урок русского языка в 5 классе по теме "Синонимы".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Осипова Елена Николаевна

Урок русского языка по теме "Синонимы. Словари синонимов" был дан в 5 классе 25.09.2015 года при аттестации на первую категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klase._sinonimy._tehnologicheskaya_karta.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова Е.Н.Русский язык 5 класс

Урок по теме «Синонимы». 25 сентября 2015 года

5 класс

Технологическая карта урока

Тема

Синонимы. Словари синонимов.

Тип урока

Изучение е нового материала

Цель  урока

  1. образовательная: создать устойчивое представление о синонимии; уметь подбирать синонимы к словам,
  2. развивающая:развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.
  3. воспитательная: воспитывать  культуру делового общения,  любовь и интерес к родному языку; стремление к  речевому самосовершенствованию.

Планируемый результат

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения;

Регулятивные УУД:целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения.

Основные понятия

Лексическое значение, синоним

Межпредметные связи

история, литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- «Программа курса «Русский язык» к учебникам ОС «Школа-2100»

- Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Бунеев Р.Н., Бунеева Л.В.

-

Учебник для 5 класса под ред Ладыженской Т.А. (1 ученик обучается по адаптированной программе)

Дидактические материалы по учебнику Бунеевых и Ладыженской Т.А.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке

ПК, проектор, экран, презентация.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Содержание урока

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

 Отчёт ответственных по рядам.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу

Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное,

 активное и творческое сотрудничество на уроке!

Принцип психологической комфортности

УУД:

  • Регулятивные (волевая саморегуляция)
  • Личностные(мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)

2.Проверка домашнего задания.

Базовый уровень

Повышенный уровень

Творческий  уровень

Зачитывают составленные предложения с омонимами

Контролирует правильность выполнения домашнего задания

Т.: зачитать составленные предложения с омонимами.

П. и Б.: упр. 92. Прочитать ответы и словосочетания.

УУД:

  • Регулятивные (контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив)
  • Личностные (способность к рефлексии)
  • Коммуникативные (умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения)

3.Актуализация знаний, введение темы урока, постановка цели, задач.

Цель: мотивация к деятельности; развитие умения определять и формулировать тему урока; развитие умения ставить перед собой цель и задачи для её достижения

Работать с информацией, представленной в слайд презентации, по парамУчаствовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать в работу по парам, вовлекатьв обсуждение проблемныхвопросов

- Давайте вспомним, что мы с вами изучали на предыдущих уроках, что нам известно о лексике.

- Для этого я предлагаю вам поработать в парах. На презентации представлены вопросы по изученному материалу. Ваша задача – поработав в паре, ответить на данные вопросы.

1) Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.

2) Слова, имеющие несколько значений.

3)Перенос значения по сходству называется …..

4) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

- Хорошо, поработали самостоятельно, вспомнили изученное. Теперь давайте подумаем, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

- Прочитайте стихотворение на слайде. Как соотносятся по смыслу между собой выделенные слова?

Добрая волшебница 

Всё переиначила, 

Ярко-жёлтым цветом 

Землю разукрасила. 

С неба сонный месяц 

Чуду удивляется, 

Всё кругом искрится

Всё переливается.

- Как называются такие слова?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Синонимы».

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели, задачи урока:

- Что мы должны вспомнить? Узнать?

- Чему должны научиться в ходе урока?

УУД:

  • Регулятивные (планирование деятельности)
  • Коммуникативные (построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения; навыки сотрудничества)
  • Личностные (активность участия в обсуждении)

4.Изучение нового материала.

Цель – уметь определять  и отличать синонимы, использовать их в речи, знать об общности и отличиях синонимов (стилистические особенности синонимов)

Работать с информацией, представленной в учебнике, в слайд презентации и в рабочей тетради

Участвовать в работе при выполнении заданий

Осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и группе).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его

Организовать групповую работу по теме,

вовлекатьв обсуждение проблемныхвопросов

Организовать работу по изучению темы

Обеспечитьконтрольза выполнениемзадания.

- Ребята, скажите, а знаете ли вы, что такое синонимы?

- Давайте посмотрим, как вы умеете определять синонимы.

Пару синонимов записываем.

Шум – грохот,
Смех – ... (хохот).

Хвала – одобрение,
Удача –- ... (везение).

Здесь – тут,
Работа – ... (труд).

Силач – атлет,
Тайна – ... (секрет).

Отчий – родной,
Жара – ... (зной).

Внезапно – вдруг,
Товарищ – ... (друг).

