Памятка-шпаргалка для уроков русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему
Материал-памятка в которой содержатся основные правила русского языка которые надо запомнить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Запомнить написание следующих производных предлогов:
В течение в отличие впоследствии (наречие) из- под
В продолжении в виде (но ввиду) в соотвествии с из-за
Вследствие насчёт (но на счёт) в преддверии по-за
Наподобие на основании несмотря на по- над
В заключение на протяжении невзирая на
В ознаменование
- Не путать написание следующий наречий:
Бок о бок, лоб в лоб, час от часу, слово в слово, с боку на бок и др. и точь-в-точь.
- Различать написание следующих слов:
Как-нибудь и как будто; следующий и будущее; блеснувший, но блестеть; компания (группа людей) и кампания (какое- либо мероприятие); немало (много) и нимало не (совершенно, вовсе); яства (еда, образовано от ясти) и явственно (явно); земля обетованная (от слова обет) и обитатель (от слова обитель); ожог (имя сущ.) и ожёг руки (глагол), поджог (сущ.) и поджёг (глаг.); чувствовать и чествовать, старожил (старый житель) и сторожил (глаг. Сторожить, сторож).
- Особо запомнить написание слов:
Почтамт, периферия, интеллигенция, интеллект и производных – интеллектуальный, аккомпанемент, конфорка, экзаменатор, проект, идеология (но идеал), транспарант, но транспортировать, тренер, но тренировать.
- Не путать написание слов
Расчет и производных от него – расчетливый, перерасчёт – и рассчитывать, рассчитать и слов, образованных от них;
Искусство, искусственный, искусственно и искусный, безыскусный и т.д.
- Не проверять безударные гласные О, А глаголов совершенного вида формами несовершенного вида (и наоборот):
Опоздать (что сделать? – сов. вид) не проверять формой опаздывать (что делать? – несов. вид.). Выбрать слово типа прилагательного поздний. Это же касается и других подобных случаев: раскроить (сов. Вид) – не проверять формой раскраивать, проверочное слово – существит. Кройка. Расколоть – не проверять формой разговарить и пр.
- Различать приставки при- и пре- по значению в словах:
Преступать (нарушить что-либо) – приступать (начать какое-либо дело);
Предел (граница возможного) -придел (пристройка к чему-либо)
Презрение, презирать (относится к кому-нибудь с презрением, отвращением) – призрение (дом призрения –уст., заведение, где заботятся о ком-либо, например , о стариках)
Прибывать (приезжать) – пребывать (находиться какое-то время)
Приходящий (тот, кто приходит, появляется) – преходящий (временный, недолговечный)
Приклонить (опустить, согнуть) – преклонить (склонить, опустить вниз голову, колени – с выражением почтения, преклоняться – испытывать по отношению к кому-либо глубокое уважение, восхищение)
8. Запомнить написание слов с щ и сочетаниями согласных шч, сч, тч, жч, здч, чн:
Песчаный, дощатый, веснушчатый, крупитчатая, мощеный вещеный, счесть, исчерпать, чересчур, перебежчик, объездчик, разносчик, счастье, резче, конечно, извозчик
9. Запомнить написание удвоенных согласных в словах (и производных от них):
Ассистент, территория, кристалл, кристаллический, новелла, аппарат, диссидент, диссертация, ассоциация, аттестат, баллада, беллетристика, профессия, ассоциативный, режиссер, апелляция, параллель, пассивный, эффект, интеллигенция, программа, жжет, грамматика, дискуссия, иллюзия, иллюстрация, коллегия, оппозиция, прогресс, колосс, комментарий, компромисс, сумма, класс, индифферентный, группа, масса, аккорд, терраса, аннотация.
10. Обратить особое внимание, что одна буква буква пишется в следующих словах и производных от них (и в 9-м, и в 10-м пункте взяты только наиболее часто встречающиеся случаи):
Драма, галерея, десант, дифирамб, карикатура, коридор, ресурсы, десерт, актриса, нивелировать, гуманизм, дилетант, импресарио, лилипут, привилегия, расизм, алюминий, балюстрада, вернисаж, волейбол, продюсер.
11. Не путать написание следующих слов:
Изморось (мелкий дождь, моросить) и изморозь (морозный налет на стекле)
Вести (вести за собой лошадь) и везти (со значение “возить”);
Удаться или удастся – пирог мог не удаться, но: добежать до леса не удастся – обращай внимание на значение. Вперемешку (мешать) и вперемежку (перемежать).
12. При выборе суффикса (-е- или –и-) у глаголов с приставкой обез- (обес-) обращать внимание на переходность (непереходность) глагола. Переходные глаголы спрягаются по 2-му спряжению (действие направлено на кого-то), непереходные – по 1-му (действие замкнуто на самом объекте)
Обессилить (кого-то), но обессилеть (сам). То же – в форме прошедшего времени: обессилил (кого-то), обессилел (сам), обескровили – обескровели.
