Рабочая программа по русскому языку на профильном уровне. 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Данная рабочая программа по учебному плану «Русский язык» составлена на основе Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования на профильном уровне (Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2009г., авторы-составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев).
Программой предусмотрено выполнение федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089).
Планирование рассчитано на 3 часа в неделю и на 105 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_rp_rus._prof.docx | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по учебному плану «Русский язык» составлена на основе Примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования на профильном уровне (Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2009г., авторы-составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев).
Программой предусмотрено выполнение федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089).
Планирование рассчитано на 3 часа в неделю и на 105 часов в год.
Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
- развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческую) и культуроведческую компетенции
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения русского языка в 10 классе обучающиеся должны знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
- вести диалог, монолог
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебно-научные темы;
- знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
- знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
- владеть различными приемами редактирования текста;
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами);
- пользоваться разными видами лингвистических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
учебники и учебные пособия | методические материалы | дидактические материалы | медиаресурсы |
Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни)/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014 | Русский язык. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику В.В.Бабайцевой / авт.-сост. М.Е.Кривоплясова .- Волгоград: Учитель, 2009 | Малюшкин А.Б. тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2010 | тренажёр «Русленг» |
Львова С.И.. Русский язык. 10 класс: приложение к учебнику: справочные матуриалы (базовый и углубленный уровни)/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014 | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Поурочное планирование. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 | Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ЕГЭ по русскому языку | Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. «Гуманитарные науки». |
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобраз. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2011 | Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». |
Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе
Номер урока | Тема урока | Основные понятия | Домашнее задание | Примечание |
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции | ||||
Введение в науку о языке | ||||
Русский язык в современном мире | Лингвистика | Упр. 3 | ||
Язык как особая система знаков. Основные функции языка | Стр. 10-11, статья; упр. 6 | |||
Входная контрольная работа №1 на выявление уровня готовности к изучению раздела | КР №1 | |||
Русский язык – хранитель духовных ценностей нации | Этимология | Стр. 14-15; упр. 10 | ||
Национальный язык – единство его различных форм | Упр.15, 16 | |||
Понятие о литературном языке | Упр. 18, 19 (устно), 21 (п.) | |||
Р\Р. Сочинение-рассуждение по высказываниям о русском языке | С №1 | |||
Языковая норма, её основные признаки и функции | Норма языка | Упр. 34 | ||
Основные виды норм современного русского литературного языка | Орфоэпические, морфологические, лексические, словообразовательные нормы языка | Упр. 37, 39 (устное высказывание) | ||
Р\Р. Передача содержания текста с заданной степенью свёрнутости. Подготовка к изложению | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова | Стр.51, упр.45 (устное высказ.), упр.49 (п.) | ||
Р\Р. Сжатое изложение публицистического текста | И №1 | |||
Языковая система | ||||
Понятие о системе и структуре языка | Упр.54, 55 | |||
Синонимия в системе языка | ||||
Лексические синонимы | Лексические синонимы | Упр.60 | ||
Синтаксические синонимические конструкции | Синтаксическая синонимия | Лингвистический тренажёр, упр. 62 | ||
Фонетика | ||||
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема | Фонема | Стр.74-75, статья; упр.72 | ||
Позиционное чередование звуков речи. Ударение в русском языке | Логическое ударение | Упр. 83 | ||
Интонационные особенности русской речи | Интонация | Упр. 89 | ||
Смыслоразличительная функция интонации | Упр. 92 | |||
Изобразительные средства фонетики русского языка | Звукопись, благозвучие, ассонанс, аллитерация | Лингвистический тренажёр, упр.101 | ||
Контрольная работа №2. Лингвистический анализ текста | КР №2 | |||
Лексика и лексикология | ||||
Слово – основная единица русского языка. Системные отношения в лексике | Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. | Работа над ошибками контрольной работы | ||
Р\Р. Лексический анализ поэтического текста | Упр.103 | |||
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения | Диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно – бытовая и книжная. Просторечие. | Орфографический минимум, упр.104 | ||
Активная и пассивная лексика русского литературного языка | Устное высказывание (упр.110) | |||
Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика русского языка | Упр.120 | |||
Комплексный анализ текста (упр.) | ||||
Фразеологические единицы русского языка | Фразеология; фразеологические единицы | Упр. 122 | ||
Р\Р. Обучающее изложение. Лексико-фразеологический анализ текста изложения | ||||
Р\Р. Изложение с творческим заданием | И №2 | |||
Лексические и фразеологические словари | Тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза), градация, контекстные синонимы, антонимы, паронимы | Упр.128 (устное высказывание) | ||
Лексические средства выразительности | Упр.147 | |||
Контрольный диктант с дополнительными заданиями по теме «Лексика» | КД №1 | |||
Анализ контрольного диктанта | Упр.150 | |||
Морфемика и словообразование | ||||
Повторение. Морфемика и словообразование | Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Производная и непроизводная основа. | Упр.151 | ||
Система современного русского словообразования | Стр. 180-181, упр.159 | |||
Способы словообразования | Морфологический, неморфологический способы | Упр.161 | ||
Словообразовательные средства выразительности | Индивидуально-авторские слова; словообразовательный повтор (однокоренных слов; слов одной словообразовательной модели; слов с суффиксами оценки) | Комплексный анализ текста | ||
Контрольная работа №3 по теме «Морфемика и словообразование» | КР №3 | |||