Идти – шагать,
Плясать – ... (танцевать).

- Теперь выберите себе один из синонимических рядов и составьте словосочетание с каждым из слов.Послушали 2 человек .
- Ребята,а как различаются между собой синонимы?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте внимательно слова на слайде и сделайте вывод: чем различаются синонимы между собой?

1.Старушка, старушенция, бабуля.

2. Ругать, бранить, хулить, чихвостить.

3. Глаза, очи, зенки, гляделки.

Предполагаемый ответ: сферой употребления, стилем речи. Стилистической окраской.

- Теперь давайте сравним наши выводы с теоретическим материалом учебника. Для этого поработаем группами.

1 ряд читает и рассказывает определение синонимов, 2 ряд – о происхождении слова и использовании в речи.

Вадим читает определение по своему учебнику и тоже нам расскажет.

Ответы каждого ряда противоположный ряд оценивает.

Хорошо поработали, молодцы. Мы знаем про синонимы, но если вы не можетет подобрать синоним, что вам нужно сделать? (Обратиться к словарю). И вот о словаре расскажет нам Юля. Молодец.

УУД:

  • Коммуникативные (адекватное понимание информации письменного сообщения, умение самостоятельно добывать знания, умение анализировать, делать выводы)
  • Познавательные (работа с информацией, умение работать с текстом, находить в нём основное, главное)
  • Коммуникативные (навыки сотрудничества; построение речевого высказывания с учётом сферы и ситуации общения)

6.Физминутка.

физминутка

5.Закрепление.

Цель – научиться подбирать и определять синонимы, находить синонимы в тексте, использовать их в речи.

Участвовать в работе при выполнении заданий

Осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению темы

Обеспечитьконтрольза выполнениемзадания.

- Ребята, давайте сделаем выводы: где нам может пригодиться использование синонимов? Зачем нам нужно о них знать?

- Конечно, нам нужно уметь использовать синонимы в речи, чтобы не допускать повторов, чтоб речь была богаче и разнообразнее.

- Давайте потренируемся в использовании синонимов. Для этого выполним несколько упражнение:

Серым, пасмурным

Коричневые, карие

О мокром, о сыром

Голубым, лазурным

Днем, костюмом

Глаза, носки

Луге,

Воздухе

Платьем, небом

УУД:

  • Познавательные(работа с информацией)
  • Регулятивные(коррекция, контроль)
  • Коммуникативные (построение речевого высказывания, планирование учебного сотрудничества)

7.Домашнее задание

Цель –

 формирование навыков культуры индивидуального учебного труда; убедить в посильности выполнения домашнего задания

Работать с информацией

Включить учащихсяв запись домашнего задания

ВСЕМ: § 8, стр. 70-71.

Творческий – упр. 100, стр. 72 (учебник Бунеевых.)

Повышенный – решить тест (карточка 1)

Базовый – карточка 2. Выберите и запишите синонимы к словам.

Белый-Высокий-Дом-Заманчивый-

Слова для справок: белоснежный,  песочный, молочный, сильный, здание, длинный, памятник, привлекательный, долговязый, дорога, строение, снежный, особняк, высокий, жилище.

Вадим: упр. 351 ( по Ладыженкой, стр. 138)

УУД:

  • Регулятивные(прогнозирование, планирование)

8. Самоконтроль. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке

Осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре), Корректировать при сравнении с эталоном

Осуществлять рефлексию

Формулировать собственное мнение и аргументировать его

- Давайте проверим себя, проверим то, как мы усвоили сегодняшний материал. Для этого выполним задания:

1. Допишите предложение:

Синонимы – это слова ….. части речи, которые обозначают …., но могут отличаться друг от друга ……………. и ………….. .

2. Какое слово «лишнее» в каждой колонке?

А) храбрый

Трудолюбивый

Смелый

Б) большой

Огромный

Маленький

В) бежать

Нестись

торопиться

- Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте друг друга, сравнив ответы с эталоном на слайде:

1. Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи.

2. А) Трудолюбивый

Б) Маленький

В) Торопиться

- Оцените свою работу и работу товарища:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

 3 ошибки – «3»

 - У кого, ребята, так получилось? Похвалите себя! Молодцы!

Подведем итог нашей работе: чему научились? Есть ли что-то, что осталось непонятным?

Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Кому урок показался интересным?

У кого улучшилось настроение?

Для кого материал урока будет полезен?

А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким?

УУД:

  • Регулятивные (оценка и самооценка)
  • Личностные (способность к рефлексии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...