Освоение учащимися с ОВЗ диалогической речи на уроках русского языка в коррекционной школе
методическая разработка на тему
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалогическую речь первичной формой языкового общения.
Следует отметить, что в некоторых современных педагогических технологиях доминирующей является идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. Так, истоки личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера: «Диалогические отношения – это универсальное явление. Пронизывает всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни. Где начинается сознание, там и начинается диалог» (Библер). В основе технологии личностно развивающего диалога лежит понимание и взаимопонимание. Если на уроке доминирует объяснение, то фигурирует одно сознание, один субъект и преобладающим видом речи является монолог. Если во главу угла ставится понимание, то в деятельности участвуют два субъекта, два сознания и урок базируется на диалогической основе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Освоение учащимися с ОВЗ диалогической речи на уроках русского языка в коррекционной школе
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалогическую речь первичной формой языкового общения.
Следует отметить, что в некоторых современных педагогических технологиях доминирующей является идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. Так, истоки личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера: «Диалогические отношения – это универсальное явление. Пронизывает всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни. Где начинается сознание, там и начинается диалог» (Библер). В основе технологии личностно развивающего диалога лежит понимание и взаимопонимание. Если на уроке доминирует объяснение, то фигурирует одно сознание, один субъект и преобладающим видом речи является монолог. Если во главу угла ставится понимание, то в деятельности участвуют два субъекта, два сознания и урок базируется на диалогической основе. Таким образом, введение в урочную деятельность элементов технологии личностно-развивающего диалога предполагает качественный переход:
- от объяснения к пониманию,
- от монолога к диалогу,
- от социального контроля к развитию,
- от управления к самоуправлению.
В формировании нравственной системы ценностей у учащихся большую роль играет диалогическое общение со сверстниками, учителями. Диалог не сводит сведения нравственного характера к морализаторству и монологической проповеди, но представляет его организацию средствами равноправного межсубъектного общения. Создание собственной системы ценностей невозможно вне диалогического общения со значимым другим. Целью этого педагогически организованного общения является совместное освоение базовых ценностей. Единицей измерения становится диалогическая ситуация.
В рамках данной технологии деятельность учащихся направлена не только на познание "предмета", освоение "знаниевой" парадигмы, а, в первую очередь, на общение, взаимопонимание и сотрудничество.
Таким образом, использование в учебном процессе современных педагогических технологий, ориентированных на диалогическую ситуацию, позволяет осуществить деятельностный подход, на котором базируются государственные образовательные стандарты второго поколения. Его актуальность обусловлена значительным повышением эффективности образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Следовательно, использование в учебном процессе элементов педагогических технологий, строящихся на диалогической основе, положительным образом влияет на учебную компетентность, гармоничное всестороннее развитие личности ребенка в целом.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается мимикой, жестами, интонацией.
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития детей с ОВЗ. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
Участие в диалоге требует сложных умений:
- слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;
- формировать ответ, правильно выражать его средствами языка;
- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
- поддерживать определенный эмоциональный тон;
- следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;
- слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки
Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство – сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой формы речи нужно усваивать различные типы диалогических единиц:
- вопрос-ответ;
- вопрос-ответ-вопрос;
- сообщение-вопрос;
- сообщение-сообщение;
- побуждение-сообщение.
Поэтому формирование диалогической речи учащихся с ОВЗ должно осуществляться поэтапно, задания должны предлагаться учащимся по степени нарастающей сложности, в доступной, по возможности, игровой форме.
Система коррекционных игр и упражнений, направленных на развитие диалогической речи учащихся с ОВЗ
Овладение диалогическим единством осуществляется через группу упражнений. Сначала учащиеся учатся строить отдельные реплики, затем упражняются в составлении целого диалога. К тому же для ускорения процесса овладения диалогической речью необходима коррекция всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения.
I этап
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА РЕЧИ
Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделять главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению формулировать вопрос и отвечать на вопросы способствует формированию как грамматического строя речи учащихся, так и развитию понимания логико-грамматических отношений, то есть понимание обращенной к школьнику речи. Для оформления вопросно-ответной формы речи используются различные упражнения, игры.
- Игра "Выбери правильный вариант ответа", направленная на развитие понимания логико-грамматических отношений, то есть на понимание обращенной к ученику речи.
- Необходимо из предложенных вариантов ответов на заданный вопрос выбрать правильный.
- Упражнение "Сформулируй вопрос" по содержанию прочитанного произведения (кинофильма), по пройденной теме с помощью опорных слов, серии картинок.
- Игра "Вопрос-ответ". Ученикам предлагается задать вопрос, записанный на карточке, своему однокласснику.
- Игра "Раз ты – раз я". Дети по очереди правильно формулируют вопрос на основе деформированных предложений.
Например, у, какое, настроение, тебя, сейчас?
Предмет, любимый, учебный, твой, какой? - Упражнение "Составь вопросы к тексту".
Прочитай текст. Каким предстает перед тобой автор этих строк?
В глубине памяти я храню голос сказки. Я весь дрожу от печальных слов: «Аленушка, сестрица моя …» Вспоминаю лицо деда, его седую бороду, глухой голос: "Огни горят горючие.
Котлы кипят кипучие, Ножи точат булатные …"
Я боюсь огромных котлов и разбойников с острыми ножами. От страха и жалости я лью горькие слезы, как сам братец Иванушка.
От этих мучительных впечатлений я бегу в мир природы, в свет яркого солнца, в тепло от родной земли. (По И. Соколову-Микитову)
Составь вопросы к автору.
