Рабочая учебная программа русского языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 6 классе, отражает нормативные документы, определяет содержание, объём, порядок изучения предмета с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса.
Программа 6 класса рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_tem._rus_6_2014.docx | 94.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
ПРИНЯТО: на заседании методического совета Протокол № 1 от "28"августа 2014г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СОШ № 12" ____________ И.В. Смирнова Приказ № 678/01-13от "29" августа2014 г. |
Рабочая учебная программа русского языка
Класс: 6 А, Г
Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории
г. Нижневартовск
2014
Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 6 классе, отражает нормативные документы, определяет содержание, объём, порядок изучения предмета с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса.
Программа 6 класса рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Используется учебник: Русский язык : 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014.
Количество часов – 210 (6 часов в неделю).
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Преподавание русского языка в 6 А. Г классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
- формирование и закрепление умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности; воспитание любви к русскому языку. Необходимо решить следующие задачи:
- развивать все виды речевой деятельности;
- совершенствовать коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки;
- перерабатывать текст по смыслу и информационно в процессе чтения и аудирования;
-соблюдать языковые нормы и правила речевого поведения.
Приоритетные формы и методы работы с обучающими:
методы активного обучения (диалоговый, исследовательский, опорных сигналов, критических ситуаций, автоматизированного обучения);
формы обучения: самостоятельная работа (под контролем учителя и без), лекция, семинар, практическое занятие, факультатив, консультация, зачет, проектирование. индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
-учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
-учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии, пунктуации;
-учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты и контрольные диктанты с грамматическим заданием, решение тестовых заданий.
Сроки реализации: 01.19.2014 - 30.05 2015.
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
6. Содержание образования.
7.Тематическое планирование.
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9. Приложения к программе.
Рабочая программа составлена для обучающихся 6А, Г классов с учетом их интеллектуального уровня развития, степени учебной мотивации. Обучающиеся имеют высокие, средние и низкие учебные возможности, уровень учебной мотивации у части обучающихся высокий, у части – средний и низкий. Исходя из этого, составила рабочую программу, которая предполагает обучение и развитие школьников с разными учебными возможностями на основе внутриклассной дифференциации обучения. Такой подход к преподаванию русского языка в 6А, Г классах обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Инновационная образовательная практика показывает, что компетентностно ориентированный образовательный процесс и организация комплексной профориентационной поддержки обучающихся, алгоритм которой зафиксирован через Карту взросления учащихся І -ХІ классов, содействуют развитию профессионально важных компетенций старшеклассников, необходимых для дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности личности в современных условиях.
В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя-предметника:
1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
2. Определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий.
3. Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному учебному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона).
В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи:
а) знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;
б) информирование учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;
в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, особенно к рабочим, в которых ощущается острая необходимость в данном регионе;
г) углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности.
На уроках русского языка школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы, мы используем следующие словарные слова: арматура, бетон, конвейер, маляр, оргнамент, паркет, прибыть (на работу), профессия, штукатур, экскаватор, в изучении раздела «Лексика» параграф «Профессинализмы». Написание сочинений по теме: «Произведение народного декоративного искусства», «Когда моя мама начинала работать», изложение «Витькина гайка» об экскурсии на автозавод», составить текст на тему «Как сшить фартук (косынку, сарафан и т.д.)», «Как сделать полочку для книг»
Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках русского языка.
Предполагаемые результаты обучения учеников 6А класса:
- успеваемость - 100 %;
- качество знаний -54 %.
Предполагаемые результаты обучения учеников 6Г класса:
- успеваемость - 100 %;
- качество знаний -46 %.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Структура и специфика курса определяется тем, что раздел «Русский язык» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология»
Программа предполагает изучение русского языка в 6 классе различными пособиями, справочниками и словарями, дидактическим материалом. Ведущим является учебник Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.; науч. ред. Н.М. Шанский – М.: «Просвещение», 2014.
