Учебная программа. Русский язык. 6 класс.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Учебная программа. Русский язык. 6 класс. 6 часов в неделю, 204 часа в год.
Учебник Ладыженской Т.А. и др. Русский язык. 6 класс. Москва - "Просвещение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_6_klass_uchebnaya_programma.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 6 класс.
6 часов в неделю, 204 часа в год.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, утвержденной Министерством образования РФ, и полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся.
По программе выделено 204 часа, из расчета 6 часов в неделю.
Содержание программы направлено на усвоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Основные цели обучения русскому языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи курса:
1. Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания.
2. Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию.
3. Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.
4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения.
5. Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности.
Содержание программы «Русский язык. 6 класс».
1. Язык. Речь. Общение. Русский язык – один из развитых языков мира. Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
2. Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Словосочетания. Простое и сложное предложение. Знаки препинания. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Тип. Речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
3. Текст. Особенности текста. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Официально-деловой стиль. Речь устная и письменная. Диалогическая и монологическая речь.
4. Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Неологизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Словари. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
5. Фразеология. Культура речи. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Конструирование текстов с использованием фразеологизмов.
6. Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Сложный план. Правописание корней с чередованием гласной. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение. Сочинение по картине.
7. Морфология. Орфография. Культура речи. Часть 1.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не- с существительными. Гласные после шипящих в суффиксах существительных. Написание письма. Анализ стихотворного текста. Сочинение по картине.
8. Морфология. Орфография. Культура речи. Часть 2.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Морфологический разбор имени прилагательного. Не- с прилагательными. Правописание прилагательных. Описание природы. Выборочное изложение.
Имя числительное.
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Порядковые числительные. Разряды числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор числительного. Стиль текста. Составление текста объявления.
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Рассуждение. Местоимение и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Составление рассказа от 1 лица. Сочинение-рассуждение.
Глагол.
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Наклонение глагола. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
9. Повторение и систематизация изученного в 6 классе. Культура речи.
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Сочинение-описание. Итоговый тест.
Требования к результатам освоения учебной программы.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 6 класса
Специальные предметные умения
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
Знать \ понимать:
— определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
— орфографические, пунктуационные правила;
Уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
— воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную
информацию;
— определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
— вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
ЧТЕНИЕ:
— осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического
содержания;
— дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
— разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
— самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
— прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности
(заготовки, иллюстрации, различать шрифтовые выделения информации);
— выразительно читать художественные и научно – учебные тексты;
ГОВОРЕНИЕ:
— пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-
рассуждения;
— подробно и выборочно пересказывать худ. повествовательные тексты;
— сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые
средства выразительности;
— соблюдать последовательность и связность изложения;
ПИСЬМО:
— подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного
текста;
— сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые
средства выразительности;
— строить письменные высказывания на заданную тему;
— соблюдать последовательность и связность изложения;
— собирать материал к сочинению и систематизировать его;
— составлять сложный план и на его основе создавать текст;
— использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
— употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности
текста и связи предложений;
— исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова
местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
ТЕКСТ:
— определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить
текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
— определять вид связи и средства связи предложений в тексте;
— устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности
языка и стилю речи;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
— проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
— использовать транскрипцию;
— правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей
речи;
— пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в
звучащей речи;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
— выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
— давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
— выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении
словообразовательного анализа слова;
— различать изученные способы словообразования сущ., прил., глаг., нареч.;
— составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
— давать комментарии к словообразовательному гнезду;
— объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словарем;
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
— пользоваться разными способами толкования ЛЗ слова;
— употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их ЛЗ, а также с
условиями и задачами общения;
— толковать ЛЗ слов и фразеологизмов;
— подбирать синонимы и антонимы;
— выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой
ситуации;
— пользоваться различными видами словарей;
— анализировать примеры использования слов в переносном значении;
— проводить лексический разбор слова;
МОРФОЛОГИЯ:
— указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать
и употреблять соответствующие грамматические формы;
— уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
— опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
ОРФОГРАФИЯ:
— обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
— объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание
морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
— свободно пользоваться орфографическим словарем;
— владеть приемом поморфемного письма;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
— составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по
предложенной схеме;
— анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
— определять синтаксическую роль изученных частей речи;
— правильно применять изученные пунктуационные правила;
— устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные
графические обозначения;
— строить пунктуационные схемы предложений;
— самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
Определяет структуру объекта познания, ищет и выделяет значимые
функциональные связи и отношения между частями целого.
Разделяет процессы на этапы, выделяет характерные причинно-
следственные связи.
Определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе
заданных алгоритмов.
Сравнивает, сопоставляет, классифицирует объекты по одному или
нескольким предложенным основаниям, критериям.
Различает факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Исследует несложные практические ситуации, выдвигает предложения,
понимает необходимость их проверки на практике.
Творчески решает учебные и практические задачи: умеет мотивированно
отказаться от образца, ищет оригинальные решения, самостоятельно выполняет
различные творческие работы, участвует в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Адекватно воспринимает устную речь и передает содержание
прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.
Осознанно читает тексты различных стилей и жанров.
Владеет монологической и диалогической речью.
Создает письменные высказывания с заданной степенью свернутости
(кратко, полно).
Составляет план. Приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует
выводы. Отражает в устной или письменной форме результаты своей
деятельности.
Перефразирует мысль.
Выбирает и использует знаковые системы (текст, таблица, схема) в
соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использует для решения познавательных и коммуникативных задач
различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-
ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность:
Владеет навыками контроля и оценки своей деятельности.
Ищет и устраняет причины возникших трудностей.
Оценивает свои учебные достижения, поведение.
Может совместно работать: согласовывать и координировать деятельность
с другими участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач
коллектива.
Используемый учебно-методический комплекс.
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Тематическое планирование.
Распределение учебных часов по разделам программы.
№ | Тема | Количество часов | К.Р. | Р.Р. |
1. | Язык. Речь. Общение. | 3 | 0 | 2 |
2. | Повторение изученного в 5 классе. | 9 | 1 | 2 |
3. | Текст. | 5 | 0 | 5 |
4. | Лексика. Культура речи. | 12 | 1 | 2 |
5. | Фразеология. Культура речи. | 4 | 1 | 1 |
6. | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 34 | 4 | 12 |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. Часть 1. Имя существительное. | 25 | 3 | 6 |
8. | Морфология. Орфография. Культура речи. Часть 2. | 99 | 12 | 24 |
Имя прилагательное Имя числительное. Местоимение. Глагол. | 25 | 3 | 6 | |
18 | 2 | 4 | ||
25 | 3 | 6 | ||
31 | 4 | 8 | ||
9. | Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 13 | 1 | 2 |
Итого: | 204 | 23 | 56 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа. Русский язык. 8 класс.
Учебная программа. Русский язык. 8 класс. 4 часа в неделю, 136 часов - год.Учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. Русский язык. 8 класс. Москва - "Просвещение"....
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 6 классе, отражает нормативные документы, определяет содержание, объём, порядок изучения предмета с учётом целей, задач и особенностей у...
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе нормативных документов, направлена на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащи...
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 10 классе, отражает нормативные документы, основное содержание предмета, направлена на формирование языковой, коммуникативной и ли...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс специального (коррекционного) образованияVIII вида
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесс...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...