конспект урока по технологии деятельностного метода обучения "Правописание приставок пре- и при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Попова Ирина Алексеевна

Материал может быть использован для подготовки к урокам русского языка по технологии деятельностного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_tdm_s_prezentatsiey.zip351.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Правописание приставок пре- и при-.

Предмет: русский язык

Класс:   6

Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые и сигнальные карточки

Понятия урока: приставка, пре-, при-, значение

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.

Цель урока: 1. Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся

Предметные

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с правописанием приставок пре- и при-;

Сформировать представление учащихся о способе выбора написания е-и в приставках пре- и при-;

Развить орфографическую зоркость учащихся, монологическую речь.

Ученик узнает о правилах правописания приставок пре- и при-;,

Научится комментировать условия написания е-и в приставках пре- и при-, применит полученные знания на письме.

Регулятивные

Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план  и последовательность действий;  соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом,  планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.

Познавательные

Научить  выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую.

Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Создать условия для  учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других.

Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы.

Личностные

Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

Учится  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Этап урока (задачи)

Содержание этапа

Деятельность учителя (предметные умения)

Деятельность учащихся

(метапредметные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные; личностные)

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности, создание условий для перехода учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

- Итак, друзья, внимание!

Садитесь поудобнее,

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок?

                (получать новые знания)

- М.Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание?   (новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека)  слайд №1

- Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М.Монтеня, известного французского философа и писателя эпохи Возрождения.

Учитель приветствует учащихся, создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ученик осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала.

- Прочитайте текс. Кто его автор?   (Э.Успенский)

   Наконец письмо дяди Федора в город пр…ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр…нес. А на улице дождик сильный-пр…сильный. Почтальон весь пр…мок до ниточки. Папа даже его п…жалел.    слайд №2

- В какой части слова пропущены буквы?  (в приставке)

- Что такое приставка? Имеют ли приставки значения?

- Правописание каких приставок вам знакомо?  (по-, про-)

- Выпишите слова с ними, объясните написание.  (промок, пожалел)

Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Проводит тренировку соответствующих мыслительных операций у учащихся.

Повторяют изученные способы действий, обобщают. Выполняют пробное действие, фиксируют затруднения в выполнении ими пробного учебного действия и обоснуют его.

Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков

Коммуникативные: участие в диалоге, слушание и понимание других.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

- Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение.       (пре- и при-)

- Почему возникли затруднения? Хватает ли вам знаний, чтобы правильно написать, где нужно приставку пре-, а где – приставку при-?    (не знаем правил, как правильно написать данные приставки)

Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия, на выявление места и причины затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Коммуникативные: выражение мысли, формулировки затруднения.

Познавательные: определение круга своего незнания.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

- Определяем проблему урока.   (какую букву е или и писать в приставках пре- и при-)    слайд №3

- По проблемному вопросу сформулируйте тему урока.     (правописание приставок пре- и при-)

- Сформулируйте для себя цель урока, опираясь на тему и проблемный вопрос.      (выяснить условия написания гласных е-и в приставках при- и при-)

- Давайте подумаем, как мы действовали при написании других приставок?    (правописание приставок на з-с и написание приставок типа за-, по, в-)  

- Можем ли мы действовать по данному алгоритму?    (ответы учащихся неоднозначны)

- Каким способом мы попытаемся добыть новые знания?    (способом исследования, уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать на основе исследования языкового материала, на основе анализа, наблюдения)

Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока.

Определяют проблему урока, цель – устранение возникшего затруднения, тему, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Работают в группах.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

- Какие будут выдвинуты гипотезы: какую букву Е или И писать в приставках Пре- и При-?   (выдвижение гипотез)

- Я предлагаю по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над парой слов.

