; выражены двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых: Не нужно злоупотреблять цеховой терминологией или же следует объяснять термины.
В-8
Согласование (прилагательное, причастие числительное)— такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
Управление (существительное.,местоимение)— такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке).
Примыкание (наречие, деепричастие, н.ф. глагол)— такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).
В9
Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.
В10
ОДНОРО́ДНЫЕ ЧЛЕ́НЫ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ — чл. предложения (главные или второстепенные), связанные с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксической функцию; Долго ль мне гулять по свету то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком (А. Пушкин), где О. Ч. П. — по крайней мере нек-рые из них, вполне можно поменять местами. Такая перестановка возможна, однако, далеко не всегда.
В-11
Обособленное обстятельство – предложение с деепричастием(что сделав –пошутив, что делея – шутя)
В-13
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она]
: причина, пояснение, дополнение
; перечисление несвязанных фактов
, перечисление связанных фактов
- противопоставление, вывод, условие, время
В14
Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением: первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе — к этому придаточному (придаточное второй степени) и т. д., например: Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то запятая между союзами ставится. Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза — то или так. Например: 1) Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться и 2) Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.
2 Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению, например: Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (Акс.)
3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными (соподчинёнными), например: Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку. (А. Г.)Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах, например: 1) Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. (Ч.) 2) Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился. (Пан.) 3) Он раздражителен и когда здоров, и когда болен. 4) Яков встал рано утром, когда солнце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью (М. Г.) (во втором придаточном опущен союз когда).Примечание. Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений есть уже запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой, например: Был тот пред-
ночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, нера§рывно сцепившись с ночным. (Шол.)
4. Могут быть и более сложные'комбинации придаточных, например: В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. (Ч.) Это сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных
Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему трафарету, вставляя необходимую информацию
Нужны ли нам знания о ……….. . Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).
Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………... Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, …………. Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .
Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
Зачем нужны знаки препинания?
Антон с Кириллом спорят о том. нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно.
[Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так. в первом абзаце сюит пять знаков препинания (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоя! между однородными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосачи).
Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. "Гак, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительною высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало немало мятых бумажек): а в предложении 25 многоточие указывает на интонацию незавершенности
В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Вот и в тексте В Крапивина знаки препинания попадают передать смысл. В предложении 22 (Хотя... посмел бы он?) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начинает сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.
Да. без знаков препинания обойтись нельзя Надеюсь, что теперь и Кирилл гак думает
Зачем нужны запятые?
В школе изучают 10 знаков препинания, и занятые среди них занимают достойное место.
Во-первых, запятые помогают увидеть строение предложения, выделить такие интонанионпо-смысловыс отрезки, как простые предложения в составе сложного (например, предложения I, 5, 6), однородные члены предложения (предложения 4, 5); «обращения (предложения 16. 17); вводные словосочетания (предложения 20. 22. 23. 28).
Во-вторых. запятые помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении 3 («Я ведь, кажется, могу думать win не думать, но как-то само думается») занятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот отрезок не имеет отношения к информации, содержащейся в предложении; а запятая перед союзом но помогает установить отношения сопоставления между частями сложносочиненного предложения.
В-третьих, запятые служат для обозначения фразовой интонации. В том же третьем предложении запятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот интонационно-смысловой отрезок должен произноситься особо; с понижением голоса и более быстро по сравнению с остальной частью предложения, а запятая перед союзом но отражает спокойный, размеренный темп фразы.
Таким образом, мы видим, что запятые на самом деле играют важную роль: они передают строение предложения, его смысл и интонацию
Зачем нужно двоеточие?
Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
«Зачем же нужны знаки препинания7 - недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: - Не нужны вес эти двоеточия, тирс, скобки...» Я с ними не согласна, потому что считаю; знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом
Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сделанное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28, 29).
В-третьих, двоеточие - письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
Зачем нужно тире?
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передан, интонацию
Так, в предложении 14 тирс отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опушенной глагольной связкой
Тире - многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска чередования, тождества, противоположности, следования (внезапною или закономерного).
Предложения с 8 по 22 - это диалог. Тире используется в значении чередовании ( его помощью В.Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит, то Николай Николаевич, то Ленка В предложении 27 тирс реализует- течение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался»
Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы канон отрезок следует читать с повышением тона, а какой - с понижением Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносится быстро и с понижением голоса.
Хотя тире появилось в русской графике недавно (первым стал его употреблять Н.М.Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
На письме без знаков препинания не обойтись.
Они помогают общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает различные значения и оттенки своей речи, читающий же, видя знаки препинания в тексте, воспринимает то, что хотел сказать пишущий.