Наши леса совершенно обезлесели (сами по себе), горе-лесорубы обезлесили наш край (вырубили леса).
Наши места обезлюдели – военные действия совершенно обезлюдили деревню.
13. Не путать выражение не кто иной как и не что иное, как с отрицательными местоимениями никто и ничто.
Это был не кто иной, как Печорин и Это был Печорин, и никто иной. Началось не что иное, как землетрясение и это могло быть только землетрясение, и ничто иное.
14. Не путать разные части речи – существительные с предлогом, наречеия и производные предлоги:
Спуститься вглубь (куда? нар.) – в глубь океана (сущ.)
Вдали темнеет лес (где? Нар.) – в дали, туманной и неясной (сущ.)
Шел навстречу (чему?) опасности (предл.) – готовился пойти на встречу с друзьями (сущ.)
Он вмиг исчез (когда? Нареч.) – счастлив в миг удачи (сущ.)
Вначале было очень весело (когда? Нареч.) - этот эпизод в начале рассказа (сущ.)
Сделать дело наполовину (как? Нареч.) – свет падал на половину его лица (сущ.)
15. Отличать наречия от местоимений с предлогами:
Поспорил, затем (нар.) помирились – пред начался за тем домом (мест. с предл.)
Зачем ты меня об этом спрашиваешь ? – за чем (мест.) пойдёшь, то и найдёшь.
Я не знал, насколько это трудно – на сколько частей разделить пирог?
Мне у вас об этом незачем спрашивать – здесь совершенно не за чем прятаться.
16. Отличать наречия (с дефисным написанием) от прилагательных и местоимений с предлогами:
Приходилось всё делать по-вашему (нар.) – я подал прошение по вашему (пр. мест.) делу;
Солнце сегодня светило по-весеннему (нар.) – я медленно шел по весеннему (прил.) лесу;
Мы живём все там же , по-прежнему (нар.) – приходилось идти по прежнему (прил.) пути.
17. Различать написания ъ и ь в следующих словах
Субъект , арьергард
Объект, батальон,
Адъютант, вьюга
Конъюнктивит, вьётся
Конъюнктура, компаньон
Сверхъестественный, премьера
Трехъязычный, бульон
Трехъярусный, пьеса
Инъекция, шампиньон
Безъядерный, шиньон
Фельдъегерь, лосьон
18. Иметь в виду особые случаи употребления гласных О, А, И в следующих случаях:
Сорокалетний (не девяностолетний, столетний), электрификация (но электростанция), авиапромышленность (но автомашина)
19. Запомнить написания следующих имён числительных:
Одиннадцать, тысяча, пятьсот, шестьстот, семьсот, восемьсот, девятьсот, миллион, четыре (четыреста), миллиард, триллион.
20. Не путать написания о и ё в корнях слов под ударением (проверять так: если можно заменить ё на е, то пишется ё, если нет, то о)
Ё О
Жёлудь(желудёвый) мажор, обжора, шок,
Пчёлка (пчела), чащоба, чокаться,
Решётка(решетчатый), крыжовник, трущоба,
Бечёвка(бечева), чопорный, изжога,
Расчёска(чесать), шов, шорник, шорох
Кошёлка(кошелек), крюшон, капюшон,
Печёнка(печень)
21. Запомнить написание букв э и е в следующих словах:
Е
Леди, кашне, диета, проект, реестр, кепи, феерия, стенд, пенсне, шоссе, тендер, пиетет, авиетка.
Э
Поэзия (здесь и в других случаях – и в производных от них), дуэль, мэр, пэр, сэр, пленэр, дуэт, Улан-Удэ, Бэкон – имя собственное.
22. Различать написание (раздельное и дефисное) следующих сложных имён прилагательных;
Восточносмбирская (овчарка) – Восточно-Сибирская возвышенность,
Западносибирский уголь – Западно-Сибирская низменность,
Северосахалинский пейзаж – Северо-Сахалинская возвышенность
23. Запомнить написание и. ы после приставки, оканчивающейся на согласный:
24. Тщательно подбирать проверочные слова в случаях с проверяемой безударной гласной в корне в следующих словах:
Примирять (мирный) – примерять (мерить); развеваться (веять) – развиваться (развитие), полоскать (полощет) – поласкать (ласка), ответить (свет) – освятить (святость), отворить (затворник) – отварить (варит), разредить (редкий) – разрядить (ряд), скрипеть (скрип) – скрепить (крепость), обежать (бегать) – обижать (обида), умалять (мало) – умолять (молит), увядать (увядший) – увидать (видит), оземь ударился (земли) – взошла озимь (зимний).
25. Быть особенно осторожным при написании следующих слов:
Долина (долы), но равнина (вовсе не от слова ровный!), ровесник (ровный, одинаковый по годам, веснам), но сверстник (от слова верста, одинаковый возраст), философ и философский, ресницы, чересчур, свадьба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...