Элективный курс по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Спиридонова Нина Михайловна

Элективный курс по русскому языку в 11 классе для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_-_11b_klass.docx40.27 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Программа курса  подготовки к ЕГЭ для 11 класса разработана с учётом занятий по учебнику для старших классов средней общеобразовательной школы В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.-М.: Просвещение,2007.

Основные задачи данного курса: закрепить  знания и умения учащихся, освоивших курс основной школы. Все это и позволяет углубить содержание базового учебного предмета «русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Программа нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского  языка,  таким как фонетика, морфемика и словообразование, грамматика (морфология, синтаксис), текстоведение и речеведение; реализация программы предполагает совершенствование практических умений: по орфографии и пунктуации, анализа текста и его информационной переработки, создания собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ЕГЭ. Серьёзное внимание в программе уделяется вопросам стилистики и культуры речи. Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ. Объём программы - 68 часов учебной нагрузки.

Цели программы: повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в среднем звене общеобразовательной школы; обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ; оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме. Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профильной школы, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и на основе спецификации.

Задачи:

  • обобщить знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;
  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
  • совершенствовать речевую деятельность учащихся.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

        Раздел «Развитие речи» предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания раздела предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- умение оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

- умение характеризовать композицию публицистического произведения;

- умение анализировать речевые средства, использованные в тексте.

        Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

        Итоговый контроль в конце первого и второго года обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

2. Содержание тем учебного курса:

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов.

Единый государственный экзамен как форма итогового контроля.  Кодификатор – структурированное содержание предмета. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности.  Демоверсия по русскому языку 2015. Часть 1, часть 2.

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).

Общие сведения о языке.

Язык и речь. Функциональные стили речи. Понятие литературного языка. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в

15-17 в.в.; период выработки норм русского национального языка. Понятие нормы и её изменчивости.

Фонетический принцип русской орфографии.

Характеристика звуков русской речи. Фонетика: принцип буквенной орфографии

Блоковая подача орфографии. Правописание падежных и родовых окончаний. Употребление буквы Ь. Чередование  гласных в корне. Безударные гласные в корне. Правописание непроизносимых согласных. Правописание приставок.

Орфоэпические нормы.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Задания в формате ЕГЭ

Морфологические правила и нормы.

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Трудные случаи (местоимения, союзы, предлоги, частицы). Задания в формате ЕГЭ

Нормы употребления частей речи.

Блок 1. Именительный и родительный падежи существительных множественного числа.

Блок 2.  Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Блок 3.  Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4.  Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Блок 5.  Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Блок 6.   Слитное и раздельное написание служебных и знаменательных частей речи.  

Блок 7.  Разряды местоимений.

Блок 8.  Союзы сочинительные и подчинительные.

Блок 9.  Прилагательные в сравнительной степени.

Способы словообразования.

Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Словообразовательная цепочка. Трудные случаи словообразования. Задания в формате ЕГЭ.

Лексические нормы.

Лексическое значение слова. Нормы сочетаемости. Паронимы и их использование в речи. Задания в формате ЕГЭ.

Фразеологизм и его признаки.

Фразеологический словарь. Задания в формате ЕГЭ.

 Контроль знаний.

Тест

Синтаксические нормы.

Построение предложений с деепричастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

Синтаксические  нормы.

Нормы управления и согласования.  Задания в формате ЕГЭ.

Типы речи.

Повествование, описание, рассуждение.

Стили речи.

Общие особенности публицистического.научного и художественного стилей. Языковые особенности. Средства выразительности в них.

Текстоведение.

Работа по текстоведению: абзац, строение абзаца (абзацный зачин, комментирующая   часть), средства связи.

Работа с текстом.

Тема текста и фактические ошибки.  Формулировка проблемы  исходного текста и комментарий к сформулированной проблеме. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.  Задания в формате ЕГЭ (часть С).

Работа с текстом.

Вступление к тексту (определение темы и основной мысли текста,  определение проблем, затронутых автором).

Работа с текстом.

Написание основной части сочинения-рассуждения (комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора и собственной точки зрения по проблеме, приведение аргументов из литературы или жизненного опыта).

Работа с текстом.

Написание заключения сочинения (в финальной части развернем  мысль высказанную во вступлении, или логически завершим её).

Контроль знаний.

Написание сочинения-рассуждения (часть С).

Тестирование в формате ЕГЭ 

Синтаксис.

Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование,   примыкание).

Простое односоставное предложение.

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное,   безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Задания в формате ЕГЭ.

Принципы и функции пунктуации.

Смысловая роль знаков препинания. Знаки  препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ.

Знаки препинания.

