Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 6 ласс по программе Ладыженской Т. А. (5 часов в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_6_klass.doc | 436 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» ГОРОДА БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ № 1
М.Г. Комарова
«___»______________2014 г.
Рабочая программа
Образовательная область: филология
Предмет: русский язык
Класс: 6А класс
Настоящая программа рассчитана на 210 часов в соответствии с учебным планом школы.
Составитель:
Пономарёва Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
город Бердск
2014/2015 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.04 №1089.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья №7).
- Методические рекомендации по реализации Примерного базисного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2014-2015 учебный год.
- Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2014-2015 учебный год.
- Примерная программа основного общего образования для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2008
- Программа для общеобразовательных школ «Русский язык. 5-9 кл, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2009.
- Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2013 г. (1.2.1.1.4.2)
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
Изучение русского языка в 6 классе является продолжением перехода на новые программы основного общего образования.
Главной целью образования в школе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение русскому языку рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определяет цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы организации образовательного процесса:
- поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения
- урок изучения нового материала
- урок закрепления знаний, умений и навыков
- комбинированный урок
- урок-беседа
- повторительно-обобщающий урок
- урок – лекция
- урок – игра
- урок- исследование
- урок-практикум
- урок развития речи
Виды и формы контроля: - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста; - сочинение (в том числе по картине); - изложение с элементами сочинения; - тест; - устное высказывание на лингвистическую тему.
Настоящая программа составлена на 210 часов в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 (6 часов в неделю), рассчитана на 1 год обучения (35 недель) и является программой базового уровня обучения.
2.Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в в 6 классе — 210 ч.(6 часов в неделю).
4.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
Знать \ понимать:
- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила;
Уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план;
ЧТЕНИЕ:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различать шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать худ. и научно – учебные тексты;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать худ. повествовательные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
ПИСЬМО:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменные высказывания на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
ТЕКСТ:
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования сущ., прил., глаг., нареч.;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду;
- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словарем;
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- пользоваться разными способами толкования ЛЗ слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их ЛЗ, а также с условиями и задачами общения;
- толковать ЛЗ слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- пользоваться различными видами словарей;
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова;
МОРФОЛОГИЯ:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
ОРФОГРАФИЯ:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- свободно пользоваться орфографическим словарем;
- владеть приемом поморфемного письма;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Планируемые результаты
К концу учебного года учащиеся будут знать:
определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 6 класса учащиеся будут уметь:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 6 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест.
На изучение курса русского языка в 6 классе отводится 210 часов, в том числе 36 часов на развитие речи.
5.Содержание учебного предмета
Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)
Повторение пройденного в 5 классе (15ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (17ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (24 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (25 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (33ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (23ч )
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (27ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (31 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (15 ч)
Сочинение на выбранную тему.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | 0 | 0 |
Повторение изученного в 5 классе. | 15 | 1 | 2 |
Лексика и фразеология. Культура речи. | 17 | 2 | 4 |
Словообразование. Орфография. | 24 | 1 | 5 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. | 25 33 23 27 31 | 2 2 2 1 1 | 2 6 4 5 6 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 14 | 1 | 2 |
ИТОГО | 210 | 13 | 36 |
Оценка устных ответов обучающихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А, Шанский Н. М.. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2003.
- Баранов М. Т. Русский язык 6 класс – М.: Просвещение, 2004.
Дополнительная литература
- Богданова Г. А. Уроки русского языка – М.: Просвещение, 2001.
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику – М.: Просвещение, 2001.
- Шульгина Н. П. Диктанты по русскому языку – М.: Экзамен, 2005.
- Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку – М.: Экзамен, 2010.
- Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты 5 – 9 классы – М.: ЮВЕНТА, 2007.
- Макарова Б. А. 20 универсальных грамматических таблиц по русскому языку для достижения абсолютной орфографической грамотности 5 – 11 классы – М.: АСТ: Астрель,2009.
- Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1975.
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диктант по теме
«Повторение изученного в 5 классе»
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.
(104 слова)
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор предложения:
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца.
- Выполните морфемный разбор слов:
Подберезовики, освещают, благородные.