Большую роль при изучении русского языка играет межпредметная связь. Наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средства связи предложений и частей текста, использование в тексте отдельных типов речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению).
Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинения по картине, способствуем эстетическому воспитанию учащихся, понимать язык этого вида искусства.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Прочные и осознанные навыки вырабатываются в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений.
В 6 классе формируются такие умения и навыки, как понятие об орфограмме, правописание всех значимых частей слова, навыки всех видов разбора, навыки постановки знаков препинания в простом предложении. Оптимальная сформированность языковых, коммуникативных, лингвистических компетенций поможет решить практические задачи формирования прочных орфографических, пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развития языкового эстетического идеала, умения определять структуру и грамматическое значение основных языковых единиц слова, словосочетания, предложения
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе – 210 часов (6 часов в неделю), из них на развитие речи – 34 часа, на контрольные работы - 16 часов. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Количество учебных недель – 35.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества. Осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма. Осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи,
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
-производить звукобуквенный анализ слов;
-видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-части речи; производить морфологический разбор всех частей речи;
-виды предложения по цели высказывания и интонации;
-синтаксический разбор простого и сложного предложений;
-читать тексты разных типов и стилей, осмысливая их, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой и сложный план, сжато пересказывать текст по плану;
-письменно пересказывать текст (писать подробное и сжатое изложение текста).
6. Содержание учебного курса
№ | Тема | Количество часов |
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 |
2 | Повторение пройденного в 5 классе | 16+5 р.р. |
3 | Лексика и фразеология. Культура речи | 15+2 р.р. |
4 | Словообразование. Орфография. Культура речи | 24+7 р.р. |
5 | Имя существительное | 20+1р.р |
6 | Имя прилагательное | 24+5р.р. |
7 | Имя числительное | 15+3р.р. |
8 | Местоимение | 23+4р.р. |
9 | Глагол | 25+5р.р. |
10 | Повторение и систематизация пройденного в 6 классе | 13+2р.р. |
Итого: 210 часов (из них 34 часа развития речи). |
Русский язык – один из развитых языков мира.
Тема 1. Повторение изученного в 5 классе. Культура речи
Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.
Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.
Развитие речи: Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.
Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 2. Лексика и фразеология. Культура речи
Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах.
Развитие речи: Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение.
Тема 3. Словообразование и орфография. Культура речи
Повторение пройденного по словообразованию в V классе.
Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание
чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-,буквы ЫиИпосле приставок на согласные.
Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи: Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.
Обучающиеся должны уметь: производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Тема 4. Имя существительное. Культура речи
Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные.Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щв суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Развитие речи: Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных.
Обучающиеся должны уметь: различать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Тема 5. Имя прилагательное. Культура речи
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Епосле шипящих и Цв суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи: Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки прилагательного; способы образования прилагательных; правописание не с прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных.
Обучающиеся должны уметь: различать прилагательное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине; выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 6. Имя числительное. Культура речи
Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Развитие речи: Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки числительного; способы образования числительных; правописание числительных.
Обучающиеся должны уметь: различать числительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием
Тема 7. Местоимение. Культура речи
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развитие речи: Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки местоимения; способы образования местоимений; правописание местоимений.
Обучающиеся должны уметь: различать местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор местоимения; писать изложение с элементами сочинения, составлять рассказ по сюжетным рисункам.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 8. Глагол. Культура речи
Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Развитие речи: Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки глагола; способы образования глагола ; правописание суффиксов глаголов.
Обучающиеся должны уметь: различать глагол среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Тема 9. Повторение и систематизация изученного в 6 классе
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Обучающиеся должны знать: изученные в 5 классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант.
