« Задания и упражнения для освоения различных способов обработки полученной информации на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку на тему
Подбор заданий и упражнений для освоения различных способов обработки полученной информации:
1) план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, рецензия, отзыв;
2) конспекты (плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности);
3) схема-конспект, структурно-логическая схема;
4) реферат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrabotka_poluchennoy_informatsii.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Задания и упражнения для освоения различных способов обработки полученной информации»
Учитель - Мальцева О.Н. ( МБОУ «СОШ № 20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска )
Подбор заданий и упражнений для освоения различных способов обработки полученной информации:
- план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, рецензия, отзыв;
- конспекты (плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности);
- схема-конспект, структурно-логическая схема;
- реферат.
Одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить обучающихся работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д.
Одним из шагов к решению этих задач является формирование у детей умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.
Для лучшего запоминания и усвоения прочитанного есть много путей. Наиболее эффективный из них – ведение записей. Значение данного метода состоит, во-первых, в том, что читатель использует не только зрительную память (иногда – и слуховую, когда чтение происходит вслух), но еще и двигательную; во-вторых, и это главное, запись (если она не сводится к переписыванию) представляет собой творческий процесс, так как при этом происходит анализ прочитанного, определяется, что в нем важно и как в сжатой форме передать мысли автора.
Существует несколько форм ведения записей. Было бы неправильным рекомендовать только какую-либо одну из них. Выбор зависит не только от индивидуальных особенностей человека, его опыта, свойств памяти.
Основные формы записи – план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.
П Л А Н – это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.
В Ы П И С К И – это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка, изучаемого источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статистические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.
Т Е З И С Ы – это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках.
А Н Н О Т А Ц И Я – это краткое обобщение содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление об источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.
Р Е З Ю М Е– краткая оценка прочитанного произведения. Если аннотация кратко характеризует содержание произведения, то резюме – его выводы, главные итоги.
- План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, рецензия, отзыв.
Задания для обучающихся:
- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите ее для себя.
- У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…
- Любое время года надо принимать хорошо.
- Дождь мы должны встречать с добротой.
- Хоть ветер, хоть снег – надо любить природу.
- В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.
- Дождь и снег – любое время года надо благодарно принимать.
- Оформить предложенные цитаты разными способами.
- Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой. Владимир Маяковский.
- Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину. Ги Мопассан.
- Война — это зло, позорящее человеческий род. Франсуа Фенелон.
- Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат. Александр Суворов
- Прочитать материал параграфа, сформулировать определение цитаты. Опираясь на свой опыт и на примеры, представленные в учебнике, определить способы цитирования. В чём сходство и различие пунктуации при цитировании и при разных способах передачи чужой речи?
- Основное правило оформления цитат: цитата должна совпадать с текстом произведения. К какому тексту (тема, основная мысль) могут подойти предложенные цитаты.
- Введите представленные ниже цитаты в свою речь разными способами, запишите.
- Составьте и запишите 3-4 предложения, вводя цитаты с помощью отдельных слов или словосочетаний.
- Дайте описание внешности (портрет) литературного героя, используя цитаты из произведения.
- Написать отзыв об одной из предложенных цитат.
- Составить схему-конспект « Правила оформления цитат»
- Заполнить таблицу своими примерами.
