Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Формирование психологического настроя на урок. | - Доброе утро! Как ваше настроение? Давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю всем успеха на уроке. Надеюсь, что урок пройдёт плодотворно и интересно.
Ребята, прослушайте притчу «О котах и хвостах» (см. Приложение 1)
| Дети показывают смайлики
Обучающиеся слушают притчу и отвечают на вопрос, в чем ее смысл и как она (притча) поможет на уроке. | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.
|
2. Определение темы урока. Целеполагание. | -Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её. (Сетка кроссворда на слайде)
КРОССВОРД
Вопросы к кроссворду. - Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
- Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.
- Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.
- Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
- Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
- Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
- Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
- Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?
– Ключевое слово отгадано (обращение). Какая тема урока? «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением». - Какую цель вы поставите перед собой?
- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. | - Выполняют задание, отвечая на вопросы кроссворда
Ответы детей: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением». - Научиться находить обращения в предложении, правильно расставлять знаки препинания при обращении.
Записывают тему в тетрадь | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.
Познавательные: подведение под понятие, постановка и решение проблем.
Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения.
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других. |
3. Формирование новых знаний
| - По каким признакам вы сможете найти обращение в тексте? Ответить на этот вопрос вам помогут примеры из сказок А.С.Пушкина. (слайд) – Запишем примеры для наблюдений (слайд ) Зачем ты, Балда, к нам залез? Ветер, ветер! Ты могуч. Свет мой, зеркальце, скажи. Бог с тобою, золотая рыбка!
- Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль. Надпишем над этими словами обращение. А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются. Эта интонация, с которой вы читаете обращения, называется звательной. - А к кому мы обращаемся? Обратимся к примерам. Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?
- Продолжим наблюдения: словами какой части речи выражается обращение? В форме какого падежа? - А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз. Какими знаками выделяется обращение?
- Что является опознавательным признаком обращения?
– Эти наблюдения мы оформим в виде схем: обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной, которую мы пишем внутри прямоугольника, – так на схемах изображается предложение. (схемы на слайде)
- А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение? Обращение – это …
- С каким членом предложения можно спутать обращение? Запишем и сравним (Слайд ): Косой глаз волка не боится. Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?
– А как их различить?
|
Ученики записывают в тетради.
Читают выразительно
Ответы детей ( к человеку, к природе, к предмету, к животному) (Сущ. В им.п)
(Может занимать любое место в предложении, выделяется запятыми или восклицательным знаком, если произносится с восклицательной интонацией) (Звательная интонация) - Ученики оформляют схемы в тетради.
Ответы детей (Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью) (с подлежащим) Делают запись в тетради
(Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения).
| Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.
Познавательные: подведение под понятие,
постановка и решение проблем.
Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения.
Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других. |
4. Первичное закрепление полученных знаний. | Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма. | Просматривают мультфильм «Пылесос» (сериал «Фиксики»), пытаются определить на слух и записать обращения, которые употребляют в своей речи герои фильма. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: излагают свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
5.Физкультминутка | -Устали? Давайте отдохнем! Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парты тихо сесть. | Дети повторяют действия учителя | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6. Закрепление опорных знаний. Практикум. | А) Упражнение 211 на стр.87 Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением. Задание: выполнить синтаксический разбор одного из предложений Самопроверка по эталону Б) Творческое задание (работа в мини группах). Раздаются карточки с заданиями для групп. Задание: составить обращения: 1 группа – к доктору в больнице; 2 группа – к продавцу в магазине с просьбой продемонстрировать товар; 3 группа – к лучшему другу с целью поздравления с днем рождения.
В) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Предложения с обращениями» Предлагаю вам небольшую проверочную работу (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта) Взаимопроверка Вариант 1. Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены). - К утру мороз крепчал.
- Не трещите морозы в заповедном бору.
- Вылезайте муравьи после зимней стужи.
- Муравьи санитары леса.
- Тропинка круто свернула вправо.
- Тропинка куда ты бежишь?
Обратная сторона 1,4,5 | Вариант 2. Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены). - Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
- Бедный поп подставил лоб.
- Князь у синя моря ходит.
- Здравствуй князь ты мой прекрасный!
- Чего тебе надобно старче?
- Старик ловил неводом рыбу.
Обратная сторона 2,3,6 |
| Выполняют упражнение
Выполняют разбор
Выполняют упражнения.
Работают в группах, затем дают ответы
Выполняют задание по вариантам Проверка – работа в парах с занесением количества правильных ответов в лист самооценки | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля. |
7. Включение в систему знаний и повторения | - Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы: 1) Где может стоять обращение? 2) Сколько слов может включать обращение? 3) Какую форму имеет обращение? (И. п.) 4) В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной).
- А теперь заучим стихотворение об обращении.
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. | Ответы детей. Определение уровня приобретенных знаний.
| Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Рефлексия учебной деятельности. Оценивание деятельности обучающихся. | -Какую цель ставили в начале урока? Достигли ее? -За что вы могли бы похвалить себя? -Над чем еще нужно поработать?
Давайте заполним небольшие анкеты (устно)
1.На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал/устал 5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже 6.Материал урока мне был понятен/ не понятен | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Оценивают свою работу по листу самооценки. Подают дневники для отметок учителю. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
9. Домашнее задание (разноуровневое) | На листах самооценки пропечатаны задания, которые зависят от полученной отметки. 1) базовый уровень («удовлетворительно») – упр.215 (переставьте обращения в середину или в конец предложения); 2) повышенный уровень («хорошо»)– тестирование (приложение 2); 3) высокий уровень («отлично») – упр.219 (составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в разных ситуациях). | Выбирают и записывают задание в дневник. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия. |