конспект урока по технологии деятельностного метода обучения "Правописание приставок пре- и при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Материал может быть использован для подготовки к урокам русского языка по технологии деятельностного метода обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tdm_s_prezentatsiey.zip | 351.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Правописание приставок пре- и при-.
Предмет: русский язык
Класс: 6
Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые и сигнальные карточки
Понятия урока: приставка, пре-, при-, значение
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.
Цель урока: 1. Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся |
Предметные | Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с правописанием приставок пре- и при-; Сформировать представление учащихся о способе выбора написания е-и в приставках пре- и при-; Развить орфографическую зоркость учащихся, монологическую речь. | Ученик узнает о правилах правописания приставок пре- и при-;, Научится комментировать условия написания е-и в приставках пре- и при-, применит полученные знания на письме. |
Регулятивные | Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом, планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу. |
Познавательные | Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую. | Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других. | Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы. |
Личностные | Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. | Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учится выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Этап урока (задачи) | Содержание этапа | Деятельность учителя (предметные умения) | Деятельность учащихся (метапредметные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные; личностные) | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности, создание условий для перехода учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. | - Итак, друзья, внимание! Садитесь поудобнее, Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. - Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? (получать новые знания) - М.Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание? (новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека) слайд №1 - Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М.Монтеня, известного французского философа и писателя эпохи Возрождения. | Учитель приветствует учащихся, создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Ученик осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации. | Личностные: самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию) |
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала. | - Прочитайте текс. Кто его автор? (Э.Успенский) Наконец письмо дяди Федора в город пр…ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр…нес. А на улице дождик сильный-пр…сильный. Почтальон весь пр…мок до ниточки. Папа даже его п…жалел. слайд №2 - В какой части слова пропущены буквы? (в приставке) - Что такое приставка? Имеют ли приставки значения? - Правописание каких приставок вам знакомо? (по-, про-) - Выпишите слова с ними, объясните написание. (промок, пожалел) | Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Проводит тренировку соответствующих мыслительных операций у учащихся. | Повторяют изученные способы действий, обобщают. Выполняют пробное действие, фиксируют затруднения в выполнении ими пробного учебного действия и обоснуют его. | Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков Коммуникативные: участие в диалоге, слушание и понимание других. |
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | - Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение. (пре- и при-) - Почему возникли затруднения? Хватает ли вам знаний, чтобы правильно написать, где нужно приставку пре-, а где – приставку при-? (не знаем правил, как правильно написать данные приставки) | Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия, на выявление места и причины затруднения. | Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. | Коммуникативные: выражение мысли, формулировки затруднения. Познавательные: определение круга своего незнания. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | - Определяем проблему урока. (какую букву е или и писать в приставках пре- и при-) слайд №3 - По проблемному вопросу сформулируйте тему урока. (правописание приставок пре- и при-) - Сформулируйте для себя цель урока, опираясь на тему и проблемный вопрос. (выяснить условия написания гласных е-и в приставках при- и при-) - Давайте подумаем, как мы действовали при написании других приставок? (правописание приставок на з-с и написание приставок типа за-, по, в-) - Можем ли мы действовать по данному алгоритму? (ответы учащихся неоднозначны) - Каким способом мы попытаемся добыть новые знания? (способом исследования, уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать на основе исследования языкового материала, на основе анализа, наблюдения) | Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока. | Определяют проблему урока, цель – устранение возникшего затруднения, тему, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Работают в группах. | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | - Какие будут выдвинуты гипотезы: какую букву Е или И писать в приставках Пре- и При-? (выдвижение гипотез) - Я предлагаю по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над парой слов. 1 Группа: Пр…ехать, Пр…лететь 2 Группа: Пр…шить, Пр…клеить 3 Группа: Пр…школьный, Пр…дорожный 4 Группа: Пр…открыть, Пр…сесть 5 Группа: Пр…добрый, Пр…милый 6 Группа: Пр…градить, Пр…рвать - Подумайте над значением каждого слова. Вы сами должны определить эти значения. (далее от каждой группы представляются результаты исследований, выходит опорная схема: слайд №4 При- Приближение = близко Присоединение = друг к другу Расположение вблизи = около Неполное действие = чуть-чуть Пре- слайд №5 Пре- = очень Пре- = пере- Новый способ действий фиксируется в речи и знаково) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Е-И В приставках Пре- и При-? (1.