Памятка-шпаргалка для уроков русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Краснова Ирина Николаевна

Материал-памятка в которой содержатся основные правила  русского языка которые надо запомнить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Запомнить написание следующих производных предлогов:

В течение                   в отличие                   впоследствии (наречие)          из- под

В продолжении        в виде (но ввиду)       в соотвествии с                           из-за

Вследствие                насчёт (но на счёт)    в преддверии                            по-за

Наподобие                 на основании             несмотря на                              по- над

В заключение            на протяжении          невзирая на

В ознаменование

  1. Не путать написание следующий наречий:

Бок о бок, лоб в лоб, час от часу, слово в слово, с боку на бок и др. и точь-в-точь.

  1. Различать написание следующих слов:

Как-нибудь  и  как  будто; следующий и будущее; блеснувший, но блестеть; компания (группа людей) и кампания (какое- либо мероприятие); немало (много) и нимало не (совершенно, вовсе); яства (еда, образовано от ясти) и явственно (явно); земля обетованная (от слова обет) и обитатель (от слова обитель); ожог (имя сущ.) и ожёг руки (глагол), поджог (сущ.) и поджёг (глаг.); чувствовать и чествовать, старожил (старый житель) и сторожил (глаг. Сторожить, сторож).

  1. Особо запомнить написание слов:

Почтамт, периферия, интеллигенция, интеллект и производных – интеллектуальный, аккомпанемент, конфорка, экзаменатор, проект, идеология (но идеал), транспарант, но транспортировать, тренер, но тренировать.

  1. Не путать написание слов

Расчет и производных от него – расчетливый, перерасчёт – и рассчитывать, рассчитать и слов, образованных от них;

Искусство, искусственный, искусственно и искусный, безыскусный и т.д.

  1. Не проверять безударные гласные О, А глаголов совершенного вида формами несовершенного вида (и наоборот):

Опоздать (что сделать? – сов. вид) не проверять формой опаздывать (что делать? – несов. вид.).  Выбрать слово типа прилагательного поздний. Это же касается и других подобных случаев: раскроить (сов. Вид) – не проверять формой раскраивать, проверочное слово – существит. Кройка. Расколоть – не проверять формой разговарить и пр.

  1. Различать приставки  при- и пре- по значению в словах:

Преступать (нарушить что-либо) – приступать (начать какое-либо дело);

Предел (граница возможного)  -придел (пристройка к чему-либо)

Презрение, презирать (относится к кому-нибудь с презрением, отвращением) – призрение (дом призрения –уст., заведение, где заботятся о ком-либо, например , о стариках)

Прибывать (приезжать) – пребывать (находиться какое-то время)

Приходящий (тот, кто приходит, появляется) – преходящий (временный, недолговечный)

Приклонить (опустить, согнуть) – преклонить (склонить, опустить вниз голову, колени – с выражением почтения, преклоняться – испытывать по отношению к кому-либо глубокое уважение, восхищение)

8. Запомнить написание слов с щ и сочетаниями согласных шч, сч, тч, жч, здч, чн:

Песчаный, дощатый, веснушчатый, крупитчатая, мощеный вещеный, счесть, исчерпать, чересчур, перебежчик, объездчик, разносчик, счастье, резче, конечно, извозчик

9. Запомнить написание удвоенных согласных  в словах (и производных от них):

Ассистент, территория, кристалл, кристаллический, новелла, аппарат, диссидент, диссертация, ассоциация, аттестат, баллада, беллетристика, профессия, ассоциативный, режиссер, апелляция, параллель, пассивный, эффект, интеллигенция, программа, жжет, грамматика, дискуссия, иллюзия, иллюстрация, коллегия, оппозиция, прогресс, колосс, комментарий, компромисс, сумма, класс, индифферентный, группа, масса, аккорд, терраса, аннотация.

10. Обратить особое внимание, что одна буква буква пишется в следующих словах и производных от них (и в 9-м, и в 10-м пункте взяты только наиболее часто встречающиеся случаи):

Драма, галерея, десант, дифирамб, карикатура, коридор, ресурсы, десерт, актриса, нивелировать, гуманизм, дилетант, импресарио, лилипут, привилегия, расизм, алюминий, балюстрада, вернисаж, волейбол, продюсер.

11. Не путать написание следующих слов:

Изморось (мелкий дождь, моросить) и изморозь (морозный налет на стекле)

Вести (вести за собой лошадь) и везти (со значение “возить”);

Удаться или удастся – пирог мог не удаться, но: добежать до леса не удастся – обращай внимание на значение. Вперемешку (мешать) и вперемежку (перемежать).

12. При выборе суффикса (-е- или –и-) у глаголов с приставкой обез- (обес-) обращать внимание на переходность (непереходность) глагола. Переходные глаголы спрягаются по 2-му спряжению (действие направлено на кого-то), непереходные – по 1-му (действие замкнуто на самом объекте)

Обессилить (кого-то), но обессилеть (сам). То же – в форме прошедшего времени: обессилил (кого-то), обессилел (сам), обескровили – обескровели.

