Урок русского языка в 5 классе по теме "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация содержит материал для повторения изученного ранее, получения и закрепления новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavka._5_klass.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Приставка»
Цели урока:
- сформировать у учащихся понятие о приставке как значимой части слова; ознакомить детей с синонимичными и антонимичными значениями приставок; показать роль приставок в образовании слов;
- воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии;
- способствовать развитию речи, памяти, мышления.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
- Проверка домашнего задания.
1.Работа по карточкам.
2.Выборочная проверка упражнения 399.
3. Фронтальный опрос по теме.
-Что такое морфемика?
-Какие морфемы вам известны?
-Дайте определение окончания.
-Что такое основа слова?
-Что такое корень?
-Дайте определение суффикса.
- Словарный диктант.
( Учащиеся пишут самостоятельно, затем проверяют на экране и сами оценивают работы.)
Уютная квартира, мягкий диван, цветы на балконе, узкий коридор, телевизор на тумбочке, телефон в кабинете, лиловая сирень в вазе.
Дополнительное задание: найти в диктанте слова с орфограммой в окончании, графически обозначить и объяснить.
IY. Знакомство с новым материалом.
- Лингвистическая игра.
- И какой ученик не мечтает, чтобы на уроке была игра. И на сегодняшнем уроке мы немножко поиграем. Но наша игра лингвистическая. А что это значит? ( Ответы учеников)
- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Представили? Я вам скажу: «Приставка в». Что вы сделаете? (Ответы учеников)
- А если я скажу: «Пере» (Ответы учеников)
- А если я скажу: «Вы» (Ответы учеников)
- Почему вы меня хорошо понимали, я ведь называла лишь кусочек слова – приставу. ( Ответы учеников.)
2. Наблюдения по рисункам на экране.
3. Выводы. Делают ученики, учитель дополняет.
IY. Закрепление.
1. Учитель. Я попрошу, называя только приставку, кого-нибудь из учеников выполнить мою команду, а вы напишите слова целиком.
Я говорю: «Подо». (Ученик подходит, дети пишут: « Подойди».)
Я говорю: «На». ( Ученик берет мел, дети пишут: «Напиши».)
Пишем: Если знаешь части слова, ты напишешь их толково!
- Какие знаки и почему вы поставили в этом предложении?
- Какие части слова – морфемы вы знаете? Покажите на разборе 2-го глагола.
2. А теперь (другому ученику) предлагается изменить приставку на- в слове написать на другие и объяснить, как изменилось смысловое значение глагола.
( Переписать, списать, записать, подписать, вписать, расписать, отписать.)
3. Упр.401 (из учебника.)
4. Ребята, с антонимичными приставками вы встречались на сегодняшнем уроке. А есть еще синонимичные. Ребята, что такое синонимы? (Ученики отвечают.)
Появляется слайд с заданием.
Задание: подобрать к данным словам слова с синонимичными приставками.
Выгнать - …, безграмотный - …, предобрый - …
5. Зная смысловое значение приставок, легко разгадаешь «секрет слова».
а) Появляется слайд .
Задание: объяснить значение слов, смысл которых зависит от приставки:
Подоконник, бессмертник.
б) Появляется слайд «Правильно выделяй приставки».
Образец: названо слово подбросить, предполагаем,
что у него приставка под-, заменим приставку на с- - получится сбросить. Смысл у слова есть – значит, приставка под- найдена верно.
Выделяем приставки:
Переехать, показаться, предсказать, свергнуть, раскрыть, наехать, прабабушка.
- Этимологическая страничка.
- Ребята, в последнем слове возникли трудности. Давайте подберем к этому слову однокоренные: бабушка, бабуля. Значит, пра – приставка. Эта приставка имеет значение «давность во времени».
Появляются слайды.
1 . ПРА-
ПРАбабушка
ПРАвнук
ПРАродина
ПРАязык
ПРАязык современного русского человека – старославянский.
2. Есть еще редкая приставка су-, которая слилась с корнем:
СУмерки (от мрак)
СУтки (от течь)
СУмятица (от мятежный)
Придумайте красивое, образное выражение с одним из этих слов.
YII. Появляется слайд « Образности нужно учиться!»
Задание: какой прием образности, выразительности использует поэт в описании зимы?
Загудят, загуляют снега,
И закружатся вьюг косяки,
Засвистят, разрываясь, из сосняка
Исполинские сквозняки.
( С.Куняев)
YIII. Подведем итоги.
- Что такое приставка?
-Чем приставка и суффикс сходны, а чем
различаются?
IX. Оценки.
X. Задание на дом. Параграф 76, упражнения 404, 405.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....