Что ты …?
От каких ….?
Что ты вспоминаешь?
Чего ….?
От чего …..?
Куда ….?
6.Упражнение "Распространение предложений" способствует расширению словарного запаса учащихся. По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространенное вопросительное предложение и отвечает на него, каждый следующий добавляет к нему по слову.
Например. Ребята что делают? (Ребята наблюдают). Ребята наблюдают за кем? (Ребята наблюдают за птицами). Какие ребята наблюдают за птицами? (Неравнодушные, добрые ребята наблюдают за птицами). Какие ребята как наблюдают птицами? (Неравнодушные ребята с интересом наблюдают за птицами) и т.д.
Девочка что делает? (Девочка спасает). Девочка спасает кого? (Девочка спасает брата). Какая девочка спасает кого? (Смелая девочка спасает брата). Какая девочка спасает от чего? (Смелая девочка спасает брата от беды). Какая девочка спасает от кого? (Смелая девочка спасает брата от собаки) и т.д.
Игра "Волшебный мешок" способствует формированию умения формулировать вопросительное предложение.
Ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. Например,
- из какого материала выполнен это предмет?
- Какова форма этого предмета?
8. Задание "Сформулируй вопросы по изученной теме урока учителю или однокласснику".
9. Упражнение "Сформулируй вопрос, соответствующий данному ответу".
10. Упражнение "Придумай несколько вариантов ответов на поставленный вопрос".
II этап
ОБОБЩЕНИЕ
На первый план выходит общение детей друг с другом. Создаются коммуникативные ситуации, в том числе, игры для развития невербального общения (мимика, жесты) и умения переключаться с позиции слушающего на позицию говорящего.
1. Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем". Дети работают в парах. Изображают животное или птицу и т.п., а остальные должны узнать.
2. Игра "Увидел – показал – назвал, назвал – увидел – показал".
С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику предметов (самолет пашет, утюг поет и т. д.). Это направляет мышление детей на выделение главного, функционального признака понятия - образа, способствует формированию динамической психолингвистической модели «подлежащее-сказуемое». Затем вводится модель «подлежащее-сказуемое-дополнение» (я мою посуду и т.д.). Одновременно расширяется словарный запас, развивается грамматический строй и произносительная сторона речи.
3. Пантомимические сценки:
- изобразить воробья в лапах у кошки;
- представить себя доброй и ласковой Весной;
- разговор с капризным ребенком или с рассерженным человеком и т.п.
4. Игра "Снежный ком", направленная на развитие грамматического строя и произносительной стороны речи.
Предлагается ученикам составить небольшой диалог на заданную тему по кругу. Первый ученик задает вопрос, у следующего учащегося в ответе должны содержаться слова (или слово), произнесенное в вопросе и т.д.
5. Игра "Продолжи разговор с разными вариантами его финала" способствует формированию грамматического строя речи, умению правильно строить синтаксические конструкции, развитию творческой фантазии учащихся.
6. Задание "Прочти диалог и придумай к нему продолжение с добавлением собеседников".
7. Минутка "Почемучки". Дети задают вопросы по желанию на интересную для них тему.
8. Игра "Будь внимателен". Учащиеся должны не только сформулировать вопрос, но и постараться быстро и правильно ответить на него. Например, сколько окон в твоей квартире? Какого цвета обои у вас в самой большой комнате?
III этап
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСВОЕННЫХ НАВЫКОВ
На данном этапе используются диалоги, дидактические игры.
1. Упражнение "Продолжи диалог"
По дороге из школы домой ты разговариваешь с товарищем...
Ты пришел к больному товарищу....
2. После чтения по ролям текста художественного произведения учащимся предлагается воспроизвести диалог в форме драматизированной игры.
3. Упражнение "Дополни диалог". Прочитай диалог. Какие слова приветствия забыла сказать девочка маме утром?
- Мама, уже пора вставать?
- Да, дочка, пора. Вставай скорее, а то опоздаешь в школу.
- Я встала, мама, иду умываться.
4. Упражнение "Составь диалог по опорным словам по заданной теме". Предлагается ученикам определенная тема и ключевые слова или словосочетания.
5.Упражнение "Составь диалог по образцу". Учащимся предлагается готовый диалог и дается задание составить аналогичный.
6.Придумай диалог между реальными лицами, животными и растениями, неодушевленными предметами.
7. Участие в диалоге со сменой лиц (злой – добрый и т.п.)
8. Сочинение стихотворений в диалоговой форме по опорным словам.
Примерные варианты заданий. Диалоги, составленные детьми.
- ……….тишина? - Почему такая тишина?
- ………луна. – Это ночь. На нас глядит луна.
- ……….журчит? - Что так ласково журчит?
- ……говорит. – Это ручеек с луною говорит.
Помимо перечисленных игр и упражнений, сообщение новой темы также происходит в диалоговой форме.
Кроме того, построение урока на диалогической основе, позволяет уйти от стереотипности в преподавании. Уроки приобретают яркость, оригинальность: будь то театральная постановка или деловой диспут. Кроме того, создание на уроках диалогических ситуаций способствует превращению «сухого» учебного материала в более доступный, увлекательный для детей. Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"
Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....
Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида
Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида...
Ошибки, допускаемые учащимися на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида
Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речиКлассификация ошибок связной ...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида
В старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках гуманитарного цикла актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активн...
Приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка в средней школе.
Актуальность опубликованного материала обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам. В данной статье я привожу приемы и методы...