Календарно-тематическое планирование по русскому языку на профильном уровне
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования
  2. Программы под редакцией Н.Г.Гольцовой, Москва «Русское слово»
  3. Базисного учебного плана школы на 2015-2016 год.

Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на профильном уровне и составлена из расчета 2 час в неделю, всего 68 часов.

Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ"

601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27

СОГЛАСОВАНО

Утверждено

С  заместителем директора по УВР

Приказом директора

От ___ 2015 года ___________

От ___ 2015 года № ___

_____________ /Калёнов С. Л.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Социально-гуманитарное направление

Русский язык

Уровень образования (класс) Основное полное образование, (10-11 классы)

Количество часов 68

Программа разработана на основе авторской программы под редакцией Н.Г.Гольцовой, «Русское слово»

http://www.profile-edu.ru

  Разработчик (составитель) рабочей программы

Потапова Вера Игоревна

учитель русского и литературы

Суздаль, 2015 год                 


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования
  2. Программы под редакцией Н.Г.Гольцовой, Москва «Русское слово»
  3. Базисного учебного плана школы на 2015-2016 год.

Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на профильном уровне и составлена из расчета 2 час в неделю, всего 68 часов.

Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Цели и задачи:

– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- вооружение учащихся нормами литературного языка;

- развитие умения связно излагать свои мысли.

- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.


Учебно- тематический план

Тема

По программе

По плану

изучение

Р.р

изучение

Р.р

1.Введение

1

1

1

1

2.Лексика. Фразеология. Лексикография.

4

2

4

2

3. Фонетика. Графика. Орфография.

2

1

2

1

4. Морфемика. Словообразование.

3

1

3

1

5. Морфология. Орфография.

11

11

6. Морфология. Самостоятельные части речи.

20

3

20

3

7. Морфология. Служебные части речи.

15

3

15

3

Итого

57

11

57

11

Требования к уровню подготовки выпускников,

обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.

• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.

• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.

• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

• Извлекать необходимую информацию из различных источников.

• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.

• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.

• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

График контроля за уровнем сформированности предметных навыков

Критерии

Тема

Форма

Сроки

Сформированность орфографических навыков

Лексика Фразеология Лексикография

Словарный диктант

октябрь

Практическое применение теоретических знаний

Морфология и орфография

Комплексный анализ текста

ноябрь

Сформированность орфографических навыков

Самостоятельные части речи

Словарный диктант

март

Практическое применение теоретических знаний

Служебные части речи

Комплексный анализ текста

апрель


урока п/п

Дата по плану

Тема урока

Тема государственного стандарта по русскому языку   как  основа содержания урока (+)

Ключевые понятия в содержании урока, форма

Творческие задания

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ 1 + 1рр

Слово о русском языке.

 Нормы литературного языка

Язык как общественное явление. Основные функции языка. Русистика как наука

Аналитическое чтение

 

 

РР 1

Функциональные стили русского языка

Медиаматериал

ТЕМА 2 ЛЕКСИКА (4 +2РР)

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов

Система и структура языка.  

Номинативность, семантика

 

РР 2

Основные изобразительно-выразительные средства языка

Тропы, фигуры

Коллоквиум с элементами групповой игры

Власенков (В)

Д/з: карточки с примерами ИВС по тв-ву А.С.Пушкина

РР 3

Обучение характеристике роли ИВС в тексте художественного  произведения

Самостоятельная равбота.

Интеграция с литературой

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы

Лексические словари.  Мотивированное нарушение нормы, речевые ошибки.

Паронимия, парономазия. Идеографические, контекстуальные, синонимический ряд

Бабайцева (Б)

Анализ отрывка из «Двенадцати стульев» И.Ильфа и Е.Перова

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Русский язык как один из индоевропейских языков. Старославянизмы в совр. рус яз., их признаки. Понятие литературного языка, диалектов. Основные тенденции развития языка, языковой нормы

Исконно-русская, старославянизмы, заимствованные слова,

*Лингвистический анализ текста. Роль старославянизмов в ст. «Пророк», «Анчар»

* Диалектные слова в произведениях В.Белова

Неологизмы И.Северянина

(реферат, сообщение)

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

Национально-культурный компонент значения идиом. Национальная специфика рус. фразеологии. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языковая норма.

Свободные сочетания, фразеологические единства,

 фразеологические сращения, фразеологические сочетания.

 (Своеобразие стилистики фразеологии)

ТЕМА 3 ФОНЕТИКА (2 +1рр)

Звуки и буквы. Звук и фонема. Фонетический разбор. Чередование звуков

Создание славянского алфавита, реформы русского письма

закрытый слог, открытый слог, редукция, редуцированный звук

* Анализ ошибок дикторов TV

Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Орфоэпические варианты. Русское литературное произношение. Активные процессы в области произношения

Активные процессы в области произношения и ударения. Орфоэпические словари.

ударение, акцентологическое, продвижное

РР 4

Обучение лингвистическому анализу художественного текста. Звукопись и благозвучие

Изобразительные средства фонетики русского языка

Медиаматериал

ТЕМА 4  МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3+1РР)

РР 5

Научный стиль. Способы переработки текста: план, тезисы, выписки.