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Задания в  формате ЕГЭ.

Знаки препинания

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Знаки препинания

Знаки препинания при однородных членах предложения. Задания в формате ЕГЭ.

Трудные случаи пунктуации.

Тире в простом и бессоюзном предложении.

Трудные случаи пунктуации.

Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении.

Знаки препинания

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.  Границы между главным и придаточным предложениями. Задания в формате ЕГЭ.

Трудные случаи пунктуации.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение . Знаки препинания в частях сложного предложения

Сложносочиненное предложение,

Употребление знаков препинания

Причастный и деепричастный оборот.

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.

Работа с текстом.

Выявление средств выразительности. Задания в формате ЕГЭ

Контроль знаний.

Тест.  Анализ текста. Задания в формате ЕГЭ

                             

4.Требования к уровню подготовки

                     

окончании 11 класса учащиеся должны

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа
  • Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка;  
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка

уметь

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;  
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурнымкомпоненто
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения
  • извлекать информацию из различных источников говорение и письмо
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение)
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
  •  соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность)  
  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского языка
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;  
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения правильности
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
  • осознавать значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развивать  речевую культуру, бережного и сознательного отношения к родному языку
  • увеличивать словарный запас; расширять круг используемых грамматических средств;
  • использовать родной язык как средства получения знаний по другим учебным предм

   

5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Колич.

часов

Дата

Коррекция

1-2

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов

2

1-я неделя

3-4

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

2

2-я неделя

5

Общие сведения о языке.

1

3-я неделя

6-7

Фонетический принцип русской орфографии

2

3,4-я неделя

8

Орфоэпические нормы.

1

4-я неделя

9-10-11

Морфологические нормы.

3

5,6-я неделя

12

Способы словообразования

1

6-я неделя

13

Лексические нормы.  Лексическое значение слова.

1

7-я неделя

14

Фразеологизм и его признаки.

1

7-я неделя

15

Контроль знаний. Тест

1

8-я неделя

16

Синтаксические нормы

1

8-я неделя

17

Построение предложений с деепричастным оборотом.

1

9-я неделя

18

Синтаксические  нормы. Нормы управления и согласования.

1

9-я неделя

19-20

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

2

10-я неделя

21-22

Стили речи.

2

11-я неделя

23

Текстоведение: абзац, строение абзаца, средства связи.

1

12-я неделя

24

Текст:  тема текста, проблема, позиция автора и собственная позиция.

1

12-я неделя

25

Работа с текстом.  Вступление к тексту.

1

13-я неделя

26-27

Работа с текстом. Написание основной части сочинения-рассуждения.

2

13,14-я неделя

28-29

Работа с текстом. Написание заключения сочинения.

2

14,15-я неделя

30-31,32

Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения (часть С).

3

15,16-я неделя

33-34

Написание сочинения-рассуждения

2

17-я неделя

35

Тестирование в формате ЕГЭ

1

18-я неделя

36-37

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание.

2

18,19-я неделя

38-39

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

2

19,20-я неделя

40

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

1

20-я неделя

41-42

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

2

21-я неделя

43

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

1

22-я неделя

19,44

Знаки препинания в предложениях при однородных членах с союзами

1

22-я неделя

45-46

Тире в простом и бессоюзном предложении

2

23-я неделя

47-48

Двоеточие в бессоюзном предложении.

2

24-я неделя

49-50

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

2

25-неделя

51-52

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

26 неделя

53-54

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное).

2

27

неделя

55

Союзы, соединяющие части сложного предложения. Сочинительные и подчинительные союзы

1

28 неделя

56

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, их отличие

Знаки препинания

1

28

неделя

58

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

29

неделя

59

Текст. Средства выразительности.

1

29

неделя

60

Контроль знаний. Языковой анализ текста (часть В).

1

30

неделя

61-62

Текст. Строение текста: абзацы.

2

30-неделя

63

Работа с текстом. Анализ сочинения.

1

31 неделя

64-65

Контроль знаний. Работа с текстом. Написание рецензии.

2

32-я неделя

66

Работа с текстом.  Анализ сочинения.

1

33-я неделя

67-68

Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ.

2

34-я неделя

                          5. Перечень учебно-методических средств

Основная литература:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2003.
  2. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с.
  3. Тропкина Л. А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2004.      

Дополнительная литература:

  1. Научно-методический журнал «Русский язык в школе».
  2. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
  4. Крысин  Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М. 1997.
  5. Сборник таблиц по русскому языку.
  6. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2010. – 495 с.
  7. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. Симферополь. 2005.
  8. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь  русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
  2. http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар.
  3. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...