Рабочая учебная программа русского языка
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе нормативных документов, направлена на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, рассчитана на 105 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_tem._rus._9_.docx | 67.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
ПРИНЯТО: на заседании методического совета Протокол № 1 от "28"августа 2014г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СОШ № 12" ____________ И.В. Смирнова Приказ № 678/01-13от "29" августа2014 г. |
Рабочая учебная программа русского языка
Класс: 9 А
Составитель: Толмосова И.А., учитель высшей категории
г. Нижневартовск
2014
Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Рабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе нормативных документов, направлена на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, рассчитана на 105 часов.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Используется учебник: Русский язык : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – М.: Просвещение, 2007.
Количество часов – 105 (3 часа в неделю).
Содержание курса русского языка в 9 классе максимального приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Программа предусматривает направленность курса на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.
Курс русского языка в 9 А классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как духовной ценности, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.
Приоритетные формы и методы работы с обучающими:
-методы активного обучения (диалоговый, исследовательский, опорных сигналов, критических ситуаций, автоматизированного обучения);
-формы обучения: самостоятельная работа (под контролем учителя и без), лекция, семинар, практическое занятие, факультатив, консультация, зачет, проектирование. индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
-учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
-учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии, пунктуации;
-учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты и контрольные диктанты с грамматическим заданием, решение тестовых заданий.
Сроки реализации: 01.19.2014 - 25.05 2015.
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
6. Содержание образования.
7.Тематическое планирование.
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
9. Приложения к программе.
Рабочая программа составлена для обучающихся 9 А класса с учетом их интеллектуального уровня развития, степени учебной мотивации. Среди обучающихся у 15% -высокие учебные возможности, у 15% - низкий уровень учебных возможностей, 60% обучающихся имеет средние учебные возможности. Исходя из этого, составила рабочую программу, которая предполагает обучение и развитие девятиклассников с разными учебными возможностями на основе внутриклассной дифференциации обучения. Такой подход к преподаванию русского языка в 9 А классе обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Профессиональная ориентация органически входит в задачи урока и осуществляется в связи с обучением школьников — в процессе овладения ими учебным материалом. Профориентационная работа на уроках русского языка проводится на уроках развития речи №15, 16, 17, 19, 20, 27, 28, 29, 37, 38, 51, 52: для написания изложения подбираются тексты, содержащие информацию о профессиях; обучающимся предлагаются темы сочинений, связанные с выбором профессии.
Предполагаемые результаты обучения учеников 9 А класса:
- успеваемость - 100 %;
- качество знаний -46 %.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Поурочное тематическое планирование материала по русскому языку в 9 классе соответствует структуре учебника: Русский язык : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – М.: Просвещение, 2007.
Структура и специфика курса определяется тем, что раздел «Русский язык» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функций слова. Освоение русского языка как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Русский язык взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык обогащает культурно – историческую память обучающихся, формирует у школьника историзм мышления, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В связи с переходом на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к преподаванию уроков русского языка в 9А классе, обеспечивающем целевую подготовку школьников к ГИА. Поэтому особое место в преподавании курса русский язык занимают уроки развития устной и письменной речи учащегося: обучение написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения по прочитанному тексту на лингвистические темы (С 2.1) и на понимание смысла текста (С 2.2), решение тестовых задач.
Практические работы обучающего характера обеспечивают коммуникативно-деятельностную и практико-ориентированную направленность образовательной деятельности школьников на уроках русского языка: девятиклассники выполняют все виды языкового и содержательного анализа теста, наблюдают за стилем речи и выразительными средствами языка в текстах, решают тестовые задания типологии А и В на основе прочитанного текста, совершенствуют умения продуктивной речевой деятельности в процессе создания и редактирования самостоятельных речевых высказываний.
Учебный предмет русский язык направлен на языковое и речевое развитие выпускников основной школы.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Русский язык» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени основного общего образования.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Русский язык взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык обогащает культурно – историческую память обучающихся, формирует у школьника историзм мышления, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
На изучение русского языка в 9 классе отводится 105 часов, из них 12 часов – на уроки развития речи.
В 1-ой четверти 27 часов, из них 10 часов отведено на уроки развития речи.
Во 2-ой четверти 21 час, из них 7 часов отведено на уроки р/р.
В 3-ей четверти 30 часов, из них 7 часов отведено на уроки р/р.