7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п | Наименование раздела, темы | Дата | Планируемые предметные результаты освоения материала | Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий | ||
по плану | по факту | |||||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Язык как средство общения | Слушать, фиксировать в виде плана | |||
Повторение пройденного в 5 классе (16 + 5р.р.) | ||||||
2 | Фонетика | Предмет изучения фонетики | Ставить учебную задачу. Правильно оформлять записи в тетради. Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов Понимать последовательность действий. Высказывать суждения, подтверждать их фактами. Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики | |||
3 | Морфемика | Предмет изучения морфемики | ||||
4 5 | Орфограммы в корнях слов | Орфограммы в корнях слов | ||||
6 | Части речи | Части речи и формы их изменения. Морфологический разбор частей речи | ||||
7 | Орфограммы в окончаниях слов | Орфограммы в окончаниях слов | ||||
8 | Словосочетание. Простое предложение | Главное и зависимое слово в словосочетании. Словосочетание и основа предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | ||||
9 | Члены предложения | Главные и второстепенные члены предложения и вопросы, на которые они отвечают. Основа предложения. | ||||
10 | Однородные члены предложения | Нераспространенные предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами. | ||||
11 | Сложное предложение. | Структура сложного предложения | ||||
12 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Порядок разбора простого и сложного предложения. | ||||
13 | Прямая речь. Диалог | Прямая речь и диалог. Знаки препинания при них. Схемы предложений с прямой речью. | ||||
14 15 | Р.р. Сочинение | |||||
16 | Р.р. Работа над ошибками | |||||
17 | Повторение | |||||
18 | Тест «Повторение» | |||||
19 | Контрольный диктант | |||||
20 | Работа над ошибками | |||||
21 | Рр Текст | Текст, его структура | ||||
22 | Рр Официально-деловой стиль речи | Навык определения стиля речи | ||||
Лексикология и фразеология (15+2 р.р.) | ||||||
23 24 | Повторение | Повторение сведений о лексическом значении слова, о многозначных словах и словах с переносным значением. | Давать определение по существенным признакам. Различать повествование, описание, рассуждение. Составлять простой план. Выделять главное. Уметь определять тему текста; сопоставлять данные тексты; перерабатывать готовые тексты. Уметь работать с орфографическим и толковым словарями. | |||
25 | Р.р. Собирание материала к сочинению | |||||
26 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы | Общеупотребительные слова. Диалектные слова в художественных произведениях. Наречия русского языка. Отражение диалектных слов в толковых словарях. | ||||
27 | Профессионализмы. | Профессиональные слова. Употребление их в художественных произведениях, в газетах, науке. Отражение профессиональных слов в толковых словарях. | ||||
28 | Рр Сжатое изложение | |||||
29 | Жаргонизмы | Жаргонизмы | ||||
30 | Эмоционально окрашенные слова | Эмоционально окрашенные слова | ||||
31 | Устаревшие слова | Устаревшие слова. Основная причина устаревания слов. Употребление их в художественных произведениях. Устаревшие слова в толковых словарях. | ||||
32 | Новые слова | Новые слова; основная причина их появления в языке. Знакомство с названием разделов лексикология и лексикография | ||||
33 | Исконно русские и заимствованные слова | Три пути пополнения словарного состава языка. Исконно русские и заимствованные слова | ||||
34 35 | Фразеологизмы | Понятие о фразеологическом обороте. Фразеологические обо-роты в толковых словарях. Употребление их в художественных произведениях. | ||||
36 | Повторение | Систематизация знаний об изученных лексических явлениях. | ||||
37 | Зачёт по теме «Лексикология и фразеология» | |||||
38 39 | Контрольный диктант Работа над ошибками | Работа над орфографическими ошибками в словах из контрольного диктанта. | ||||
Словообразование. Орфография. Культура речи. (24 +7 р.р.) | ||||||
40 41 | Повторение | Повторение частей слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Организовать работу в группе. Анализировать материал, находить заданные понятия. Извлекать информацию. Высказывать суждения, подтверждать их фактами. Сложный план Самостоятельно работать Соблюдать правила гигиены учебного труда Развивать умение писать под диктовку Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики | |||