Наши леса совершенно обезлесели (сами по себе), горе-лесорубы обезлесили наш край (вырубили леса).

Наши места обезлюдели – военные действия совершенно обезлюдили деревню.

13. Не путать выражение не кто иной как и не что иное, как с отрицательными местоимениями никто и ничто.

Это был не кто иной, как Печорин и Это был Печорин, и никто иной. Началось не что иное, как землетрясение и это могло быть только землетрясение, и ничто иное.

14. Не путать разные части речи – существительные с предлогом, наречеия и производные предлоги:

Спуститься вглубь (куда? нар.) – в глубь океана (сущ.)

Вдали темнеет лес (где? Нар.) – в дали, туманной и неясной (сущ.)

Шел навстречу (чему?) опасности (предл.) – готовился пойти на встречу с друзьями (сущ.)

Он вмиг исчез (когда? Нареч.) – счастлив в миг удачи (сущ.)

Вначале было очень весело (когда? Нареч.)  - этот эпизод в начале рассказа (сущ.)

Сделать дело наполовину (как? Нареч.) – свет падал на половину его лица (сущ.)

15. Отличать наречия от местоимений с предлогами:

Поспорил, затем (нар.) помирились – пред начался за тем  домом (мест. с предл.)

Зачем ты меня об этом спрашиваешь ? – за чем (мест.) пойдёшь, то и найдёшь.

Я не знал, насколько это трудно – на сколько частей разделить пирог?

Мне у вас об этом незачем спрашивать – здесь совершенно  не за чем прятаться.

16. Отличать наречия (с дефисным написанием) от прилагательных и местоимений с предлогами:

Приходилось всё делать по-вашему (нар.) – я подал прошение по вашему (пр. мест.) делу;

Солнце сегодня светило по-весеннему (нар.) – я медленно шел по весеннему (прил.) лесу;

Мы живём все там же , по-прежнему (нар.) – приходилось  идти по прежнему (прил.) пути.

17. Различать написания ъ и ь в следующих словах

Субъект ,                                                                     арьергард

Объект,                                                                         батальон,

Адъютант,                                                                    вьюга

Конъюнктивит,                                                             вьётся

Конъюнктура,                                                                компаньон

Сверхъестественный,                                                    премьера

Трехъязычный,                                                               бульон

Трехъярусный,                                                                пьеса

Инъекция,                                                                        шампиньон

Безъядерный,                                                                   шиньон

Фельдъегерь,                                                                    лосьон

18. Иметь в виду особые случаи употребления гласных О, А, И  в следующих случаях:

Сорокалетний (не девяностолетний, столетний), электрификация (но электростанция), авиапромышленность (но автомашина)

19. Запомнить написания следующих имён числительных:

Одиннадцать, тысяча, пятьсот, шестьстот, семьсот, восемьсот, девятьсот, миллион, четыре (четыреста), миллиард, триллион.

20. Не путать написания о и ё в корнях слов под ударением (проверять так: если можно заменить ё на е, то пишется ё, если нет, то о)

      Ё                                              О

Жёлудь(желудёвый)          мажор, обжора, шок,

Пчёлка (пчела),                  чащоба, чокаться,

Решётка(решетчатый),      крыжовник, трущоба,

Бечёвка(бечева),                 чопорный, изжога,

Расчёска(чесать),                шов, шорник, шорох

Кошёлка(кошелек),            крюшон, капюшон,

Печёнка(печень)

21. Запомнить написание букв э и е в следующих словах:

                                                                 Е        

Леди, кашне, диета, проект, реестр, кепи, феерия, стенд, пенсне, шоссе, тендер, пиетет, авиетка.

                                                                  Э

Поэзия (здесь и в других случаях – и в производных от них), дуэль, мэр, пэр, сэр, пленэр, дуэт, Улан-Удэ, Бэкон – имя собственное.

22. Различать написание (раздельное и дефисное) следующих сложных имён прилагательных;

Восточносмбирская (овчарка) – Восточно-Сибирская возвышенность,

Западносибирский уголь – Западно-Сибирская низменность,

Северосахалинский пейзаж – Северо-Сахалинская возвышенность

23. Запомнить написание и. ы после приставки, оканчивающейся на согласный:

         

24. Тщательно подбирать проверочные слова в случаях с проверяемой безударной гласной в корне в следующих словах:

Примирять (мирный) – примерять (мерить); развеваться (веять) – развиваться (развитие), полоскать (полощет) – поласкать (ласка), ответить (свет) – освятить (святость), отворить (затворник) – отварить (варит), разредить (редкий) – разрядить (ряд), скрипеть (скрип) – скрепить (крепость), обежать (бегать) – обижать (обида), умалять (мало) – умолять (молит), увядать (увядший) – увидать (видит), оземь ударился (земли) – взошла озимь (зимний).

25. Быть особенно осторожным при написании следующих слов:

Долина (долы), но равнина (вовсе не от слова ровный!), ровесник (ровный, одинаковый по годам, веснам), но сверстник (от слова верста, одинаковый возраст), философ и философский, ресницы, чересчур, свадьба

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...