Памятки для детей по русскому языку и литературе
учебно-методический материал
В данном разделе учащиеся найдут памятки по фонетическому разбору, синтаксическому разбору, по написанию сочинения, познакомятся с видами ошибок в творческих работах, а также вспомнят основные термины литературоведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_detey.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетический разбор
ударный
? гласный
безударный
звонкий твердый
? согласный
глухой мягкий
например
Я - МА
[ Й ’] - согласный, звонкий, мягкий
Я
[ А ] - гласный, ударный
М ------- [ М ] - гласный, звонкий, твердый
А ------- [ А ] - гласный, безударный
3 буквы, 4 звука
Написанное - устный разбор
Красным выделено – письменный разбор
Гласные
буквы звуки
А - [ А ]
Е - ’[ Э ]
Ё - ’[ О ] А
И - [ И ] О
10 У - [ У ] 6 И
Ы - [ Ы ] Ы
Э - ’[ Э ] Э
Ю - ’[ У ] У
Я - ’[ А ]
О - ’[ О ]
Е, Ё, Ю, Я
после Е - ’[ Э ] Ю - ’[ У ]
согласных Ё - ’[ О ] Я - ’[ А ]
Согласные звуки
звонкие глухие
Б - П
В - Ф
Г - К
Д - Т
Ж - Ш
З - С
[ й’, л, м, н, р ] [ х, ц, ч’, щ’]
твёрдые мягкие
Б - Б
В - В
Г - Г
… - …
[ ж, ш, ц ] [ й, ч’, щ’]
Знаки препинания между
однородными членами
с союзами
соединительными:
1 и
2 , да и
3 и , и
4 и , и , и
5 ни , ни
6 как , так и
7 не только , но и
разделительными:
- или (иль) 2 , но
3 то , то 4 не то , не то
противительными:
1 , а 2 , но
3 , да (но) 4 , однако
5 , зато 6 хотя и , но
[ : , , - … ]
Запятая ставится:
- Перед союзами:
КАК, СЛОВНО, ТОЧНО,
БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО,
ЧЕМ, НЕЖЕЛИ
Союзы равны слову «подобно»
Ползли серые, как дым, облака.
, словно дым,
, точно дым,
, будто дым,
, что дым,
- В оборотах:
так, как и
такой, как и
не кто иной, как
не что иное, как
Запятая не ставится:
- Оборот образует именную часть сказуемого или тесно связан
со сказуемым
Школьный двор как сад
словно
будто
точно
что
- Оборот – характер устойчивого выражения
Все идет как по маслу
( хорошо )
Ь знак после шипящих
пишется не пишется
у существительных
*3 склонения *2 склонения
молодежь товарищ
*1 склонения – мн.ч.
много туч
у прилагательных
*кратких
хорош
у глаголов
*1, 2 лица
идёшь
*в неопределённой форме
стеречь
*в повелительном наклонении
отрежьте
у наречий
*после ш, ч *после ж
вскачь замуж
(искл. настежь)
Падеж | Вопросы | Предлоги |
Именительный | Есть Кто? Что? | |
Родительный | Нет Кого? Чего? Откуда? Где? | От, до, из, без, у, для, с, около, вокруг |
Дательный | Дать Кому, чему? Куда? Где? | К, по |
Винительный | Вижу Кого, что? Куда? | В, на, за, под, через |
Творительный | Доволен Кем, чем? Где? | За, над, под, перед, с |
Предложный | Думаю О ком? О чем? Где? | Обо, о, в, во, на |
Падежи
Подлежащее
Кто?
Что?
Выражено:
существительным
местоимением
Ветер
Сказуемое
Что делает?
Каков?
Кто такой?
Что такое?
Выражено:
глаголом
прилагательным
причастием
гонит
Обстоятельство
Где? Куда? Как?
Когда? Откуда?
Зачем? Почему?
Выражено:
наречием
существительным
деепричастием
по небу
Определение
Какой?
Чей?
Выражено:
прилагательным
причастием
порядковым числительным
местоимением
тёмные
Дополнение
Падежные вопросы кроме Кто? Что?
Выражены:
существительным
местоимением
тучи
Определи
- Часть речи
- Часть слова
- Вспомни правило
Какой? Прилагат.
Оловянный
(искл.)
Предложение
- Прочитай
- Назови основу
- Простое или сложное ?
- Чем осложнено?
(обращением, вводными словами, причастным и деепричастным оборотом, однородными членами)
Сочинение – рассуждение
Вступление – рассуждение, тезис.
Основная часть – доказательства, примеры.
Заключение – вывод.
- Подчини свое сочинение определенной мысли. Продумай эпиграф – он должен выражать основную мысль.
- Вдумайся в формулировку темы, осмысли её содержание и границы, подумай, к чему обязывает каждое слово.