42 | Рр Описание помещения | |||||
43 44 45 | Основные способы образования слов в русском языке | Основные способы образования слов в русском языке | ||||
46 | Этимология слов | Этимология слов | ||||
47 | Рр. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Систематизация материалов к сочинению | ||||
48 | Рр.Сочинение-описание помещения | Признаки текста, его назначение, смысловые типы текстов | ||||
49 | Буквы о-а в корне кос-кас | Орф. №26 и правило правописания букв о и а в корне с чередованием кос-кас | ||||
50 | Буквы о-а в корне гор-гар | Орф. №27 и правило правописания букв о и а в корне с чередованием гор-гар | ||||
51 | Повторение | Повторение правил орф №26, 27 | ||||
52 | Буквы ы-и после приставок | Орф. №28 и правило правописания букв ы-и после приставок на согласные. | ||||
53 54 55 56 57 58 | Гласные в приставках пре-при | Орф. №29 и правило правописания гласных в приставках пре-при | ||||
59 | Р.Р. Выборочное изложение. | Выборочное изложение по тексту А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | ||||
60 | Соединительные о-е в сложных словах | Соединительные гласные. | ||||
61 62 | Сложносокращенные слова | Сложносокращенные слова. | ||||
63 64 | Р.р. Сочинение-описание комнаты по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | |||||
65 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | Повторение сведений о морфеме и словообразовании. | ||||
66 | Р.р. Работа над ошибками в сочинении по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | Неточности в содержании, речевые недочёты, грамматические ошибки. | ||||
67 | Повторение | Повторение и обобщение основного в теме «Словообразование» | ||||
68 | Зачёт по теме «Словообразование» | |||||
69 70 | Контрольный диктант Работа над ошибками | Работа над орфографическими ошибками в словах из контрольного диктанта. | ||||
Имя существительное (20 + 1р.р.) | ||||||
71 72 73 | Повторение изученного в 5 классе | Закрепление знаний об имени существительном как части речи. | Анализировать ответы учащихся Понимать последовательность действий. Создавать связные высказывания на лингвистическую тему Составлять публичное выступление Соблюдать правила гигиены учебного труда Развивать умение писать под диктовку Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики | |||
74 75 | Разносклоняемые имена существительные | Разносклоняемые существительные и морфологический разбор | ||||
76 | Несклоняемые имена существительные | Несклоняемые существительные. Определение падежа у несклоняемых существительных | ||||
77 | Род несклоняемых имен существительных | Правила определения рода несклоняемых имен существительных | ||||
78 | Имена существительные общего рода | Существительные общего рода. морфологический разбор их. | ||||
79 | Морфологический разбор имени существительного | Повторение порядка разбора существительного | ||||
80 | Р.р. Сочинение-описание по личным впечатлениям (упр.236) | Создавать связные высказывания по личным впечатлениям | ||||
81 82 | Не с существительными | Орф. №32 и правило правописания не с существительными | ||||
83 84 | Буквы ч-щ в суффиксе чик/щик | Знакомство с орф. и с правилом правописания ч-щ в суффиксе чик/щик | ||||
85 | Гласные в суффиксах–ек-ик | Формирование навыка различения на письме суффиксов –ек-ик. Знакомство с правилом о правописании гласных в суффиксах ек-ик | ||||
86 | Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных | Ознакомление с правилом о правописании гласных после шипящих в суффиксах существительных | ||||
87 88 | Повторение | Обобщение и закрепление знаний об имени существительном. | ||||
89 | Зачёт по теме «Имя существительное» | |||||
90 91 | Контрольный диктант Работа над ошибками | Работа над орфографическими ошибками в словах из контрольного диктанта. | ||||
Имя прилагательное (24+5 р.р.) | ||||||
92 93 94 | Повторение изученного в 5 классе | Повторение сведений о прилагательном | Создавать связные высказывания на лингвистическую тему Анализировать ответы учащихся Понимать последовательность действий. Владеть умением логически излагать мысли, работать с текстом Давать определение по существенным признакам. Выделять главное. Воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости. Задавать уточняющие вопросы. Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики | |||