1 Группа: Пр…ехать, Пр…лететь

2 Группа: Пр…шить, Пр…клеить

3 Группа: Пр…школьный, Пр…дорожный

4 Группа: Пр…открыть, Пр…сесть

5 Группа: Пр…добрый, Пр…милый

6 Группа: Пр…градить, Пр…рвать

- Подумайте над значением каждого слова. Вы сами должны определить эти значения.   (далее от каждой группы представляются результаты исследований, выходит опорная схема:     слайд №4

При-

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

Пре-       слайд №5

Пре- = очень

Пре- = пере-

Новый способ действий фиксируется в речи и знаково)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Е-И В приставках Пре- и При-?    (1.Выделить приставку в слове;

2. ОпределитьеЕе значение;

3. Написать Пре- или При-;

4. Подобрать слова с этими приставками, доказать, почему пишется Пре- или При-.)     слайд №6

- Давайте теперь  прочитаем правила написания приставок Пре- и При- в учебнике и сравним формулировки с вашими выводами.   (чтение правил на стр. 140, 141, 142 учебника)

- Совпали ли ваши выводы с текстом правил? (да)

- Обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока зафиксируем графически выбор орфограммы по алгоритму.  (приехало, принес, пресильный)

Проведение физкультминутки

Организует работу групп.

Обсуждают различные варианты реализации построенного проекта (выдвижение гипотез), анализируют языковой материал (работают в группах), выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, сравнивают полученный результат с правилами в учебнике, построенный способ используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в в типовых заданиях.

- Произведем устный орфографический разбор слов

Пр…морье, пр…паять, пр…забавный, пр…ломить, пр…коснуться, пр…града.    слайд №7

- Игра «Кто больше?» Привести свои примеры на каждое значение приставки.

- Работа с сигнальными карточками: Е или И?

Слова для выполнения задания: пр…ступить, пр…землиться, пр…цепить, пр…серьезный, пр…скакать, пр…добрый, пр…жечь, пр…длинный, пр…вокзальный.         слайд №8

Организует первичное закрепление.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (фронтально). Работа с сигнальными карточками в парах.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма.

Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание, данное на слайде, и сделать самопроверку.

Пр…одолеть, пр…восходная работа, пр…лагать силы, пр…кратить ссору, пр…увеличить опасность, пр…образовать формулу, пр…винтить ручку, пр…жаться щекой, пр…открыть форточку.  слайд №9

Проверяю себя!       слайд №10

- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?  

Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует для каждого ученика ситуацию успеха.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы).

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

- Назовите ключевые слова урока.   (приставка, пре-, при-, значение)

- Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-.

-Послушайте стихотворение, которое подготовили ваши товарищи о написании приставок пре- и при.

Стихотворение «ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-»

Это совсем не секрет:

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ-, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется ПРИ-  обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ-.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой, кто очень сякой,

ПРЕ- мы пишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,

Там только ПРЕ- ставить надо.

Организуя этот этап урока , учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.

Автоматизация умственных действий по изученным нормам.

Регулятивные: оценка (все выше перечисленные УУД фиксируются на данном этапе)

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке.

- В конце урока надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

-Оцените свою работу на уроке:

«!» - мне все понятно, все выполнил верно;

«+» - еще сомневаюсь, допускаю ошибки;

«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.        Слайд №11

Домашнее задание: по учебнику упражнение 335, стр.145.      слайд №12

Спасибо за урок!             Слайд №13

Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности на уроке.

Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.

Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....

Диагностические возможности урока в технологии деятельностного метода

Презентация к пед.совету "Диагностика в образовательном процессе (воспитательный аспект)"...

Конспект урока в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Конспект урока в технологии деятельностного методапредметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение,...

План-конспект урока по технологии, деятельностной направленности по формированию универсальных учебных действий учащихся

Урок  разработан  в соответствии с требованием ФГОС ООО. Урок технологии в 5 классе. Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия...

Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....

Структура урока в технологии деятельностного метода обучения.

Структура урока в  технологии деятельностного метода обучения....

Структура урока по технологии деятельностного метода

В современной школе математика является одной из дисциплин, которая в большей степени способствует развитию познавательных способностей обучающихся, логического мышления, самостоятельности в принятии ...