- Произведите фонетический разбор слова:
срезаю.
Тест по теме «Лексика и фразеология»
Обведите номера правильных ответов
1. К необщеупотребительным словам относятся:
1) омонимы;
2) диалектизмы;
3) фразеологизмы.
2. Профессионализмы – это:
1) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
2) новые слова, возникающие в языке;
3) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности.
3. Необщеупотребительные слова объединены в группу:
1) кочет, гутарить, зараз;
2) петух, говорить, сейчас;
3) позвоночные, эмбрион, тычинка.
4. Заимствованные слова – это:
1)новые слова, возникающие в языке;
2) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
3) слова, вошедшие из активного повседневного употребления.
5. Заимствованные слова объединены в группу:
1) брокер, ваучер, факс;
2) продавец, золотой, память;
3) котлета, патруль, фойе.
6. Устаревшие слова – это:
1) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
2) слова, связанные с особенностями работы лиц той или иной специальности;
3) слова, вошедшие из активного повседневного употребления.
7. Устаревшие слова объединены в группу:
1) жакет, альбом, интервью;
2) выя, очи, всуе;
3) забрало, крепостная, продотряд.
8. Фразеологизмом является словосочетание:
1) от чистого сердца;
2) из-за больного сердца;
3) капля в море.
9. Синонимичны фразеологизмы:
1) бить баклуши – валять дурака;
2) капля в море – хоть пруд пруди;
3) со всех ног – сломя голову.
Диктант по теме
«Словообразование»
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.
Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.
Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.
Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.
К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.
(95 слов)
Грамматическое задание
- Выпишите из текста слова с чередующимися корнями.
- Выполните морфемный разбор слов:
Соседские, приманку.
- Выполните словообразовательный разбор слов:
Причудливые, капельки.
Диктант по теме «Имя существительное»
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(112слов).
Диктант по теме «Имя прилагательное»
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлась в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.
В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.
(115слов).
Диктант по теме «Имя числительное»
Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?
Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает пятнадцать километров, а расстояние от поверхности до центра Земли шесть тысяч триста семьдесят километров.
И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.
(120слов).
Грамматическое задание
- Выпишите числительные из текста, выполните морфологический разбор всех числительных.
- Выполните фонетический разбор слова:
одни.
Диктант по теме «Местоимение»
История Каштанки
Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.
Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.
Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой.
Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась у него жить.
Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.
(119слов).
Грамматическое задание
- Выпишите из текста 5 местоимений, произведите морфологический разбор выписанных местоимений.
- Выполните синтаксический разбор предложения:
Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась у него жить.
Диктант по теме «Глагол»
Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.
Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.
Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.
На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.
Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.
Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.
(109 слов).
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор предложений:
Ноябрь – начало ненастий.
Ноябрь – предзимний месяц.
- Выполните морфологический разбор слов:
Кружится, замирают.
Диктант по теме «Орфограммы в наречиях»
Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалеку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.
Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.
«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку», - шепотом говорит мне мой спутник.
Стихло. Все вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.
(147 слов)
Диктант по теме «Наречие»
Загадка шаровой молнии
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.
(105 слов)
Грамматическое задание
- Сделать словообразовательный разбор и разбор слов по составу:
издавна, нередко.
- Сделать морфологический разбор слов:
неясно, меньше.
- Сделать синтаксический разбор предложения:
Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.
Диктант по теме «Повторение и систематизация
изученного в 6 классе»
Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.
Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.
Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.
А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.
(135 слов)
Грамматическое задание
- Выполните синтаксический разбор предложения:
Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове.
- Выполните морфемный разбор слов (по составу):
Приземистые, разносятся.
- Произведите фонетический разбор слова:
языки.
- Выполните морфологический разбор слова:
Поднимаюсь.