95 | Р.р. Описание природы | |||||
96 97 | Степени сравнения | Степени сравнения. Образование и употребление сравнительной степени | ||||
98 | Р.р. Сочинение-описание природы | |||||
99 | Качественные прилагательные | Значение и морфологические признаки качественных прилагательных. | ||||
100 | Относительные прилагательные | Значение и морфологические признаки относительных прилагательных. | ||||
101 | Р.р. Выборочное изложение | |||||
102 103 | Притяжательные прилагательные | Значение и морфологические признаки притяжательных прилагательных. | ||||
104 | Морфологический разбор имени прилагательного | Ознакомление с полным морфо-логическим разбором прилагательного и образцом разбора | ||||
105 106 107 | Не с прилагательными | Орф. №57 и правило правописания не с прилагательными | ||||
108 | Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Орф. №37 и правило правописания о-е после шипящих и цв суффиксах прилагательных | ||||
109 110 | Р.р. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» | |||||
111 112 113 | Н - нн в суффиксах прилагательных | Орф. №39 и правило правописания Н-нн в суффиксах прилагательных | ||||
114 | Суффиксы -к - -ск | Различение на письме суффиксов -к – ск | ||||
115 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | ||||
116 117 | Повторение. | Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное» | ||||
118 | Зачёт по теме «Имя прилагательное» | |||||
119 120 | Контрольный диктант Работа над ошибками | Работа над орфографическими ошибками в словах из контрольного диктанта | ||||
Имя числительное (15+3рр) | ||||||
121 | Имя числительное как часть речи | Признаки числительного как части речи: его лексико-грамматическое значение, изменении, употреблении в предложении. Числительные и другие части с числовым значением | Создавать связные высказывания (устные и письменные) Анализировать ответы учащихся Понимать последовательность действий. Владеть умением логически излагать мысли, работать с текстом Соблюдать правила гигиены учебного труда Развивать умение писать под диктовку Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики | |||
122 | Простые и составные числительные | Простые и составные | ||||
123 | Ь на конце и в середине числительных | Ь на конце и в середине числительных | ||||
124 | Разряды количественных числительных | Разряды количественных числительных | ||||
125 126 | Числительные, обозначающие целые числа | Правописание гласных в окончаниях числительных, обозначающих целые числа | ||||
127 128 | Р.р. Выборочное изложение | Выборочное изложение (упр. 366) | ||||
129 | Дробные числительные | Знакомство со склонением дробных числительных | ||||
130 | Собирательные числительные | Знакомство с собирательными числительными | ||||
131 132 | Порядковые числительные | Порядковые числительные. Их образование и склонение | ||||
133 | Морфологический разбор | Порядок морфологического разбора имени числительного | ||||
134 | Повторение | Повторение изученного об имени числительном | ||||
135 | Зачёт по теме «Имя числительное» | |||||
136 137 | Контрольный диктант Работа над ошибками | |||||
138 | Р.р. Публичное выступление на тему «Берегите природу» | |||||
Местоимение (23 + 4р.р.) | ||||||
139 140 | Местоимение как часть речи | Местоимение как часть речи | Уметь озаглавливать текст, выделять основную мысль текста. Создавать связные высказывания на лингвистическую тему Анализировать ответы учащихся Владеть умением логически излагать мысли, работать с текстом Создавать письменные высказывания Соблюдать правила гигиены учебного труда Развивать умение писать под диктовку Давать определение по существенным признакам Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики | |||
141 142 | Личные местоимения | Функция личных местоимений в речи, их склонение | ||||
143 | Возвратное местоимение | Знакомство с возвратным место-имением себя. | ||||
144 | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам | Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам | ||||
145 | Вопросительные местоимения | Вопросительные местоимения-их назначение в речи, склонение | ||||
146 | Вопросительные местоимения | |||||