Конспект 1)тематический; 2)краткий, подробный, смешанный;

3)монографический, сводный(обзорный);

4)интегральный, выборочный

Гольцова (по правилам красноречия, советы лекторам) Интеграция с литературой: написание тематического конспекта по тв-ву М.Ю.Лермонтова

Состав слова .Морфемы. Морфемный анализ слова

Материалы РЯШ (ксерокопии)

Словообразование. Формообразование.

Понятие парадигмы Словообразовательная модель. Словообразовательный разбор

Старославянизмы в современном русском языке, их признаки. Продуктивные способы образования слов Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная

Супплетивизм, связанные корни.

Практикум по морфемному и словообразовательному разборам

ТЕМА 5. МОРФОЛОГИЯ и ОРФОГРАФИЯ (11)

Принципы русской орфографии.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

Морфологический принцип. Фонетическийпринцип.Традиционное написание

*редактирование текста  (ГА)

Чередующиеся гласные в корне.

Позиционные чередования

*редактирование текста (ГА)

Резерв

Употребление гласных после шипящих

Позиционные чередования

Употребление гласных после Ц,

букв Э, Е, Ё и сочетаний ИО в различных морфемах

 

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ

Особенности произношения

 

Правописание гласных и согласных в приставках.

Продуктивные префиксы

*Лингвистический анализ стихотворения

«Расстояние: вёрсты, мили…»

Правописание пре- и при-.

тест

Гласные И, Ы после приставок

Повторительные упражнения,

Уотребление Ъ, Ь знаков. Употребление прописных букв. Правила переноса слов

Контроль по тесту Мякшевой О.В.

Правописание гласных и согласных в суффиксах, префиксах

Контрольный диктант / тест

словарный диктант

*Власенков,

ТЕМА 6. МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (20 + 3рр)

Система частей речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи

Грамматические категории

Основные способы выражения грамматических значений

Правописание падежных окончаний имён существительных

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературных норм

Гласные в суффиксах имён существительных

Словообразование существительных

*Лингвистический анализ ст-я М.Цветаевой «Чтобы помнил не часочек…»

Правописание сложных имён существительных

Словообразование существительных

Имя прилагательное как часть речи

 Изобразительно-выразительная роль им.прил. Синонимия

 (Портрет Печорина, роль прилагательных)

Правописание суффиксов имён прилагательных

Словообразование прилагательных

Правописание Н, НН в суффиксах имён прилагательных

Правописание сложных имён прилагательных

Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных

РР6

Обучение конспектированию текста научного стиля. Употребление имён числительных в речи

Грамматические ошибки, связанные с употреблением имён числительных

Конспект, реферат

Местоимение как часть речи

Лингвистический анализ ст-я М.Цветаевой «Мне нравится…»

Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи

Глагол как часть речи

Правописание глаголов

Акцентологические нормы в глагольных формах

РР7

Официально-деловой стиль. Жанры официально-делового слиля

Норма как признак официально-делового стиля

Требования к интонационно правильной и выразительной речи

заявление, доверенность

Причастие как глагольная форма. Образование причастий

Акцентологические нормы

Правописание суффиксов причастий.  Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных

РР8

Особенности речи художественной литературы

Язык художественной л-ры в отношении к разговорному языку и функциональным книжным стилям

Деепричастие как глагольная форма

ст-е Р.Саути (интеграция с английским языком)

Наречие как часть речи

Правописание наречий

Слова категории состояния

Переходные явления в области морфологии русского языка

* Размышления о слове…

(зарисовка об одном слове из ст-я, слове состояния)

ТЕМА 7.  МОРФОЛОГИЯ. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (  15  + 3  рр)

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи

Переходные явления в области морфологии русского языка

Правописание предлогов

Союз как служебная часть речи

Правописание союзов. азграничение союзов  и союзных слов

Резерв

54

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц

55

Частицы НЕ, НИ. Их значение и употребление

56

Слитное и раздельное написание НЕ, НИ с различными частями речи

57

Контрольная работа по правописанию и употреблению служебных частей речи

58

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательн. слова.

59

РР9

Разговорный стиль и его особенности

Ситуативная, стилистическая норма. Основные требования к интонационно правильной  и выразительной речи. Монологическая речь

60

РР10

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Обучение комплексному анализу текста

61

Обобщение и систематизация материала по морфемике, морфологии и орфографии

62

Контрольная работа в форме и материалам ЕГЭ

63

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

64

РР11

Обучение лингвистическому анализу прозаического текста художественной литературы

Основные приёмы редактирования и совершенствования текста

65-68

Резерв

ИТОГО:

уроков обучающего характера – 57

уроков РР - 11

 


Литература:

Основная литература:

1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2010

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010

Дополнительная литература:

1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.

М.: Русское слово, 2007

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Русский язык в таблицах 10 -11 классы. М.: Русское слово, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку на профильном уровне. 10 класс

Данная рабочая программа по учебному плану «Русский язык» составлена на основе Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования на профильном уровне (Сборник нормативных док...

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...