Рабочая учебная программа русского языка
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 10 классе, отражает нормативные документы, основное содержание предмета, направлена на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа 10 класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_tem._rus.10_2014.docx | 60.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
ПРИНЯТО: на заседании методического совета Протокол № 1 от "28"августа 2014г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СОШ № 12" ____________ И.В. Смирнова Приказ № 678/01-13от "29" августа2014 г. |
Рабочая учебная программа русского языка
Класс: 10 А
Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории
г. Нижневартовск
2014
Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 10 классе, отражает нормативные документы, основное содержание предмета, направлена на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа 10 класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (10-11 классы, - М: Просвещение, 2011).
Используется учебник: Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А., Мищерина – М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008;
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2013.
Количество часов в год –70 (2 часа в неделю).
Содержание курса русского языка в 10 классе максимального приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Программа предусматривает направленность курса на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.
Одним из центральных разделов лингвистики становится культура речи, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативное общение. Преподавание русского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование системы коммуникативных умений и навыков; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете; - формирование и закрепление умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; -воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности; воспитание любви к русскому языку. Необходимо решить следующие задачи: - развивать все виды речевой деятельности; - совершенствовать коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки; - осознавать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязи; - смысловая перерабатывать по смыслу и информационно текст в процессе чтения и аудирования;
-соблюдать языковые нормы и правила речевого поведения.
Приоритетные формы и методы работы с обучающими:
-методы активного обучения (диалоговый, исследовательский, опорных сигналов, критических ситуаций, автоматизированного обучения);
-формы обучения: самостоятельная работа , лекция, семинар, практическое занятие, факультатив, консультация, зачет, проектирование. индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
-учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
-учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии, пунктуации;
-учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты и контрольные диктанты с грамматическим заданием, решение тестовых заданий.
Сроки реализации: 01.09.2014 - 30.05 2015.
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
6. Содержание образования.
7.Тематическое планирование.
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9. Приложения к программе.
Рабочая программа составлена для обучающихся 10 класса с учетом их интеллектуального уровня развития, степени учебной мотивации. Обучающиеся имеют высокие и средние учебные возможности, уровень учебной мотивации у части обучающихся высокий, у части – средний. Исходя из этого, составила рабочую программу, которая предполагает обучение и развитие школьников с разными учебными возможностями на основе внутриклассной дифференциации обучения. Такой подход к преподаванию русского языка в 10 классе обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Профессиональная ориентация органически входит в задачи урока и осуществляется в связи с обучением школьников — в процессе овладения ими учебным материалом. Профориентационная работа на уроках русского языка проводится на уроках развития речи №35,40,45, 63: для написания изложения подбираются тексты, содержащие информацию о профессиях; обучающимся предлагаются темы сочинений, связанные с выбором профессии.
Предполагаемые результаты обучения учеников 10 класса:
- успеваемость - 100 %;
- качество знаний -50 %.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа предполагает изучение русского языка в 10 классе различными пособиями, справочниками и словарями, дидактическим материалом. Ведущим является учебник Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А., Мищерина – М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008;
Структура и специфика курса определяется тем, что раздел «Русский язык» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функций слова. Освоение русского языка как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Русский язык взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык обогащает культурно – историческую память обучающихся, формирует у школьника историзм мышления, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Целевой установкой преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускников школы.
Коммуникативная компетенция - овладение обучающимися 10 класса всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, базовыми умениями, навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе – 70 часов (2 часа в неделю), из них на развитие речи – 6 часов, на контрольные работы - 7 часов. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Количество учебных недель – 35.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи,
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
-производить звукобуквенный анализ слов;
-видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-части речи; производить морфологический разбор всех частей речи;
-синтаксический разбор простого и сложного предложений;
-читать тексты разных типов и стилей, осмысливая их, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой и сложный план, сжато пересказывать текст по плану;
-письменно пересказывать текст (писать подробное и сжатое изложение текста).