147 148 | Неопределённые местоимения | Неопределённые местоимения. Их склонение и образование. Правило о слитном и раздельном написании приставки не-.. | ||||
149 150 151 | Отрицательные местоимения | Отрицательные местоимения | ||||
152 153 | Притяжательные местоимения | Притяжательные местоимения | ||||
154 | Рр Сочинение-рассуждение | Создавать текст-рассуждение | ||||
155 156 | Указательные местоимения | Указательные местоимения - их значение в речи и склонение | ||||
157 158 | Определительные местоимения | Знакомство с определительными местоимениями, их разграничение с указательными местоимениями и прилагательными | ||||
159 | Р.р. Сочинение-рассказ по воображению | Рассказ по воображению | ||||
160 | Морфологический разбор местоимения | Знакомство с порядком и образцом разбора местоимения как части речи | ||||
161 | Повторение | Обобщение и систематизация знаний о местоимениях: их разряды, склонение, образование употребление. Закрепление навыков правописания местоимений | ||||
162 | Зачёт по теме «Местоимение» | |||||
163 164 | Контрольный диктант Работа над ошибками | |||||
165 | Р.р. Сочинение по картине | Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» | ||||
Глагол (25 + 5 р.р.) | ||||||
166 167 168 169 | Глагол. Повторение изученного в 5 классе. | Значение глагола; н.ф. глагола; сов.-несов. вид. Правописание Ь в глагольных формах | Уметь озаглавливать текст, выделять основную мысль текста. Создавать связные высказывания на лингвистическую тему Анализировать ответы учащихся Владеть умением логически излагать мысли, работать с текстом Составлять простой и сложный план Создавать письменные высказывания на заданную тему Соблюдать правила гигиены учебного труда Развивать умение писать под диктовку Давать определение по существенным признакам Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики Понимать последовательность действий. | |||
170 | Р.р. Сочинение—рассказ по началу и по сюжетным рисункам | |||||
171 172 | Разноспрягаемые глаголы | Разноспрягаемые глаголы и особенности их спряжения | ||||
173 174 | Глаголы переходные и непереходные | Глаголы переходные и непереходные | ||||
175 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | Изменение глагола по наклонениям | ||||
176 | Р.р Изложение в форме рассказа от чьего-либо лица | Изложение в форме рассказа от чьего-либо лица | ||||
177 178 | Условное наклонение | Значение и формы глаголов в условном наклонении | ||||
179 180 181 | Повелительное наклонение | Значение и образование форм глаголов в повелительном наклонении | ||||
182 | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам | Рассказ по сюжетным картинкам (упр.502) | ||||
183 184 | Употребление наклонений | Многозначность грамматических значений наклонений | ||||
185 | Безличные глаголы | Формы безличных глаголов в разных наклонениях | ||||
186 | Морфологический разбор глагола | Знакомство с порядком морфо-логического разбора глагола | ||||
187 188 | Р.р. Рассказ на основе услышанного | Рассказ на основе услышанного | ||||
189 190 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Знакомство с правописанием гласных в суффиксах глаголов | ||||
191 192 | Повторение. | Систематизация знаний о глаголе и закрепление навыков правописания | ||||
193 | Зачёт по теме «Глагол» | |||||
194 195 | Контрольный диктант Работа над ошибками | |||||
Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса (13+2р.р.) | ||||||
196 | Разделы науки о языке | Владеть умением логически излагать мысли, работать с текстом Составлять простой и сложный план Создавать связные высказывания на заданную тему в Анализировать ответы учащихся Самостоятельно работать. Осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом. Понимать последовательность действий. Обобщать, подытоживать информацию. | ||||
197 198 | Орфография | Закрепление навыков слитного, раздельно и дефисного написаний, н-нн в суффиксах прилагательных, не с разными частями речи | ||||
199 200 | Контрольный диктант Работа над ошибками | |||||
201 | Пунктуация | |||||
202 203 | Р.р. Контрольное сочинение | |||||
204 | Лексика и фразеология | Слово и фразеологический оборот. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование их и устаревших слов в художественных произведениях | ||||