В 4-ой четверти 27 часов, из них 1 час отведен на уроки р/р.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание образования направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения в современном обществе.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи,
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
-производить звукобуквенный анализ слов;
-видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-части речи; производить морфологический разбор всех частей речи;
-виды предложения по цели высказывания и интонации;
-синтаксический разбор простого и сложного предложений;
-читать тексты разных типов и стилей, осмысливая их, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой и сложный план, сжато пересказывать текст по плану;
-письменно пересказывать текст (писать подробное и сжатое изложение текста).
6. Содержание учебного курса.
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5-8 классах
Сложное предложение
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения
- ССП и его особенности. ССП с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями ССП.
Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
- Умение интонационно правильно произносить ССП.
- Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения
- СПП и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения СПП.
СПП с несколькими придаточными
Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль.
- Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
- Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
- БСП и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Разделительные знаки препинания в БСП.
Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль.
- Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями БСП. Умение пользоваться синонимическими союзными и БСП.
- Реферат небольшой статьи (фрагмент статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
- Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
- Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
- Конспект статьи (фрагмент статьи) на лингвистическую тему.
Повторение
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связанного высказывания, средства связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему.
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Наименование раздела, темы | Дата | Планируемые предметные результаты освоения материала | Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий | |
по плану | по факту | ||||
1 | Международное значение русского языка. | Международное значение русского языка | Лекция, запись основных положений лекции. |
Повторение изученного в 5-8 классах
Цель: повторение сведений и определение понятий, необходимых для осознанного восприятия синтаксиса сложного предложения.
2 3,4 5,6 7,8 | Фонетика Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование Морфология | Знать опознавательные признаки словосоч. и предложения, производить синт. разбор простого предложения, использовать в речи основные выразительные ср-ва синтаксиса | Анализ, выбор, использование выразительных средств | ||
9,10 | Строение словосочетания и простого предложения. | ||||
11 | Контрольная работа | Проверить качество усвоения материала | Самоконтроль | ||
12 | Работа над ошибками. | Правописание как аспект письменной речевой деятельности. Орфографические и пунктуационные нормы. | Сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы | ||
13,14 | Рр Комплексный анализ прочитанного текста с использованием тестовых заданий В. | Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте. Средства связи частей текста. | Работать с основными понятиями темы сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы | ||
15,16 | Рр Контрольное подробное изложение. | ||||
17 | Рр Текст |
Сложное предложение
Цель: повторение сведений о сложном предложении, известных учащимся по курсу 5-8 кл.
18 19,20 | Основные виды сложных предложений. Рр Способы сжатого изложения содержания текста. Тезис. Конспект. | Знать признаки СП. Уметь различать основные виды СП, объяснять знаки препинания. | Перерабатывать и преобразовывать информацию |
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения
Образовательные цели: закрепить умение определять структуру ссп и его частей; давать грамматическую характеристику сочинительным союзам, соединяющим части ссп; выяснять их смысловые отношения; расставлять знаки препинания.
Развивающие цели: умение пользоваться синонимическими параллелями в собственной речи. Формирование речевого мышления.
Воспитательные цели: воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, исполнительность, аккуратность, самостоятельность.
Основные понятия: сочинительные союзы: а) соединительные; б) противительные; в) разделительные. Смысловые отношения одновременности, последовательности, сопоставительные, противительные и др.
21,22 23,24 25 26 27 28,29 | Основные группы по значению и союзам Сложносочинённые предложения. Пунктуация в ССП Контрольная работа по теме «ССП» Работа над ошибками Рр Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы и его особенности | Основные группы ССП по значению и союзам, Систематизировать сведения о стилях русского литературного языка Основные признаки публицистического стиля. | Уметь создавать тексты-повествования, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Развитие самостоятельности в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности. Анализ текста и устного высказывания Умение вступать в речевое общение |
Сложноподчинённые предложения
Образовательные цели: углубить понятия о ссп; закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения, средства главного и придаточного предложений (союзы, союзные и указательные слова); их роль в выражении смысловых отношений, формировать пунктуационные навыки.
Развивающие цели: развивать пунктуационную зоркость, умение осознанно писать, применяя изученные правила, умение сам-но работать с учебником, памяткой, алгоритмом, оценивать себя и товарища, управлять собственным вниманием и памятью, планировать работу.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к самообразованию, интеллектуальное удовольствие от выполненного задания.
Основные понятия: сложноподчиненные предложения, главное и придаточное, подчинительные союзы, указательные слова, подчинение последовательное, однородное, параллельное, придаточные изъяснительные, определительные, обстоятельственные.