6. Содержание образования
№ | Тема | Коли чество часов | В том числе | |
Развитие речи | Контрольные работы | |||
1 | Место русского языка в современном мире | 1 | ||
2 | Состав слова. Части речи, их синтаксическая роль | 4 | ||
3 | Звуко - буквенные написания: правописание гласных в корнях слов | 6 | 1 | |
4 | Правописание согласных в корнях слов | 7 | 1 | 1 |
5 | Правописание окончаний разных частей речи | 10 | 1 | |
6 | Правописание приставок | 7 | 1 | 1 |
7 | Правописание суффиксов различных частей речи | 5 | 1 | |
8 | Правописание Н, НН в суффиксах различных частей речи | 10 | 1 | 1 |
9 | Правописание орфограмм | 7 | ||
10 | Служебные части речи | 9 | 1 | |
11 | Повторение | 5 | 2 | |
Итого | 70 | 5 | 7 |
7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ | Наименование раздела, темы | Дата | Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий | Планируемые предметные результаты освоения материала | |
по плану | по факту | ||||
1 | Место русского языка в современном мире - 1ч | ||||
1 | Место русского языка в современном мире. | Развитие языкового эстетического идеала | Владение знаниями о родном языке | ||
II | Состав слова. Части речи, их синтаксическая роль - 4ч | ||||
2 | Состав слова. | Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся Закрепление навыков самостоятельной работы, практической работы | Навыки словообразовательного разбора Умение определять структуру и грамматическое значение основных языковых единиц | ||
3 | Морфемный анализ | ||||
4 | Морфологические признаки частей речи. | ||||
5 | Морфологические признаки частей речи. | ||||
III | Звуко - буквенные написания: правописание гласных в корнях слов - 6ч | ||||
6 | Правописание гласных в корнях слов. | Овладение нормами русского литературного языка; сравнивать, сопоставлять, группировать, обобщать; рационально запоминать | Формирование прочных орфографических умений и навыков (правописание гласных в корнях слов), соблюдать при письме орфографические нормы | ||
7 | Р.Р. Отзыв. | ||||
8 | Правописание корней с чередованием гласных | ||||
9 | Правописание корней с чередованием гласных. | ||||
10 | Правописание гласных после шипящих и Ц. | ||||
11 | Контрольная работа по теме | ||||
IY | Правописание согласных в корнях слов - 7ч (Р/р1ч) | ||||
12 | Правописание согласных в корнях слов | Извлекать необходимую информацию из источников, осуществлять речевой самоконтроль, владеть навыками самостоятельной коррекции пробелов знаний | Повторение орфограмм, законов ассимиляции русского языка, соблюдать при письме орфографические нормы | ||
13 14 | Правописание глухих, звонких и непроизносимых согласных. | ||||
15 | Р/Р. План, тезисы, конспект | ||||
16 | Правописание двойных согласных | ||||
17 18 | Контрольная работа по теме и анализ ошибок | ||||
Y | Правописание окончаний разных частей речи -10ч | ||||
19 20 | Правописание окончаний имен существительных | Навыки практической деятельности при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, усвоить теоретические сведения, применять на практике, использовать приобретенные приемы информационной переработки текста | Умение объяснить условия правописания падежных окончаний существительных, количественных и порядковых числительных, прилагательных и причастий, личных окончаний глаголов | ||
21 22 | Правописание окончаний сложных и составных числительных | ||||
23 24 | Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. | ||||
25 26 | Правописание личных окончаний глаголов | ||||
27 | Контрольная работа по теме | ||||
28 | Работа над ошибками | ||||
YI | Правописание приставок -7ч (Р/р1ч) | ||||
29 | Приставки, оканчивающиеся на З-С. | Выявлять существенные признаки объекта; определять соотношения компонентов объекта; владеть цитированием и различными видами комментариев | Применение орфограммы в разных частях речи «Правописание приставок». | ||
30 31 | Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. | ||||
32 | Буквы И-Ы после приставок. | ||||
33 | Дефисное и раздельное написание приставок | ||||
34 | Контрольное тестирование по теме | ||||
35 | Р/р. Текст-описание | ||||
YII | Правописание суффиксов различных частей речи - 5ч (Р/р 1ч) | ||||
36 | Правописание суффиксов существительных | Использовать справочную и дополнительную литературу, выявлять существенные признаки объекта; проводить разные виды сравнения; владеть компонентами доказательства | Умение объяснить условия выбора орфограммы, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления | ||
37 | Правописание суффиксов прилагательных. | ||||
38 | Правописание суффиксов причастий. | ||||
39 | Правописание суффиксов глаголов. | ||||
40 | Р/р. Текст-повествование | ||||
YIII | Правописание Н, НН в суффиксах различных частей речи - 10 (Р/р 1ч) | ||||
41 42 | Правописание Н, НН в суффиксах прилагательных | Создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров; проведение разных видов сравнения; установление причинно-следственных связей организация самоконтроля; коррекция пробелов в знаниях | Повторение орфограммы «Правописание Н, НН в суффиксах различных частей речи», применение на практике основных орфографических норм, умение объяснить условия выбора орфограммы | ||