- Отбери материал для раскрытия главной мысли.
- Выбери форму написания сочинения.
- Продумай план, композицию, соблюдай соразмерность частей. Связывай их.
- Правильно выражай мысли. Используй небольшие цитаты.
- Главное – проверь сочинение правильно:
Содержание написанного;
Грамотность (написание слов, постановка знаков)
Прочитай работу ещё раз
8. Аккуратно оформляй работу.
Ошибки в сочинении
Условные обозначения:
I – орфографическая - нарушение норм орфографии
V- пунктуационная и пунктуации
Г- грамматическая - нарушение строя слова,
словосочетания, предложения
С – в содержании сочинения
Р – нарушение формы употребления слова
С – Р 1 - 1 « 4 »
Например: I-V-Г 1- 2 – 2 « 4 »
Ф – фактическая
[ ] – лишнее
> - расширить
= - не соответствует основной мысли
w - нарушена последовательность
z - не выделен абзац
z – абзац не выделять
1 2
√, √ - пропуск, вставить
П – неоправданный повтор
В – неудачное слово, выражение
М – неправильное употребление местоимения
Гобр. слова, Гформа слова, Гсогл.
Гупр. Гвид гл, Г вр. Гл Г - = ,
Г деепр. об, Г 1, 2, 3, Г подл, Г полн. и крат,
Г прям. и косв, Г гран. предл. Г постр. предл.
Приемы и расчкрытие образа в сказке
- Троекратное повторение.
- Постепенное нарастание событий.
- Противопоставление:
а) положительные и отрицательные герои,
б) добро и зло,
в) победа доброго – поражение злого.
Особенности народной сказки
В содержании – сочетание необыкновенного, фантастического с действительным, жизненным, реальным.
В построении – зачин, троекратные повторы, концовка.
В языке – сказочные словосочетания ( «жили – были», «не спиться не лежится», «долго ли коротко ли»). Эпитеты («добрый молодец», «красна девица», «чисто поле», «темные леса»).
Изменение порядка слов.
Зачин
Вводная часть, в которой указывается место или время действия, называется герой.
«Из того ли-то из города из Мурома, Из того села Карачарова
Выезжал удаленький дородний добрый молодец»
Основная часть
Подробное, спокойное, медленное повествование.
Исход
Указывает на окончание былины или выражает величание героя.
« А тут Соловью ему славу поют,
Ай славу поют ему век по веку»
Особенности языка былин
- Повторения:
« Как у той ли у грязи у Чёрноей,
Да у той ли у берёзы у покляпыя,
Да у той ли у речки Смородины
Сидит Соловей Разбойник во сыром дубу, Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын».
- Постоянные эпитеты (определения, связанные устойчиво с каким-либо лицом или предметом):
«Добрый молодец», «чисто поле», «тугой лук», «чёрный ворон»
- Гиперболы (преувеличения):
« От того ли-то от крику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются, Все лазуревы цветочки обсыпаются,
А что есть людей, то все мёртвы лежат»
- Сравнения:
«Ай черным черно, как чёрна ворона»
- Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами:
«Дороженьки», «травушки – муравушки», «солнышко»
Приёмы создания образа
былинного героя
- Гиперболизация (преувеличение):
«Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черноЮ как у чёрна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает, На добром коне никто тут не проезживает, Птица чёрный ворон не пролётывает, Серый зверь да не прорыскивает.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую
Стал конём топтать да стал копьём колоть.
Ай побил он эту силу всю великую»
- Контраст (противоположность)
Вражья силушка великая – Илья Муромец,
Илья Муромец – Соловей Разбойник
Виды художественный произведений
- Эпические:
- роман, повесть, рассказ, басня
«Муму» Тургенева, «Хамелеон» Чехова. Автор рассказывает (повествует) о людях, об их жизни, событиях и природе.
- Лирические:
- стихотворения, песни
«Берёза» Есенина, «Тучи» Лермонтова.
Автор передаёт переживания, мысли и чувства, вызванные теми или иными явлениями жизни.
- Драматические:
- драмы, комедии, трагедии
«Барабанщица» Салынского.
Автор показывает в действиях, поступках, речах и переживаниях героев. Драматические произведения пишутся для сцены.
Рассказ
Рассказ – это вид художественного произведения.
Особенности рассказа:
- Рассказ обычно написан прозою. Например, рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
- В рассказе обычно описывается какое-то одно событие или сдучай. Например, побег Жилина из плена.
- Действующих лиц немного (Жилин, Костылин, Дина).
- Объём содержания небольшой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов.
Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов: рецензия, самостоятельный анализ художественного произведения, изобразительно-выразительные средства языка, члены предложения, ча...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Программа развития одаренных детей учителя русского языка и литературы
Цели программы:· Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;·...
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...
Дистанционное обучение русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Методика дистанционной работы при обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...