30 31,32 | Строение СПП. Пунктуация в СПП | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного пр-ния с придаточным | Уметь создавать тексты-повествования, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Уметь создавать тексты-повествования, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Определение темы, проблематики прочитанного текста. | ||
33 34,35 | Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточным определительным. | Знать виды придаточных пр-ний, отличительные особенности СПП | |||
36 | СПП с придаточным изъяснительным | Особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными | |||
37,38 | Обучающее сжатое изложение | Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте. Средства связи частей текста. | Работа над сжатием исходного текста | ||
39,40 | Текст. Обучение решению тестовых заданий типологии части А. | Развитие умений самостоятельной работы с авторским текстом. Способы определения авторской позиции. | Развитие самостоятельности в работе с текстом, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности. | ||
41,42 | Текст. Типы речи. | Особенности сочинения-рассуждения. Композиция собственного текста. Оформление сочинения-рассуждения в соответствии с нормами русского языка. Цитирование. | Уметь создавать тексты-повествования, рассуждения, описания. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Определение темы, идеи, проблематики прочитанного текста. | ||
43 | Контрольное сжатое изложение | Письменно пересказывать текст | Самоконтроль. Уметь создавать тексты-повествования. | ||
44 | СПП с придаточным обстоятельственным | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, использовать в речи. | Составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Развитие самостоятельности в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности. Анализ текста и устного высказывания Умение вступать в речевое общение | ||
45 | СПП с придаточными образа действия и степени | ||||
46,47 | СПП с придаточным места | ||||
48,49 | СПП с придаточным времени | ||||
50,51 | Обучающее сочинение на интерпретацию фрагмента текста | ||||
52,53 | СПП с придаточным условным | ||||
54,55 | СПП с придаточным причины | ||||
56,57 | СПП с придаточным цели | ||||
58,59 | СПП с придаточным сравнительным | ||||
60 | Подготовка к обучающему сочинению: критерии оценивания. | Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте. Средства связи частей текста. | Составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Уметь создавать тексты – рассуждения. Развитие самостоятельности в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности. Анализ текста и устного высказывания Умение вступать в речевое общение. | ||
61,62 | Особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ( С2.1) | ||||
63,64 | СПП с придаточным уступительным | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, использовать в речи. | |||
65,66 | Придаточные предложения следствия. | ||||
67,68 | СПП с придаточным присоединительным. | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунктуационный разбор СПП, использовать в речи. | |||
69,70 | Обобщение материала по теме «СПП» | ||||
71 | Контрольная работа по теме «СПП» | Составлять план решения учебной проблемы | |||
72 | Работа над ошибками | ||||
73,74 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте. Средства связи частей текста. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | ||
75,76 | Текст. Обучение решению тестовых заданий типологии части А. | Составлять план решения учебной проблемы |
СПП с несколькими придаточными
Цель: дать понятие об однородном, параллельном и последовательном подчинении.
77,78, 79 | СПП с несколькими придаточными | Различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением | Составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | ||
80,81 | Зачёт по теме «СПП» | Составлять план решения учебной проблемы Самоконтроль, самоанализ, самооценка выполненной работы | |||
82 | Предэкзаменационная работа. Сочинение. | ||||
83 | Предэкзаменационная работа. Изложение. | ||||
84 | Предэкзаменационная работа. Тест. | ||||
85 | Работа над ошибками |
Бессоюзные сложные предложения
Образовательные цели: дать понятие о БСП, о смысловых отношениях между простыми предложениями в составе БСП и знаках препинания.
Развивающие цели: умение сравнивать, сопоставлять, группировать, обобщать; рационально запоминать, составлять план, тезисы ответа.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к русскому языку как к науке; стремление совершенствовать свои речевые и интеллектуальные возможности, умение сотрудничать, работая в паре, в группе (объяснять, оказывать помощь и т. д.).
Основные понятия: бессоюзные сложные предложения, пунктограммы: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире между частями БСП.
86,87 | БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. | Знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания | Умение сравнивать, сопоставлять, группировать, обобщать; рационально запоминать | ||
88 | Двоеточие в БСП | ||||
89 | Тире в БСП | ||||
90 | Тире и двоеточие в БСП | Самоконтроль, самоанализ, самооценка выполненной работы |
Сложные предложения с различными видами связи
Образовательные цели: способствовать овладению уч-ся умениями различать, анализировать предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, правильно ставить знаки препинания в них и составлять схемы предложений.
Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления, умение осознавать и мотивировать свою учебную деятельность.
Воспитательные цели: воспитывать аккуратность, добросовестность в выполнении задания.
91 92 93 94 | Сложные предложения с различными видами связи
| Отличительные особенности СП с различными видами связи, правильно ставить знаки препинания в данных предложениях | Развивать самостоятельность мышления, умение осознавать и мотивировать свою учебную деятельность. | ||
95 | Реферат | ||||
96 | Авторские знаки препинания |
Повторение
Образовательные цели: привести в систему и совершенствовать орфографические, пунктуационные умения и навыки уч-ся, их знания в области культуры речи, стилистики.
Развивающие цели: продолжить развитие самостоятельности в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности.
Воспитательные цели: воспитывать стремление совершенствовать, развивать свои учебно-интеллектуальные умения и практические навыки во всех видах деятельности, познавательный интерес к изучаемому предмету.
97 98 99 100 101 102 103 104 105 | Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование Орфография | Знать основные правила по фонетике, лексике, грамматике, стилистике, культуре речи; все изученные орфограммы. Уметь находить в словах орфограммы, обосновывать их выбор. Правильно расставлять знаки препинания и уметь обосновывать их выбор в соответствии с изученными в 5-9 кл пунктограммами, производить все виды разбора | Развитие самостоятельности в работе с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности. Анализ текста и устного высказывания Умение вступать в речевое общение |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя
№ | Наименование | Выходные данные |
1 | Учебник | Русский язык : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – М.: Просвещение, 2007. |
2 | Программа | Примерной программы основного общего образования по русскому языку |
3 | Поурочные разработки по русскому языку | Егорова Н.В. Книга для учителя.- М., 2004 |
4 | Поурочные разработки по русскому языку | Мамона Т.Н. Книга для учителя - М.,2007. |
5 | Уроки русского языка в 9 классе | БогдановаГ.А. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002 |
№ | Наименование | Выходные данные |
1 | Учебник | Русский язык : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – М.: Просвещение, 2007. |
2 | Орфографический словарь Большой толковый словарь русского языка. | Д.Н.Ушаков |
3 | Школьный орфоэпический словарь русского языка. | В.В.Львов |
4 | Словарь иностранных слов. | В.В.Бурцева |
5 | Учимся писать изложение | Лидман-ОрловаГ.К. Учимся писать изложение - М.: Дрофа, 2006. |
9. Приложения к программе
Критерии оценивания работ
I. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данногокласса.
Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для VI класса 100-110, для
VII – 110-120, VIII – 120-150, для IX – 150-170, X-XI классов – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15, для VI класса – 20, для VII класса – 25, для VIII – IX – 30, X-XI классов – 30-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло),
«мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
II. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями
раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0.1
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4
грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
Критерии оценивания тестовых работ обучающихся
Отметка «5» ставится, если: выполнено 91-100% работы.
Отметка «4» ставится, если: выполнено 75-90% работы.
Отметка «3» ставится, если: выполнено 50-74% работы.
Отметка «2» ставится, если: выполнено 20-49% работы.
Темы проектов
1. За чистоту русского языка.
2. sms как современный эпистолярный жанр
3.Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…»
4.Язык жестов героев…
5.Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
6.Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой ( история языкового заимствования)
7. От зело до обалденно (синонимический ряд наречия очень в историческом аспекте).
8. «Язык и юмор в романе Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”.
9. Этимология названий месяцев в календарях разных народов
30. Изменения в русской графике и грамматике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа. Русский язык. 8 класс.
Учебная программа. Русский язык. 8 класс. 4 часа в неделю, 136 часов - год.Учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. Русский язык. 8 класс. Москва - "Просвещение"....
Учебная программа. Русский язык. 6 класс.
Учебная программа. Русский язык. 6 класс. 6 часов в неделю, 204 часа в год.Учебник Ладыженской Т.А. и др. Русский язык. 6 класс. Москва - "Просвещение"....
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 6 классе, отражает нормативные документы, определяет содержание, объём, порядок изучения предмета с учётом целей, задач и особенностей у...
Рабочая учебная программа русского языка
Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 10 классе, отражает нормативные документы, основное содержание предмета, направлена на формирование языковой, коммуникативной и ли...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс специального (коррекционного) образованияVIII вида
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесс...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Иностранный язык (английский) начальное общее образование, 2 класс 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по иностранному языку в соответствии с ФГОС, ООП НёОО МБОУ школа – интернат с. Некрасовка, авторской прог...