205 | Словообразование | Части слова. Производящая основа и основа слова. Разновидности морфологического способа образования слов. Неморфологические способы образования слов. | ||||
206 | Итоговый тест | Части речи. Постоянные и непостоянные признаки частей речи. | ||||
207 208 | Морфология | |||||
209 | Синтаксис | |||||
210 | Заключительный урок |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Наименование | Выходные данные |
1 | Г.А.Богданова, Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя | М: Просвещение, 2000 |
2 | Н.В.Егорова Контрольно-измерительные материалы | М.:Вако,2010 |
3 | Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку 6 класс | М.:Вако,2012 |
4 | Т.А.Костяева Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 6 класс | М: Просвещение, 1997 |
5 | Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 5 – 9 классы: программы для ОУ | М.: Просвещение , 2010 |
6 | Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский Русский язык : 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. | М.: Просвещение, 2014 |
7 | Т А.Ладыженская Примерное календарно-тематическое планирование. | Русский язык в школе, 2004. |
8 | Т.В.Раман Тематическое и поурочное планирование по русскому языку | «Русский язык.6 класс» - М: «Экзамен», 2006. |
Г.П.Соколова Уроки русского языка 6 класс | М: Просвещение, 1986 | |
Уроки развития речи | М: Владос, 1999. |
Учебно-методическая литература для учащихся
№ | Наименование | Выходные данные |
1 | Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский Русский язык : 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. | М., Просвещение, 2014. |
2 | Таблицы по русскому языку 6 класс | М: Сантакс-пресс, 1997. |
3 | Т.Ю.Угроватова, Рабочие тетради (1,2) Подсказки на каждый день | М: Владос, 1995. |
9. Приложения к программе
Критерии оценивания работ
I. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данногокласса.
Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для VI класса 100-110, для
VII – 110-120, VIII – 120-150, для IX – 150-170, X-XI классов – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15, для VI класса – 20, для VII класса – 25, для VIII – IX – 30, X-XI классов – 30-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло),
«мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
II. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями
раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0.1
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4
грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
Критерии оценивания тестовых работ обучающихся
Отметка «5» ставится, если: выполнено 91-100% работы.
Отметка «4» ставится, если: выполнено 75-90% работы.
Отметка «3» ставится, если: выполнено 50-74% работы.
Отметка «2» ставится, если: выполнено 20-49% работы.
Темы проектов
1.Словари – наши добрые помощники.
2.Ты и твоё имя.
3.Для чего людям нужна речь?
4.О стилях речи.
5.О типах речи.
6.Как расширить свой словарь ?
7.Как стать грамотным человеком ?
8.Как научиться писать сочинения ?
9.Как научиться писать стихи ?
10.Как правильно делать домашнее задание по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа. Русский язык. 8 класс.
Учебная программа. Русский язык. 8 класс. 4 часа в неделю, 136 часов - год.Учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. Русский язык. 8 класс. Москва - "Просвещение"....
Учебная программа. Русский язык. 6 класс.
Учебная программа. Русский язык. 6 класс. 6 часов в неделю, 204 часа в год.Учебник Ладыженской Т.А. и др. Русский язык. 6 класс. Москва - "Просвещение"....
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе нормативных документов, направлена на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащи...
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 10 классе, отражает нормативные документы, основное содержание предмета, направлена на формирование языковой, коммуникативной и ли...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс специального (коррекционного) образованияVIII вида
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесс...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Иностранный язык (английский) начальное общее образование, 2 класс 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по иностранному языку в соответствии с ФГОС, ООП НёОО МБОУ школа – интернат с. Некрасовка, авторской прог...