Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Содержание урока | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Отчёт ответственных по рядам. Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу | Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество на уроке!
| Принцип психологической комфортности УУД: - Регулятивные (волевая саморегуляция)
- Личностные(мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)
|
2.Проверка домашнего задания. Базовый уровень Повышенный уровень Творческий уровень | Зачитывают составленные предложения с омонимами | Контролирует правильность выполнения домашнего задания | Т.: зачитать составленные предложения с омонимами. П. и Б.: упр. 92. Прочитать ответы и словосочетания.
| УУД: - Регулятивные (контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив)
- Личностные (способность к рефлексии)
- Коммуникативные (умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения)
|
3.Актуализация знаний, введение темы урока, постановка цели, задач. Цель: мотивация к деятельности; развитие умения определять и формулировать тему урока; развитие умения ставить перед собой цель и задачи для её достижения | Работать с информацией, представленной в слайд презентации, по парамУчаствовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать в работу по парам, вовлекатьв обсуждение проблемныхвопросов | - Давайте вспомним, что мы с вами изучали на предыдущих уроках, что нам известно о лексике. - Для этого я предлагаю вам поработать в парах. На презентации представлены вопросы по изученному материалу. Ваша задача – поработав в паре, ответить на данные вопросы. 1) Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка. 2) Слова, имеющие несколько значений. 3)Перенос значения по сходству называется ….. 4) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. - Хорошо, поработали самостоятельно, вспомнили изученное. Теперь давайте подумаем, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке. - Прочитайте стихотворение на слайде. Как соотносятся по смыслу между собой выделенные слова? Добрая волшебница Всё переиначила, Ярко-жёлтым цветом Землю разукрасила. С неба сонный месяц Чуду удивляется, Всё кругом искрится, Всё переливается.
- Как называются такие слова? - Какова тема нашего сегодняшнего урока? - Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Синонимы». - Исходя из темы урока, сформулируйте цели, задачи урока: - Что мы должны вспомнить? Узнать? - Чему должны научиться в ходе урока? | УУД: - Регулятивные (планирование деятельности)
- Коммуникативные (построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения; навыки сотрудничества)
- Личностные (активность участия в обсуждении)
|
4.Изучение нового материала. Цель – уметь определять и отличать синонимы, использовать их в речи, знать об общности и отличиях синонимов (стилистические особенности синонимов)
| Работать с информацией, представленной в учебнике, в слайд презентации и в рабочей тетради
Участвовать в работе при выполнении заданий Осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и группе). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | Организовать групповую работу по теме, вовлекатьв обсуждение проблемныхвопросов Организовать работу по изучению темы Обеспечитьконтрольза выполнениемзадания. | - Ребята, скажите, а знаете ли вы, что такое синонимы? - Давайте посмотрим, как вы умеете определять синонимы. Пару синонимов записываем. Шум – грохот, Смех – ... (хохот).
Хвала – одобрение, Удача –- ... (везение).
Здесь – тут, Работа – ... (труд).
Силач – атлет, Тайна – ... (секрет).
Отчий – родной, Жара – ... (зной).
Внезапно – вдруг, Товарищ – ... (друг).
Идти – шагать, Плясать – ... (танцевать). - Теперь выберите себе один из синонимических рядов и составьте словосочетание с каждым из слов.Послушали 2 человек . - Ребята,а как различаются между собой синонимы? - Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте внимательно слова на слайде и сделайте вывод: чем различаются синонимы между собой? 1.Старушка, старушенция, бабуля. 2. Ругать, бранить, хулить, чихвостить. 3. Глаза, очи, зенки, гляделки. Предполагаемый ответ: сферой употребления, стилем речи. Стилистической окраской. - Теперь давайте сравним наши выводы с теоретическим материалом учебника. Для этого поработаем группами. 1 ряд читает и рассказывает определение синонимов, 2 ряд – о происхождении слова и использовании в речи. Вадим читает определение по своему учебнику и тоже нам расскажет. Ответы каждого ряда противоположный ряд оценивает. Хорошо поработали, молодцы. Мы знаем про синонимы, но если вы не можетет подобрать синоним, что вам нужно сделать? (Обратиться к словарю). И вот о словаре расскажет нам Юля. Молодец.
| УУД: - Коммуникативные (адекватное понимание информации письменного сообщения, умение самостоятельно добывать знания, умение анализировать, делать выводы)
- Познавательные (работа с информацией, умение работать с текстом, находить в нём основное, главное)
- Коммуникативные (навыки сотрудничества; построение речевого высказывания с учётом сферы и ситуации общения)
|
6.Физминутка. |
|
| физминутка |
|
5.Закрепление. Цель – научиться подбирать и определять синонимы, находить синонимы в тексте, использовать их в речи. | Участвовать в работе при выполнении заданий Осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу по изучению темы Обеспечитьконтрольза выполнениемзадания. | - Ребята, давайте сделаем выводы: где нам может пригодиться использование синонимов? Зачем нам нужно о них знать? - Конечно, нам нужно уметь использовать синонимы в речи, чтобы не допускать повторов, чтоб речь была богаче и разнообразнее. - Давайте потренируемся в использовании синонимов. Для этого выполним несколько упражнение:
Серым, пасмурным Коричневые, карие О мокром, о сыром Голубым, лазурным | Днем, костюмом Глаза, носки Луге, Воздухе Платьем, небом |
| УУД: - Познавательные(работа с информацией)
- Регулятивные(коррекция, контроль)
- Коммуникативные (построение речевого высказывания, планирование учебного сотрудничества)
|
7.Домашнее задание Цель – формирование навыков культуры индивидуального учебного труда; убедить в посильности выполнения домашнего задания | Работать с информацией | Включить учащихсяв запись домашнего задания | ВСЕМ: § 8, стр. 70-71. Творческий – упр. 100, стр. 72 (учебник Бунеевых.) Повышенный – решить тест (карточка 1) Базовый – карточка 2. Выберите и запишите синонимы к словам. Белый-Высокий-Дом-Заманчивый- Слова для справок: белоснежный, песочный, молочный, сильный, здание, длинный, памятник, привлекательный, долговязый, дорога, строение, снежный, особняк, высокий, жилище. Вадим: упр. 351 ( по Ладыженкой, стр. 138)
| УУД: - Регулятивные(прогнозирование, планирование)
|
8. Самоконтроль. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке | Осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре), Корректировать при сравнении с эталоном Осуществлять рефлексию Формулировать собственное мнение и аргументировать его |
| - Давайте проверим себя, проверим то, как мы усвоили сегодняшний материал. Для этого выполним задания: 1. Допишите предложение: Синонимы – это слова ….. части речи, которые обозначают …., но могут отличаться друг от друга ……………. и ………….. . 2. Какое слово «лишнее» в каждой колонке? А) храбрый Трудолюбивый Смелый Б) большой Огромный Маленький В) бежать Нестись торопиться - Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте друг друга, сравнив ответы с эталоном на слайде: 1. Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи. 2. А) Трудолюбивый Б) Маленький В) Торопиться - Оцените свою работу и работу товарища: 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» - У кого, ребята, так получилось? Похвалите себя! Молодцы! Подведем итог нашей работе: чему научились? Есть ли что-то, что осталось непонятным? Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её? Кто из вас доволен своей работой на уроке? Кому урок показался интересным? У кого улучшилось настроение? Для кого материал урока будет полезен? А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким? | УУД: - Регулятивные (оценка и самооценка)
- Личностные (способность к рефлексии)
|