Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"
учебно-методический материал по русскому языку
Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vyrazitelnosti_rechi.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ПАРАЛЛЕЛИЗМ |
Сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ. «Пела, пела пташечка и затихла: Знало сердце радости и забыло…» (А.А. Дельвиг.) |
ГИПЕРБОЛА |
Преувеличение свойств предмета или явления. «Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках…» (С.А. Есенин.) |
ЛИТОТА |
Приём, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета или яв-ления. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» (Народная песня.) |
АНТИТЕЗА |
Резкое противопоставление образов и понятий. Ф.И. Тютчев. «День и ночь». |
ОКСЮМОРОН |
Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов. Л.Н. Толстой. «Живой труп». |
ИНВЕРСИЯ |
Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи. «Свирепствуй, океан мятежный…» (С.А. Есенин.) |
МНОГОСОЮЗИЕ |
Повтор союза. «И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дальней лозы прозябанье…» (А.С. Пушкин.) |
УБАВЛЕНИЕ |
Пропуск союзов (бессоюзие). «Швед, русский колет, рубит, режет…» (А.С. Пушкин.) Пропуск подразумеваемого слова (эллипсис). «Татьяна в лес; медведь за нею…» (А.С. Пушкин.) |
ПОВТОР |
Повтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора) отрыв-ков текста. «На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит…» (А.А. Фет.) «Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня» (А. Блок.) |
ГРАДАЦИЯ |
(Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать со-бытия и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрас-тающей или убывающей значимости. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин.) |
УМОЛЧАНИЕ |
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размыш-лять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М.Ю. Лермонтов.) |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ |
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф.И. Тютчев.) |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ |
Фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятель-ные предложения. «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека./Бессмысленный и тусклый свет. / Живи еще хоть четверть века –/Все будет так. Исхода нет». (А. Блок.) |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
МЕТОНИМИЯ |
Перенос значения одного слова на другое по смежности. «Я три тарелки съел…» (И.А. Крылов.) |
СИНЕКДОХА |
Разновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть. «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые…» (М.Ю. Лермонтов.) |
ПЕРИФРАЗ |
Одно понятие выражается с помощью описательного оборота. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…» (А.С. Пушкин.) |
ИРОНИЯ |
Слово в контексте приобретает противоположное значение. «Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко, И – беру небеса во свидетели – Уважаю тебя глубоко…» (Н.А. Некрасов.) |
АЛЛЕГОРИЯ |
Иносказание: запечатление идеи в предметном образе. Трактовка алле-горического образа однозначна. Басенные образы. |
СИМВОЛ |
Многозначный иносказательный образ, в основе которого – сходство или общность предметов и жизненных явлений. Образ Незнакомки в одноименном стихотворении А. Блока. |
МЕТАФОРА |
Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходст-ва или по ассоциации. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие. «Трамвай с разбега Взметнул зрачки…» (В.В. Маяковский.) |
Виды метафор
перенос черт неодушевлённого предмета на человека. «Усилить бой бестрепетных сердец…» (А.А. Фет.)
перенос человеческих черт или черт живого существа на неодушевлённые предметы или явления. «Листьев томный, легкий шелест…» (Ф.И. Тютчев.) Характеристика метафор
стихотворение В.В. Маяковского «Вот так я сделался собакой».
|
ЭПИТЕТ |
Образное определение предмета или явления (логическое определение: деревянный дом; эпитет: мрачный дом). Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому. Эпитет чаще выражен прилагательным и наречием. «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!..» (М.Ю. Лермонтов.) |
Характеристика эпитетов
Трава зеленая, небо синее, добрый конь, красная девица.
«железный сон» (Ф.И. Тютчев).
|
СРАВНЕНИЕ |
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим яв-лением. «Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар лежит». (Н. Некрасов.) |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
АЛЛИТЕРАЦИЯ |
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. «Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...» (А.С. Пушкин.) |
АССОНАНС |
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. «Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен». (А.С. Пушкин.) |
ЗВУКОПИСЬ |
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. «Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...» (П.Г. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ |
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. «Когда гремел мазурки гром...» (А.С. Пушкин.) |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины | Значение | Примеры |
Антонимы, контекстные антонимы | Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы – именно в контексте они явля-ются противоположными (см. пример). Вне контекста эта противоположность теряется. | Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.) |
Синонимы, контекстные синонимы | Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы – именно в контексте они явля-ются близкими. Вне контекста близость теряется. | Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать. |
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. | Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц. |
Паронимы | Близкие по звучанию, но раз-личные по значению слова. | Геройский – героический, двой-ной – двойственный, действен-ный – действительный. |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого зна-чения слова, стилистически нейтрального, лишённого об-разности, переносное – образ-ное, стилистически окрашен-ное. | Меч правосудия, море света. |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жите-лями этой местности. | Драники, шанежки, буряки. |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находя-щиеся за пределами литера-турной нормы, принадлежа-щие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употреб-ляющейся людьми, объеди-нёнными общностью интере-сов, привычек, занятий. | Голова – арбуз, глобус, кастрю-ля, корзина, тыква... |
Профессиона-лизмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. | Камбуз, кубрик, кок. |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных по-нятий науки, техники и проч. | Грамматика, хирургический, оп-тика. |
Книжная лексика | Слова, характерные для пись-менной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. | Бессмертие, стимул, превалиро-вать... |
Просторечная лексика | Слова разговорного употреб-ления, отличающиеся некото-рой грубоватостью, снижен-ного характера. | Болван, вертихвостка, вихлять. |
Неологизмы (новые слова) | Новые слова, возникающие для обозначения новых поня-тий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы (см. пример). | Будет буря - мы поспорим И по-мужествуем с ней. (Н. Языков.) |
Устаревшие слова (архаизмы) | Слова, вытесненные из совре-менного языка другими, обо-значающими те же понятия. | Изрядный – отличный, рачи-тельный – заботливый, чуже-странец – иностранец. |
Заимствован-ные слова | Слова, перенесённые из дру-гих языков. | Эксклюзив, менеджмент, кон-сенсус. |
Фразеологиз-мы | Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значе-нию, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. | Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро. |
Экспрессивно-эмоциональная лексика | 1. Разговорная. Слова, име-ющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоцио-нально окрашенные. 2. Эмоционально окрашенные слова оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. 3. Слова с суффиксами эмо-циональной оценки. | Грязнуля, крикун, бородач. Прелестный, чудный, отврати-тельный, злодей. Миленький, зайчонок, умишко, детище. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов.
Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов: рецензия, самостоятельный анализ художественного произведения, изобразительно-выразительные средства языка, члены предложения, ча...
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Памятка по русскому языку
В данной памятке содержаться основные орфограммы, изучаемые в1-4 классах ...
памятки по русскому языку
памятки и правила в таблицах по русскому языку...
памятки по русскому языку
памятки и правила в таблицах...
Памятка по русскому языку
Как готовить домашнее задание по русскому языку...
Памятки по русскому языку
Памятки по русскому языку 3 класс....