Создание типовых заданий ОГЭ как способ формирования читательской грамотности на уроках русского языка.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Чему научатся дети на уроке, какие умения приобретут? Отработают навык решения типового задания ОГЭ №6.

Научатся самостоятельно создавать такого типа задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_zamechatelnyy_urok.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Бузмакова Рима Самигулловна,9 «В» класс

  1. Тема урока

В поисках образа.(тема для учеников) (Создание типовых заданий ОГЭ как способ формирования читательской грамотности на уроках русского языка)

  1. Место урока в теме

Повторение и закрепление, обобщение.

  1. Планируемый результат урока

Чему научатся дети на уроке, какие умения приобретут? Отработают навык решения типового задания ОГЭ №6.

Научатся самостоятельно создавать такого типа задания.

  1. Как учитель поймет – достигнут ли планируемый результат?

Проанализировав задания, которые ученики создали в группах.

  1. Как ставится учебная задача перед учениками?

Проблемная ситуация поисково-аналитического характера.

  1. Какие мотивационные приемы используете при постановке учебной задачи?

Обоснование ценности урока для учеников.

  1. Как будет организован информационный блок урока (подача содержания урока)?

-

  1. Как будет организован практический блок урока?

Выполнение заданий фронтально и в группе на основе анализ текста.

  1. Как будет даваться инструктаж ученикам?

Устно.

  1. Что будет продуктом деятельности учащихся?

Созданные учениками типовые задания  ОГЭ.

  1. Будут ли обсуждаться критерии оценки продуктов деятельности?  

Критерии оценки даются учителем в готовом виде.

  1. Как будет организовано подведение содержательных итогов урока (по предметному материалу урока)?

Анализ работы групп, диалог между учителем и учениками.

  1. Как будет организовано оценивание результатов деятельности детей на уроке?

Взаимооценивание между группами.

  1. Организация рефлексии

В конце урока  рефлексия будет проведена с помощью приёма «Незаконченных предложений».

Мой замечательный УРОК

Лист 1

-(Слайд №1)Ребята, прочитайте оба текста. ЧИТАЮТ

- Какой из них интереснее и выразительнее? Почему?

 Береза для нашего народа издавна была символом женственности, молодости, радости. Тонкое и стройное, словно юная девушка, это деревце всегда тянется к солнцу. Легкий ветерок треплет пышную зелень прически, а на белых сарафанчиках с черными полосками играют в прятки солнечные зайчики.

Как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодняшний урок?

А для чего нужна работа со средствами выразительности?

(Чтобы лучше понимать текст.  Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Не задумываясь, мы используем выразительные средства и в разговорной речи, чтобы наша речь была более убедительной, эмоциональной и образной.)

Лист 2 - А насколько сейчас для нас актуальна эта работа? (предстоящее огэ, а дальше и егэ)

Я с вами согласна: нам предстоит важное образовательное событие – ОГЭ.

Как вы считаете, когда человек лучше всего усваивает информацию?

(когда сам её создает, выступает в роли учителя).

Сегодня вам предстоит выступить в роли создателей задания №7 ОГЭ.

Итак, у вас на столах небольшие листочки, что вы видите? Задание №7 ОГЭ.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте и выполните задание.

Лист 3. Чтобы самостоятельно создать задание, что нужно понимать?

Я вам предлагаю в парах попробовать определить принцип построения задания №7. (1мин.)

Ваши предположения (В задании называется конкретное средство выразительности, предлагается найти 1 вариант, где оно употреблено.

В ответах другие средства выразительности используются или вариант без средства выразительности).

С какими трудностями мы можем столкнуться при создании заданий?

(Нужно уметь различать средства выразительности, некоторые коварно похожи между собой).

На весь блок 7 мин.

Сейчас вам необходимо разбиться на группы по 4-5 человек.

Теперь каждой группе предстоит вытянуть текст.

Лист 4. Ваша задача:

1. Внимательно прочитать текст.

2. Составить 1типовое задание огэ по определению средств выразительности

3. Из 5-ти вариантов 2 должны быть правильными.

4. В качестве ответов указывайте номера предложений.

*Не забудьте записать правильные варианты (понадобится при проверке).

Затем вы поменяетесь между группами заданиями и выполните их.

Ребята, вы можете обращаться ко мне в процессе работы.

Помните, что в группе должен работать каждый.

Есть вопросы? Приступайте к работе. У вас 7 мин.

Готовы?

Сейчас вы обменяетесь заданиями, выполните их и оцените по предложенным критериям!

Обменяйтесь заданиями и текстами, 1 экземпляр оставьте себе.

Выполните задания. У вас 3 мин.

Давайте выслушаем ответы. При озвучивании ответов вам нужно доказать своё мнение. 1 группа  - ваш представитель, пожалуйста. (И так со всеми).

Я кратко анализирую работу в общем.

Ребята, у вас на столах лежат маленькие листочки. Пожалуйста, переверните их.