43 44 | Правописание Н, НН в суффиксах причастий | ||||
45 | Р/р. Текст - рассуждение | ||||
46 | Правописание Н, НН в суффиксах наречий | ||||
47 | Повторение по теме | ||||
48 | Контрольная работа по теме | ||||
49 | Работа над ошибками | ||||
50 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных | ||||
IХ | Правописание орфограмм – 7 ч. | ||||
51 | Правописание Ь в частях речи | Развивать самостоятельность в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, уметь осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности | Применять в практике орфографические нормы, умение объяснить условия выбора орфограмм «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных», «Слитное, дефисное написание сложных слов» | ||
52 53 | Употребление разделительных Ъ и Ь | ||||
54 55 | Правописание Ь на конце слов после шипящих | ||||
56 57 | Правописание сложных слов | ||||
Х | Служебные части речи - 9ч (Р/р 1ч) | ||||
58 | Правописание частицы НЕ | Развивать самостоятельность мышления, умение осознавать и мотивировать свою учебную деятельность | Уметь учитывать значение морфем при выборе их правописания | ||
59 | Правописание частицы НЕ | ||||
60 61 | Частицы НЕ и НИ. | ||||
62 | Повторение по теме | ||||
63 | Р/р. Стили и типы речи. | ||||
64 | Правописание предлогов | ||||
65 | Правописание производных предлогов | ||||
66 | Правописание союзов. | ||||
ХI | Повторение - 4ч. | ||||
67 | Тестирование | Работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, уметь осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности | Знать основные правила по фонетике, лексике, грамматике, стилистике, культуре речи; уметь находить в словах орфограммы и пунктограммы, обосновывать их. | ||
68 | Анализ работы | ||||
69 70 | Контрольное тестирование |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Учебно-методическая литература:
№ | Наименование | Выходные данные |
1 | Учебник | Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А., Мищерина – М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008 |
2 | Программа | Примерной программы основного общего образования по русскому языку; |
3 | Учебное пособие | Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2013. |
4 | Сборник тестов. Русский язык | 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену. – М., Просвещение, 2013. |
5 | Русский язык. Контрольные измерительные материалы | Русский язык. Контрольные измерительные материалы/Под ред. Г.С. Ковалевой. - М., Просвещение, 2013. |
6 | Русский язык | Егораева Г.Т. Русский язык: Выполнение части 3 (С)- М., Экзамен, 2012 |
7 | Календарно - тематическое планирование учителя | Календарно-тематическое планирование учителя. |
9. Приложения к программе
Критерии оценивания работ
I. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данногокласса.
Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для VI класса 100-110, для
VII – 110-120, VIII – 120-150, для IX – 150-170, X-XI классов – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15, для VI класса – 20, для VII класса – 25, для VIII – IX – 30, X-XI классов – 30-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло),
«мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
II. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями
раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0.1
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4
грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
Критерии оценивания тестовых работ обучающихся
Отметка «5» ставится, если: выполнено 91-100% работы.
Отметка «4» ставится, если: выполнено 75-90% работы.
Отметка «3» ставится, если: выполнено 50-74% работы.
Отметка «2» ставится, если: выполнено 20-49% работы.
Темы проектов
1. Отражение русского национального характера во фразеологизмах.
2. Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных).
3. Наши друзья – словари.
4. Переход слова из одной части речи в другую.
5. Различные виды омонимии в художественных текстах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа. Русский язык. 8 класс.
Учебная программа. Русский язык. 8 класс. 4 часа в неделю, 136 часов - год.Учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. Русский язык. 8 класс. Москва - "Просвещение"....
Учебная программа. Русский язык. 6 класс.
Учебная программа. Русский язык. 6 класс. 6 часов в неделю, 204 часа в год.Учебник Ладыженской Т.А. и др. Русский язык. 6 класс. Москва - "Просвещение"....
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 6 классе, отражает нормативные документы, определяет содержание, объём, порядок изучения предмета с учётом целей, задач и особенностей у...
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе нормативных документов, направлена на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащи...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс специального (коррекционного) образованияVIII вида
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесс...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Иностранный язык (английский) начальное общее образование, 2 класс 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по иностранному языку в соответствии с ФГОС, ООП НёОО МБОУ школа – интернат с. Некрасовка, авторской прог...