Схемы-правила | Примеры |
1.Цитата: П.р.+ а (все варианты знаков) | |
б) А: «..цитата.» в) «Ци…та» (многоточие на месте пропуска слов в цитате) | |
| |
А: или: СТИХ, - СТИХ а. | |
| |
Автор |
(Таблицу можно заполнить и во время объяснения материала)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
ЦИТАТА (дословная выдержка из какого-либо текста) является одним из способов передачи чужой речи. Автор приводит ее для подтверждения или пояснения своей мысли. | ||
Если цитата включается в текст в качестве самостоятельного предложения, знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи. Например: Евгений Носов писал: "Я давно приметил прямую, неразрывную связь между характером произведения и личностью его творца". | Если цитата включается в авторский текст как часть предложения, то она тоже выделяется кавычками, но пишется строчная буква: Например: Евгений Носов писал, что "автор принадлежит к тем не частым писателям, которых потом многократно перечитывают". | Если в цитате пропускаются какие-то слова или предложения, то на их месте ставится многоточие. Например: Евгений Носов утверждал: "Константин Воробьев любил работать в горячем цехе, со словом, которое только что из пламени пылающего воображения. Оно еще дышит жаром… обжигает самого мастера, и тот… гранит его на звонкой наковальне". |
*** ПРИМЕЧАНИЕ. Эпиграф обычно кавычками не выделяется, а ссылка на автора и на источник дается на следующей строке: Константин Воробьев принадлежит к тем не частым писателям, которых потом многократно перечитывают (Е. Носов). |
Работа с учебником может быть активизирована следующими вопросами и заданиями:
- Составить план параграфа.
- Подобрать примеры к каждому пункту правила.
- Рассказать, что нового узнали из параграфа и что уже было известно.
- Подготовить ответы на вопросы, записанные на доске.
- Подготовить самостоятельный анализ таблицы, данной в учебнике, составить свою таблицу и др.
- Конспекты (плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности).
Задания для обучающихся:
- Подготовить сообщение по группам «Конспекты (плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности)».
- Оформить подготовленный материал в виде таблицы или схемы.
- В конце урока по изучению типов конспектирования, предложить обучающимся (группам) оформить полученный материал в таблицу.
Определение типа конспекта | Цель написания конспекта | Внешний вид конспекта | + конспекта | - конспекта | Примечания |
- Составить конспект литературной статьи (статьи учебника).
- Составить один из видов конспекта литературной статьи (статьи учебника).
- Составить таблицу к конспекту литературной статьи (статьи учебника).
- Какую практическую пользу может принести вам умение составлять конспект?
- Прочитайте текст. По ходу чтения или при перечитывании подчеркните ключевые слова. Сформулируйте тему и основную мысль текста, озаглавьте его. Составьте план или тезисы, а затем законспектируйте текст, как вам удобно.
Д.С.Лихачёв «О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ»
В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.
Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьей связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться еще не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, – иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.
Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.
- Конкурс пометок выделения значимых мест (придумать свои).
Теоретический материал к уроку
Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, — вот что такое конспект.
Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:
· плановые;
· текстуальные;
· свободные;
· тематические.
Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта. Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта. При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причине вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют. Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.
Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект — прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой конспект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его. Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше. Бывает так, что исследователь написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат, которым он занимался в процессе первоначального чтения материала. Читателю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в помощь себе ссылочные страницы, вкладные листки и др. Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.
Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна — понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать — его не так-то легко составить.
Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовывать свои знания. Этому помогают рабочий каталог, картотеки, наконец, конспекты и другие записи. Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий.
Оформление конспекта
Оформлении конспекта. Приступая к его составлению, указываются исходные данные конспектируемого источника: фамилию автора, название работы, год и место издания и т.п. Полезно также отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место. При конспектировании допускается сокращение слов, но нужно соблюдать известную меру. Не вызывают сомнений общеупотребительные сокращения: статья – ст., миллион – млн., год – г. и т.п. В большинстве случаев каждый составитель конспекта вырабатывает свои правила сокращения. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению материала. Для того чтобы выделить те или иные места в своих записях, можно использовать: подчеркивание, реплики, краткие оценки. Чаще всего используются такие пометки: ! – полное согласие с тем, о чем идет речь; ? – сомнение; !? – удивление, NB – весьма важно; Y – самое главное.
Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования — запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
- Схема-конспект, структурно-логическая схема.
Алгоритм правописания гласных О, Е, Ё после шипящих
- Находится ли гласный в корне слова?
Да Нет
- Изменяется ли ударный гласный на Е при изменении слова?