Анализ контрольной работы | Индивидуальные задания | |||
Морфология | ||||
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы | Часть речи | Упр. 165 | ||
Классификация частей речи в русистике. Морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. | Знаменательные части речи | Упр. 167 | ||
Служебные части речи и их грамматические признаки | Предлог, союз, частица | Орфографический минимум, упр.169 | ||
Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи | Стр.194-198, статья, упр.171 | |||
Морфологические средства выразительности речи | Экспрессивное использование грамматических категорий; прямое и переносное употребление форм времени глагола; экспрессивное использование слов разных частей речи; насыщение текста междометиями и звукоподражательными словами | Упр.179 | ||
Контрольная работа №4. Морфологический анализ текста | КР №4 | |||
Р\Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | Индивидуальные задания | С№2 | ||
Анализ контрольной и творческой работ | ||||
Орфография | ||||
Трудные случаи правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи | Орфограмма Нормативное употребление форм слова | Упр.194 | ||
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи | Упр. 201 | |||
Различение частиц НЕ и НИ | Упр. 204 | |||
Правописание наречий | Упр. 208 | |||
Мягкий знак на конце слов после шипящих | Упр. 209 | |||
Правописание глаголов | Упр.210 | |||
Правописание причастий | Упр.215 | |||
Слитное, раздельное и дефисное написания | Упр.218 | |||
Повторение изученного по теме «Орфография» | Упр.221 | |||
Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» с грамматическим заданием | Работа над ошибками контрольной работы | КД №2 | ||
Синтаксис | ||||
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы | Словосочетание, предложение | Упр.228 | ||
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании | Согласование, управление, примыкание | Индивидуальные задания | ||
Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения | Подлежащее, сказуемое (ПГС, СГС, СИС) | Языковой разбор текста | ||
Простое осложнённое предложение | Обособленные, уточняющие, однородные члены предложения | Комплексный анализ текста | ||
Простое осложнённое предложение | 2пр. 235 | |||
Сложное предложение | ССП, СПП, БСП | Упр. 238 | ||
Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений | Придаточные изъяснительные, обстоятельственные, определительные | Упр. 248 | ||
Прямая и косвенная речь | Упр.250 | |||
Синтаксис текста, целостность и связность как конструктивные признаки текста | Синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение, повторяющиеся союзы, бессоюзие | Упр.245, таблица | ||
Изобразительные средства синтаксиса | Лингвистический анализ худож. текста | |||
Повторение изученного по теме «Синтаксис» | Индивидуальные задания | |||
Контрольная работа №5 по теме «Синтаксис и пунктуация» | КР №5 | |||
Анализ контрольной работы | Упр.249 (устное высказывание) | |||
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции | ||||
Язык как средство общения | ||||
Речевое общение как социальное явление | Экспрессивная, коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная функция | Упр.256 | ||
Сферы речевого общения | Упр.260 | |||
Основные разновидности речи: монолог, диалог, полилог | Диалог, полилог, монолог | Упр.267 | ||
Лексические, грамматические, интонационные средства выражения отношения, оценки | Упр. 269 | |||
Р\Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | С №3 | |||
Речь устная и письменная | Устная речь. Письменная речь. | Упр.271 | ||
Различия устной и письменной речи | Упр.275 | |||
Основные условия эффективного общения | Упр.276 | |||
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление | Упр. 277 | |||
Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста | ||||
Виды речевой деятельности | Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Рецензия. | Упр.280 (устное высказывание) | ||
Текст как продукт речевой деятельности | Упр.281 | |||
Создание текстов разных стилей и типов | Упр.285 | |||
Р\Р. Редактирование собственного текста | Упр. 286 (3) | |||
Чтение как вид речевой деятельности | Упр.288 | |||
Различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста | Упр.289 | |||
Аудирование как вид речевой деятельности | Аудирование | Упр.291 | ||
Основные способы информационной переработки прочитанного текста или прослушанного текста | Упр.295 (устное высказывание) | |||
Способы сжатия исходного текста. Тезисы | Записать тезисы | |||
Конспект как результат изучающего чтения. Правила сокращения слов при конспектировании | Подготовиться к защите работ | |||
Защита докладов, рефератов, рецензии | Упр.297 | |||
Говорение как вид речевой деятельности | Мотивированность, выразительность речи | Таблица | ||
Современная жанрово-тематическая классификация публичной речи | Доклад, лекция, проповедь, выступление, реклама, репортаж | Индивидуальные задания | ||
Виды аргументации | Аргументы, тезис | Устное высказывание | ||
Письмо как вид речевой деятельности | Упр. 300 | |||
Р\Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | С №4 | |||
Совершенствование культуры учебно-научного общения. Основные жанры научного стиля | Научный стиль | Упр.302 | ||
Основные жанры официально-делового стиля. Разные ситуации официально-делового общения | Официально-деловой стиль | Упр.303, устное высказывание | ||
Деловые документы различных жанров | Упр. 305 | |||
Культура разговорной речи. Основные жанры разговорной речи | Разговорная речь | Упр.307 | ||
Р\Р. Анализ разговорной речи, содержащей просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования | Жаргонизмы, просторечие, аргонизмы | Комплексный анализ текста | ||
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический | Индивидуальные задания | |||
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса | КР №6 | |||
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса | ||||
Повторение изученного в 10 классе | ||||
Повторение изученного в 10 классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в профильном классе. 11 класс.
Представлена развёрнутая рабочая программа по русскому языку для работы в 11 классе....
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Программа по русскому языку для профильных лингвистических классов.
Программа по русскому языку для профильных лингвистических классов....
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения (авторы С.И.Львова, О.М.Александрова)
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10—11-м классах. ...
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 11 класс (автор И.В. Гусарова), 2018-19 учебный год
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....
Рабочая программа по русскому языку для профильного обучения 10 класс (автор С.И. Львов), 2017-18 учебный год
Рабочая программа последовательно реализует дифференцированный подход к обучению русскому языку в 10-11 классах....