РЕФЛЕКСИЯ

Сейчас каждый из вас попробует кратко проанализировать нашу работу. Вам предложено 10 начал предложений, которые необходимо продолжить. 1 – обязательно для все. Остальные на выбор.

Благодарю за урок, мне было приятное наблюдать, с каким интересом вы работали, на мой взгляд, работа в группах была достаточно слаженной.

Распечатать 2 листа

Критерии оценивания задания:

Вопрос сформулирован правильно

1 б

Сумма баллов

Отметка

В ответах есть 2 примера заявленного в вопросе средства выразительности.

2 б

9-10

«5»

В ответах есть лишь 1 пример заявленного в вопросе средства выразительности.

1 б

7-8

«4»

Сложность выбранного средства выразительности:

5-6

«3»

Метафора, олицетворение

3 б

4 и меньше

«2»

Сравнение

2 б

Эпитет

Критерии оценивания задания:

Вопрос сформулирован правильно

1 б

Сумма баллов

Отметка

В ответах есть 2 примера заявленного в вопросе средства выразительности.

2 б

9-10

«5»

В ответах есть лишь 1 пример заявленного в вопросе средства выразительности.

1 б

7-8

«4»

Сложность выбранного средства выразительности:

5-6

«3»

Метафора, олицетворение

3 б

4 и меньше

«2»

Сравнение

2 б

Эпитет

Критерии оценивания задания:

Вопрос сформулирован правильно

1 б

Сумма баллов

Отметка

В ответах есть 2 примера заявленного в вопросе средства выразительности.

2 б

9-10

«5»

В ответах есть лишь 1 пример заявленного в вопросе средства выразительности.

1 б

7-8

«4»

Сложность выбранного средства выразительности:

5-6

«3»

Метафора, олицетворение

3 б

4 и меньше

«2»

Сравнение

2 б

Эпитет

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗЦА(распечатать 5 листов, 20 штук)

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) В безмолвии садов, во мгле ночей, поет над розою восточный соловей.
2) Ветер резвый уснул на пути; ни проехать в лесу, ни пройти.
3) Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль.
4) Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль.
5) Тихо струится река серебристая.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) В безмолвии садов, во мгле ночей, поет над розою восточный соловей.
2) Ветер резвый уснул на пути; ни проехать в лесу, ни пройти.
3) Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль.
4) Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль.
5) Тихо струится река серебристая.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) В безмолвии садов, во мгле ночей, поет над розою восточный соловей.
2) Ветер резвый уснул на пути; ни проехать в лесу, ни пройти.
3) Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль.
4) Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль.
5) Тихо струится река серебристая.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) В безмолвии садов, во мгле ночей, поет над розою восточный соловей.
2) Ветер резвый уснул на пути; ни проехать в лесу, ни пройти.
3) Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль.
4) Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль.
5) Тихо струится река серебристая.

Распечатать 3 листа

Опора для определения принципа построения задания.

1. Обратить внимание на формулировку вопроса.

2. Как построены ответы? Сколько правильных ответов может быть?

Опора для определения принципа построения задания.

1. Обратить внимание на формулировку вопроса.

2. Как построены ответы? Сколько правильных ответов может быть?

Опора для определения принципа построения задания.

1. Обратить внимание на формулировку вопроса.

2. Как построены ответы? Сколько правильных ответов может быть?

Опора для определения принципа построения задания.

1. Обратить внимание на формулировку вопроса.

2. Как построены ответы? Сколько правильных ответов может быть?

Опора для определения принципа построения задания.

1. Обратить внимание на формулировку вопроса.

2. Как построены ответы? Сколько правильных ответов может быть?

Опора для определения принципа построения задания.

1. Обратить внимание на формулировку вопроса.

2. Как построены ответы? Сколько правильных ответов может быть?

Опора для определения принципа построения задания.

1. Обратить внимание на формулировку вопроса.

2. Как построены ответы? Сколько правильных ответов может быть?

Опора для определения принципа построения задания.

1. Обратить внимание на формулировку вопроса.

2. Как построены ответы? Сколько правильных ответов может быть?

Ваша задача:

1. Внимательно прочитать текст.

2. Найти в нём 2 примера какого-либо средства выразительности.

3. Составить 1задание по определению средств выразительности, как предлагается в вариантах ОГЭ.

4. В качестве ответов указывайте номера предложений.

*Не забудьте записать правильные варианты (понадобится при проверке).

Ваша задача:

1. Внимательно прочитать текст.

2. Найти в нём 2 примера какого-либо средства выразительности.

3. Составить 1задание по определению средств выразительности, как предлагается в вариантах ОГЭ.

4. В качестве ответов указывайте номера предложений.

*Не забудьте записать правильные варианты (понадобится при проверке).

Ваша задача:

1. Внимательно прочитать текст.

2. Найти в нём 2 примера какого-либо средства выразительности.

3. Составить 1задание по определению средств выразительности, как предлагается в вариантах ОГЭ.

4. В качестве ответов указывайте номера предложений.

*Не забудьте записать правильные варианты (понадобится при проверке).

Ваша задача:

1. Внимательно прочитать текст.

