Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное как часть речи (повторение и обобщение изученного)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_b_klasse.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 б классе
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном как части речи
Задачи:
1. систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;
2. развивать критическое мышление, внимание, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
3. создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения со сверстниками, воспитывать культуру речи, внимание к слову.
Ход урока
Организационный момент
(Приветствие)
Откройте тетради и запишите число, сегодня мы будем работать, используя
индивидуальные карты
Стадия вызова (слайд 2)
Начнем мы наш урок с наблюдения
Обращаю ваше внимание на строчки из стихотворения известного русского поэта А.А.Фета
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица… А.А.Фет
Как вы думаете, почему именно эти строчки я взяла для начала урока?
На что можно обратить внимание?
Сформулируйте тему урока, поставьте перед собой цели урока? Запишите в индивидуальную карту.
(Слайды)
Какие слова пропущены? С какой частью речи дружит существительное? Запишите в тетради, подобрав подходящие по смыслу слова, какие это должны быть слова? Кто ближе всех окажется к оригиналу.
Стадия осмысления
1. Итак, мы приступили к изучению раздела «Морфология». Определили, что тема урока Имя существительное.
А зачем нам нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.
Вывод: Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим. (какие слова являются однокоренными? Суть, сущность, сущий, существо) Корень: -сущ-; суффиксы: -еств-и-тель-н-; окончание: -ое.
Справка Слово суть обозначает `сущность', `самое главное в чем-нибудь', `существо чего-нибудь'. Оно употребляется в стилях современного книжного и разговорного русского языка
(Суть - самое главное и существенное в чем-либо.
Конечно, эта часть речи изучалась и в начальной школе, поэтому цель урока вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.
В своих картах, в графе я знаю, запишите, все, что вы помните и знаете об этой части речи.
(Слабым учащимся подсказка-памятка)
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает как часть речи?
- Какие морфологические признаки имеет?
- Каким членов предложения обычно бывает?
Проговаривание в парах, поделитесь друг с другом знаниями о существительном.
Появились ли вопросы, что необходимо вспомнить, чтобы успешно осваивать новый материал по теме? (Учащиеся проговаривают вопросы, на которые необходимо найти ответы)
2. Работа с опорным конспектом (слайд)
Перед вами опорный конспект, проанализируем содержание конспекта.
Сравним ваши записи и то, что собрано в опорном конспекте (морфологические признаки - категория рода, числа, падежа, склонение, синтаксическая роль)
Подсказка на (стр 37-40)
Заполнение графы, в чем затруднения
3. Работа с учебником, сравнение и поиск новой информации.
Что нового мы узнаем и материала параграфа?
Запишите себе в карту.
(Имена существительные обозначают признак как предмет синий – синева, действие как предмет бежать – бег
Упр 470, 471 (устно в парах)
Физминутка ( яблоко, земля, дочь, дом, ночь, школа, облако, тишина, печь)
Я называю существительные, относящиеся к разным склонениям, 1скл – 1 ряд, 1 скл – 2 ряд, 3 скл – 3 ряд
Стадия рефлексии
- Работа со стихотворением Фета
Вернемся к строчкам Фета, определите морфологические признаки и синтаксическую роль существительных, взаимопроверка. (работаем в паре)
- Упражнение «Найди ошибки»
Спишите предложение, исправив его, объясните друг другу правильное написание, обозначьте орфограммы.
- Упражнение «Составь слова» Кто больше за 2 минуты существительные им.п. ед.ч.
контрабас
(бас, краб, работа…)
- Тестовая работа
(цель: выявить трудности, связанные с понимание существительного)
Вариант 1
А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?
1) шампунь для сухих волос
2) работа в тетради
3) скрылось за тучей
4) играет на рояле
А2. В каком словосочетании есть существительное в предложном падеже?
1) пожелай удачи
2) покрылись инеем
3) песня из кинофильма
4) в роли Дубровского
АЗ. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) по тропинк.., на станци..
2) у дорожк.., о счасть..
3) от радост.., на трамва..
4) у сирен.., к дочер..
А4. В каком слове на конце не пишется Ь?
I) плащ..
2) помощ..
3) глуш..
4) в полноч...
В I . Из данного предложения выпишите имя существительное в винительном падеже.
Ради скуки кушай яблочко, мой свет.
Вариант 2
А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?
1) купили тюль
2) пачка вафель
3) звуки виолончели
4) решение задач
А2. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?
1) в высотном здании
2) послал письмо
3) спрятался за деревом
4) темная ночь
A3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) о спектакл.., о событи..
2) пески пустын.., на варень..
3) на вуал.., по дощечк..
4) к молодеж.., о дикци..
А4. В каком слове пишется на конце Ь?
1) пара галош..
2) брош..
З) чертеж..
4) товарищ..
В1. Из данного предложения выпишите имя существительное 3-го склонения.
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без
дверей.
Взаимопроверка в парах по ключу
1 вариант А 1 – 2 А 2 – 4 А 3 – 4 А 4 – 1 В 1 - яблочко | 2 вариант А 1 – 3 А 2 – 2 А 3 – 4 А 4 – 2 В 1 – без дверей |
Оценивание: 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 ошибки – 2
Анализ выполнения тестовой работы, какие ошибки встретились? Почему?
Подведение итогов по таблице:
- Что вам уже было знакомо об имени существительном?
- Какую новую информацию вы получили?
- Что вызвало у вас вопросы, было непонятно?
Оцените свою работу на уроке, поставив общую оценку.
- Домашнее задание на выбор:
- Составить небольшой текст или стихотворение, состоящее из существительных, Сочинить небольшую сказку про имя существительное
- Составить опорный конспект или кластер на тему «Имя существительное»
- Упр. 472
- Рефлексия урока
(закончи фразу)
- Сегодня я узнал …
- Мне было трудно …
- Я выполнял задания …
- Я понял, что …
- Теперь я могу …
- Я приобрёл …
- Я научился …
- Для меня было открытием то, что …
- Мне показалось важным …
- Материал урока был для меня …
Синквейн
Урок
Какой (2 прилагательных)
Что делали (3 глагола)
Фраза
Заключительное слово
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....