Выделить приставку в слове; 2. ОпределитьеЕе значение; 3. Написать Пре- или При-; 4. Подобрать слова с этими приставками, доказать, почему пишется Пре- или При-.) слайд №6 - Давайте теперь прочитаем правила написания приставок Пре- и При- в учебнике и сравним формулировки с вашими выводами. (чтение правил на стр. 140, 141, 142 учебника) - Совпали ли ваши выводы с текстом правил? (да) - Обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока зафиксируем графически выбор орфограммы по алгоритму. (приехало, принес, пресильный) Проведение физкультминутки | Организует работу групп. | Обсуждают различные варианты реализации построенного проекта (выдвижение гипотез), анализируют языковой материал (работают в группах), выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, сравнивают полученный результат с правилами в учебнике, построенный способ используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в в типовых заданиях. | - Произведем устный орфографический разбор слов Пр…морье, пр…паять, пр…забавный, пр…ломить, пр…коснуться, пр…града. слайд №7 - Игра «Кто больше?» Привести свои примеры на каждое значение приставки. - Работа с сигнальными карточками: Е или И? Слова для выполнения задания: пр…ступить, пр…землиться, пр…цепить, пр…серьезный, пр…скакать, пр…добрый, пр…жечь, пр…длинный, пр…вокзальный. слайд №8 | Организует первичное закрепление. | Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (фронтально). Работа с сигнальными карточками в парах. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма. Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | - Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание, данное на слайде, и сделать самопроверку. Пр…одолеть, пр…восходная работа, пр…лагать силы, пр…кратить ссору, пр…увеличить опасность, пр…образовать формулу, пр…винтить ручку, пр…жаться щекой, пр…открыть форточку. слайд №9 Проверяю себя! слайд №10 - У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? | Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует для каждого ученика ситуацию успеха. | Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы). | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного. | - Назовите ключевые слова урока. (приставка, пре-, при-, значение) - Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-. -Послушайте стихотворение, которое подготовили ваши товарищи о написании приставок пре- и при. Стихотворение «ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-» Это совсем не секрет: На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной – Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет, Пишется ПРИ-, несомненно. Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело – Помни, что пишется ПРИ- обо всем, Что добрые руки приделали. Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой ПРИ-. Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой, кто очень сякой, ПРЕ- мы пишем при этом. Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным – дождь не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-, Там только ПРЕ- ставить надо. | Организуя этот этап урока , учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала. | Автоматизация умственных действий по изученным нормам. | Регулятивные: оценка (все выше перечисленные УУД фиксируются на данном этапе) |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке. | - В конце урока надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. -Оцените свою работу на уроке: «!» - мне все понятно, все выполнил верно; «+» - еще сомневаюсь, допускаю ошибки; «-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. Слайд №11 Домашнее задание: по учебнику упражнение 335, стр.145. слайд №12 | Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности на уроке. | Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке. | Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки). Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.
Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....
Диагностические возможности урока в технологии деятельностного метода
Презентация к пед.совету "Диагностика в образовательном процессе (воспитательный аспект)"...
Конспект урока в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Конспект урока в технологии деятельностного методапредметные: сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей; повторить и закрепить запись и сравнение десятичных дробей, сокращение,...
План-конспект урока по технологии, деятельностной направленности по формированию универсальных учебных действий учащихся
Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС ООО. Урок технологии в 5 классе. Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия...
Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.
Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....
Структура урока в технологии деятельностного метода обучения.
Структура урока в технологии деятельностного метода обучения....
Структура урока по технологии деятельностного метода
В современной школе математика является одной из дисциплин, которая в большей степени способствует развитию познавательных способностей обучающихся, логического мышления, самостоятельности в принятии ...