2. Найти в нём 2 примера какого-либо средства выразительности.

3. Составить 1задание по определению средств выразительности, как предлагается в вариантах ОГЭ.

4. В качестве ответов указывайте номера предложений.

*Не забудьте записать правильные варианты (понадобится при проверке).

Ваша задача:

1. Внимательно прочитать текст.

2. Найти в нём 2 примера какого-либо средства выразительности.

3. Составить 1задание по определению средств выразительности, как предлагается в вариантах ОГЭ.

4. В качестве ответов указывайте номера предложений.

*Не забудьте записать правильные варианты (понадобится при проверке).

Распечатать 5 листов

Продолжи предложения.

Продолжи предложения.

1. После урока я чувствую…

(о вашем настроении, это предложение пишут все) 

2. Было трудно…

3. Я понял, что…

4. Теперь я могу…

5. Было интересно…

6. Я научился…

7. У меня получилось …

8. Я смог…

9. Меня удивило…

10. Мне захотелось…

1. После урока я чувствую…

(о вашем настроении, это предложение пишут все) 

2. Было трудно…

3. Я понял, что…

4. Теперь я могу…

5. Было интересно…

6. Я научился…

7. У меня получилось …

8. Я смог…

9. Меня удивило…

10. Мне захотелось…

Продолжи предложения.

Продолжи предложения.

1. После урока я чувствую…

(о вашем настроении, это предложение пишут все) 

2. Было трудно…

3. Я понял, что…

4. Теперь я могу…

5. Было интересно…

6. Я научился…

7. У меня получилось …

8. Я смог…

9. Меня удивило…

10. Мне захотелось…

1. После урока я чувствую…

(о вашем настроении, это предложение пишут все) 

2. Было трудно…

3. Я понял, что…

4. Теперь я могу…

5. Было интересно…

6. Я научился…

7. У меня получилось …

8. Я смог…

9. Меня удивило…

10. Мне захотелось…

№1 Телята

(1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. (2)Бычки и телята, да и мы тоже, тащились медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

 

(3)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. (4)Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. (5)Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

 

(6)У черничного бугорка поднялся шум. (7)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники называют её капалухой).

 

– (8)Гнездо! (9)Гнездо! – кричали ребята.

 

(10)Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

 

– (11)Да вот же, вот! – показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

 

(12)Я глянул, и сердце моё забилось от испуга: чуть было не наступил на гнездо. (13)Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. (14)Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. (15)В хатке утеплённое мхом гнездо. (16)В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. (17)Яйца чуть поменьше куриных. (18)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

 

– (19)Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

 

– (20)Зачем?

 

– (21)Да так!

 

– (22)А что будет с капалухой? (23)Вы поглядите на неё!

 

(24)Капалуха металась в стороне. (25)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. (26)На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняя для них ценное тепло. (27)Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. (28)Она пыталась и не могла взлететь. (29)Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. (30)И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. (31)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

 

– (32)А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, – сказал подошедший учитель.

 

– (33)Это как наша мама. (34)Она всё нам отдаёт. (35)Всё, каждую капельку... – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, крикнул: «А ну пошли стадо догонять!»

 

(36)И все весело побежали от капалухиного гнезда. (37)Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. (38)Но глаза её уже не следили за нами. (39)Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

 

(40)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой, но вся она была настороже, вся напружинена. (41)Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

 

(42)И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

 

№ 2 Динка


(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!»  — сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.

(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы  — отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?»  — мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего,  — сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня.  — (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу,  — прошептала Динка, и губы её дрогнули.  — (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

 

(По В. Осеевой) *

№3 Скрипка

(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.

(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.

(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.

(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:

– Никого я не жду.

– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.

– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.

(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31)Мы будем пить чай.

(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».

– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.

– (37)Всё равно, – сказал он.

– (38)Вот и хорошо!

(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…

(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:

– Пока!

(60)И побежал.

– (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.

(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

 

 

№4

(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.

(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.

(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.

(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…

(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.

(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино  — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…

— (13)Где моя Чёрная Спинка?  — крикнул Колька.

(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.

— (15)Она… была на кухне,  — ответил отец.

(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое  — отец, Елена Станиславовна и Неля,  — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

— (24)Вы давали ей рыбу?  — тихо спросил Колька.

— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой,  — ответил отец.  — (27)А вот зёрна…

(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.

— (29)А ногу ей перевязывали?

— (30)Да…

— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?

— (33)Ты знаешь, Николай…  — отец в ответственные минуты всегда называл его так.  — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…

(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.

— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала?  — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.

— (38)Да, мешала!  — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!

— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна!  — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

— (43)А ты мне не сестра…  — выпалил Колька.

— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь!..  — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.

(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй  — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.

— (52)Как ты можешь так, Коля! (53)Неля видит в тебе своего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!

— (55)Где же она сейчас?  — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.

(56)Елена Станиславовна опустила голову.

— (57)Она сдохла,  — набравшись мужества, ответил отец.

(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас!  — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.

(По А. Г. Алексину*)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...