Да Нет
- Падает ли ударение на суффикс или окончание?
Да Нет
Пишется Ё Пишется О 3. Это глагольная Е
форма?
Да Нет
Е О
Сущ.
Ё - О Прил.
Нареч.
Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает (посл.).
Добрый жёрнов всё смелет (посл.).
Алгоритм правописания Ь после шипящих в различных частях речи
- Является ли данное слово глаголом или наречием?
Да Нет
Пишется Ь (иск. - наречия
Уж, замуж, невтерпёж) 2.Является ли слово сущ. 3 скл
Да Нет
Ь Ъ
Слова для работы с алгоритмом: брошь, ведёшь, горечь, горяч, дочь, ералаш, жечься, замуж, зажечь, кулич, любишь, мелочь, остричь, глушь, вояж, вскачь, горишь, назначь, сласть, тянешься, уберечься, блиндаж, гуляешь, держишься, малыш, невмочь, платёж, стриж, съешь, щёлочь, ключ, возьмёшь, испечь, мышь, марш, мяч, уж, навзничь, устроишься, участвуешь, залечь, дренаж, журчишь, ишь.
У кого жёлчь во рту, тому всё горько (посл.).
Днём раньше посеешь, неделей раньше пожнёшь (посл.).
Хлеб-соль ешь, а правду режь (посл.).
Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком по воде плеснула (Пушкин А.С.).
4.Реферат.
Правила оформления и порядок работы над рефератом.
Этапы работы над рефератом.
- Формулирование темы, причём она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию.
- Подбор и изучение основных источников по теме ( как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).
- Составление библиографии.
- Обработка и систематизация информации.
- Разработка плана реферата.
- Написание реферата.
Требования к оформлению реферата.
- Объём реферата может колебаться в пределах 5- 15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в объём.
- Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
- Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
- Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки реферата.
- Актуальность темы исследования.
- Соответствие содержания теме.
- Глубина проработки материала.
- Правильность и полнота использования источников.
- Соответствие оформления реферата стандартам.
Структура реферата.
- Титульный лист.
- Оглавление. В нём последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт.
- Введение. Формируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи, даётся характеристика используемой литературы.
- Основная часть. Каждый раздел её, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего. В основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы.
- Заключение. Подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации.
- Список литературы.
Список используемой литературы:
1. Безрукова, В. Конспект и конспектирование / В. Безрукова // Народное образование. - 2001. - N 5. - С. 150-154.
2. Библиотека [Электронный ресурс] / Центр экстремальной журналистики. – Москва. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=234&c_id=1958. – Дата доступа 01.11.2007.
3. Варламов, А. Я. Методические указания по выполнению письменных работ в виде конспектов, рефератов, курсовых работ. / А.Я. Варламов./ Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 28 с.
4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.- С. 46-50.
5. . Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: Учебно-практич. Пособие / Предисл. и науч. ред. В.А. Фокеева.- М.: Либерея, 2004.- С. 45-46
6. Кудрявцева, А. Больше конспектов хороших и разных! / А. Кудрявцева // Мир школы. - 2002. - N 4. - С. 71-73.
- Ларионова Л.Г. Плюсы и минусы опорных конспектов //Русский язык в школе. 1989.№6.-С.21-26.
- Меженко Ю.С. Как составить опорный конспект //Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины.1990.№5.-С.14-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...
Освоение учащимися с ОВЗ диалогической речи на уроках русского языка в коррекционной школе
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалогическую речь первичной формой языкового общения. Следует отметить, что в неко...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний на уроках русского языка
В статье проанализирован дифференцированный подход обучения русскому языку в русских школах. Выделены особенности обучения и влияние на процесс обучения....
Создание типовых заданий ОГЭ как способ формирования читательской грамотности на уроках русского языка.
Чему научатся дети на уроке, какие умения приобретут? Отработают навык решения типового задания ОГЭ №6.Научатся самостоятельно создавать такого типа задания....
Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...