Знаки препинания выполняют разделительную или выделительную функции. Например, точка, точка с запятой – это разделительные знаки препинания. Они разделяют предложения в тексте или простые предложения в составе БСП. Например в предложении … . Благодаря этому читатель точно понимает написанное и легче воспринимает сложные мысли пишущего. Выделительные знаки препинания – это скобки, двойные запятые, которые могут выделять обособленные члены предложения, вставные конструкции. Например, в предложении … . Эти знаки помогают установить связи в предложении.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что «…знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Правила пунктуации необходимо знать каждому грамотному человеку.
Пунктуация служит целям общения между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает различные значения и оттенки своей речи, читающий же, видя знаки препинания в тексте, воспринимает то, что хотел сказать пишущий.
А так как все пишущие выступают в роли читателя, и наоборот, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся русским языком.
Если бы писатель не разделил точками предложения в данном тексте, то читатель ничего не понял бы, а также если бы писатель не поставил бы запятые в предложении … , то его так же было бы трудно понять.
Итак, можно с уверенностью сказать, что всякое правило о знаках препинания это своего рода договор между пишущим и читающим.
Можно ли представить письменную речь без знаков препинания?
Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Первая функция знаков препинания – смысловая. С помощью знаков препинания автор акцентирует внимание читателя, направляя его творческую фантазию в нужное русло. Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. А в предложении 17 точка с запятой вносит не только интонацию перечисления, но и разделяет два простых предложения в составе сложного, помогая, таким образом, с помощью слов передать зрительный образ пути – движения, динамику событий: мы путешествуем вместе с автором – повествователем!
Многоточие в конце 17 предложения употреблено не случайно. Оно заставляет замедлить темп чтения, представить значительность, величие и таинственность грядущего. Если бы не было многоточия, не было бы и мурашек на коже после этих слов!
Вторая функция знаков препинания - интонационная. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!». В 16 предложении восклицательный знак передаёт побудительную интонацию, авторское чувство восторга, восхищения от увиденного. Предложение без восклицательного знака потеряло бы свою красоту!
Третья функция знаков препинания – синтаксическая. С помощью точек разделяются предложения в тексте, с помощью запятых выделяются однородные члены, простые предложения в составе сложного, обращения, междометия. Абзац служит для деления текста на микротемы. В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.
В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др.
Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.
Зачем нужны запятые?
Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)
Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».
Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.
Также оно может отделять прямую речь от слов автора.
Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.
Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
Зачем нужно тире?
Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.
Также оно может отделять прямую речь от слов автора.
Тире используется в бессоюзном сложно предложении.
Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.
Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
Зачем нужна пунктуация?
Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.
Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.
Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)
Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.
Зачем нужна орфография?
Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.
Без орфографии в языке не обойтись.
Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …
Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.
Роль архаизмов в речи
Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов.
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
Роль однородных членов предложения в речи.
Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным.
Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.
В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.
Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
Роль риторических вопросов в тексте.
Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стиле, для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.
Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
Роль вводных слов и предложений.
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
А что вы будете делать, если вам надо сообщить откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
Роль средств выразительности в речи.
В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной.
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.
Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. ( по данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть, какую роль они там играют).
Без выразительности, речь была бы убогой и не выразительной.
Роль вводных слов и предложений.
Вводные слова – специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность.
С их помощью можно передавать различные чувства.
А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения.
В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.
Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
Роль средств выразительности в речи.
В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.
Так, например, эпитеты – красочные определения - делают речь яркой и выразительной.
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.
Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть ,какую роль они там играют)
Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной.
Роль риторических вопросов в тексте.
Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.
Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство
Роль цитат в речи.
Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.
Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.
Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)
Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.
Разряды и функции частиц в русском языке.
Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?
В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?
Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).
Неоднородные определения относятся к определяемому слову по – разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).
Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.
Роль архаизмов в речи.
Архаизмы - это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова - старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты . Зачем же они тогда нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
Роль однородных членов в речи.
Однородные члены - ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, насколько более точно будет описание.
Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.
В художественной речи с помощью однородных членов создается такая фигура, как градация - расположенные по мере возрастания синонимы.
Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка! Необходимо проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое гла...
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка
Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...
Памятка-шпаргалка для уроков русского языка
Материал-памятка в которой содержатся основные правила русского языка которые надо запомнить...
Памятка для учащихся по русскому языку
В памятке для учащихся по русскому языку помещены опорные планы, трудные случаи, материал для заучивания....
Памятки для детей по русскому языку и литературе
В данном разделе учащиеся найдут памятки по фонетическому разбору, синтаксическому разбору, по написанию сочинения, познакомятся с видами ошибок в творческих работах, а также вспомнят основные термины...
Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"
Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"...
Памятки для родителей по русскому языку
Памятки для родителей по русскому языку...