"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
опыты и эксперименты по теме
Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологи
на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
Чернышевой Н.Л., МБОУ СОШ № 1,
ст.Брюховецкая
. Перед учителями стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.
Современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями.
Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, порталом информационной поддержки ЕГЭ, и др. Впоследствии с этими порталами я также познакомила своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это информация по ЕГЭ и т.д.
Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование». В базисном учебном плане на преподавание русского языка в старшей школе отводится 1 час в 10-11 классах При этом предмет «русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить процесс преподавания русского языка в выпускных классах, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне учителю – словеснику может помочь использование цифровых образовательных ресурсов.
В процессе работы с цифровыми ресурсами как учитель, так и ученик может отбирать необходимый материал при изучении или повторении темы.
Цифровые образовательные ресурсы разделены на группы по способу использования:
- Демонстрационные материалы
- Демонстрационно-опорные материалы
- Обобщающие материалы
- Тренировочно-контрольные материалы
- Учебно-справочные материалы
на этапе объяснения нового материала я использую демонстрационные материалы,их функция – иллюстративная. Это могут быть интерактивные примеры схем с текстовым комментарием. Это может быть работа с текстом, в котором нужно определить стиль и тип речи данного текста, составить речевую ситуацию.
Демонстрационно-опорные материалы целесообразно использовать при повторении орфографических правил. Интерактивные правила стимулируют мыслительную активность учащихся, представляя собой, по сути, задания на размышления.
На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы. Таблицы снабжены всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.
Так, например, при повторении правил орфографии использую интерактивную таблицу «Гласные в корне». Таблица состоит из трех колонок, первая из которых – это гласные, вторая – примеры, третья – «Как проверить?». На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, часто обращаюсь к тестовому контролю. Методика проведения тестового контроля на бумажных носителях сегодня разработана достаточно хорошо. Тесты разработаны по всем разделам русского языка, начиная с 5-го класса. В 10-11 классах активно используются тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ. Электронный тестовый контроль позволяет ученику получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. В конце выполнения всех заданий на экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий, общий результат выполнения, время начала и завершения выполнения теста. Достоинством электронных тестов является то, что я могу сама собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме.
На мой взгляд, продуктивным видом работы являются интерактивные задания по русскому языку для тренировки грамотности учащихся. Это интерактивные диктанты, представляющие собой небольшие отрывки из произведений классической литературы, изучаемые по программе. Они позволяют школьнику самостоятельно проверить собственную грамотность, а также способствуют приобщению учащихся к замечательным произведениям русской литературы и воспитывают любовь к художественному слову.
Современный ученик все чаще обращается за необходимой информацией в Интернет-ресурсы, поэтому учебно-справочные материалы – неотъемлемая часть цифровых образовательных ресурсов. Электронные пособия могут быть использованы как справочные материалы при выполнении самостоятельной работы, как учебные материалы для заданий поискового характера, для организации коллективной работы в классе.
Это Большой энциклопедический и исторический словари онлайн, мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий», Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля и др.
Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствуют повышению мотивации учащихся.
На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д. За консультацией обращаемся к учителю информатики. По отзывам старшеклассников, им нравится работать с программой PowerPoint.
Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта. Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.
В своей педагогической деятельности использую творческие проекты. Приведу пример работы по созданию творческого проекта по произведениям русских поэтов «Жизнь русского народа», «Я иду по родной стороне…» по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. К этому времени дети уже владеют навыком создания компьютерных презентаций.
Такая работа заинтересовала ребят. В процессе работы ученикам неоднократно приходилось обращаться к Интернет-ресурсам, что, несомненно, способствовало расширению кругозора, а также приучало работать с информацией.
Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает хорошие результаты. Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры школьников. Проектная деятельность активно развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе. И в этом особая социальная значимость цифровых материалов.
Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю – новатору становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе". Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе....
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Современные образовательные технологии во внеклассной работе по русскому языку и литературе
Современные образовательные технологии во внеклассной работе по русскому языку - из личного опыта преподавателя русского языка и литературы Кувшиновой А.М....
Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.
Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....