5.Учебно-тематическое планирование содержания учебного предмета
с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся | Виды и формы контроля | ||
Русский язык как развивающееся явление. | ||||||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Контроль знаний (нулевой срез) | Беседа, работа с учебником |
| ||
Повторение изученного в 5 классе (15часов) | ||||||
2 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | Актуализация и восстановление знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе; понятия орфограмма, нормы литературного языка, звуковой строй языка; порядок фонетического разбора | Диалог, тренировочные упражнения. | Выборочный диктант. | ||
3 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | Актуализация и восстановление знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе | Практикум по морфемному разбору. | Вопросы учителя, тест. | ||
4 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | Актуализация и восстановление знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе | Работа с учебником, тренировочные упражнения. | |||
5 | Части речи. Морфологический разбор слова. | Актуализация и восстановление ЗУН, полученных в 5 классе; порядок морфологического разбора | Работа с учебником, распределительный диктант | Контрольные вопросы | ||
6 | Орфограмма в окончаниях | Условия выбора орфограммы в окончаниях ИС, Г, ИП. | Работа с текстом учебника, практикум. | Вопросы учителя. | ||
7-8 | Сочинение на тему «Памятный день летних каникул» | Анализ предложенной темы, выбор формы написания, знакомство с памяткой «как с совершенствовать написанное» | Определение типа и стиля текста; особенностей и стилевого своеобразия разговорной речи(рассказа). | Беседа по вопросам учителя, творческая работа | ||
9 | Словосочетание | Отличие словосочетаний от слова и предложения. Виды словосочетаний | Составление словосочетани1 по указанным схемам. Работа с текстом. Практикум | |||
10 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | Виды простых предложений. Синтаксис и пунктуация простых предложений. | Тренинг, упражнение |
| ||
11 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. | Тренинг, упражнения. | Графический диктант. | ||
12 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Беседа, тренинг, упражнения | |||
13 | Прямая речь. Диалог | Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Работа с учебником, тренировочные упражнения, составление диалогов. | |||
14 | Текст | Типы текста: повествование, описание, рассуждение. План выражения и план содержания | Составление текста из указанных предложений, работа с текстом , беседа | |||
15 | Стили речи. Официально-деловой стиль. | Признаки стилей. Жанры, характерные для различных стилей | Составление и оформление деловых бумаг. | |||
16 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
17 | Анализ контрольного диктанта | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
| Словарный диктант. | ||
Лексика и фразеология. Культура речи. (17 часов) | ||||||
18 | Повторение изученного по лексике в 5 классе. | Лексикология как раздел науки о языке. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. | Анализ фрагментов художественных текстов. | Терминологический диктант. | ||
19 | Лексикография .Словари. | Предмет изучения лексикографии. Структура словарной статьи. Классификация словарей. Словари энциклопедические, толковые, этимологические, орфографические, иностранных слов, крылатых слов и выражений, синонимов, антонимов, словообразовательные | Работа со словарями. | |||
20 21 | Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» | Рассматривание репродукции, собирание материалов к сочинению, составление плана. |
| Творческая работа | ||
22 | Общеупотребительные слова. | Сфера употребления лексики. Общеупотребительные слова. | Работа с текстом, беседа | |||
23 | Профессионализмы. | Профессиональные слова. Сфера употребления профессиональных слов. Лексика ограниченного употребления | Осложненное списывание, работа с учебником, беседа, тренинг | |||
24 | Диалектизмы. | Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. Сфера употребления диалектной и общеупотребительной лексики в обиходной речи, в художественном произведении | Работа с учебником, беседа, тренинг |
| ||
25 26 | Сжатое изложение по тексту М.Булатова и В.Порудоминского | План как вид информационной переработки текста, подробное изложение текста. | Творческая работа | |||
27 | Жаргонизмы | Причина возникновения и устаревания жаргонизмов в русском языке и ограниченность их употребления. Способы образования и употребления эмоционально окрашенных слов. Употребление эмоционально окрашенных слов в художественной литературе. | Работа с текстом , беседа, тренинг | |||
28 | Устаревшие слова. | Два типа устаревших слов: архаизмы и историзмы. Причины выхода слов из общего употребления. | Работа с текстом, тренинг |
| ||
29 | Неологизмы | Неологизмы. Причины появления новых слов в языке | Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарем» | |||
30 | Исконно русские и заимствованные слова | Источники пополнения лексики. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования новых слов. Основные языки -источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов | Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарем», «Словарем |
| ||
31 | Фразеологизмы. | Фразеологизм-устойчивое словосочетание, близость фразеологизма к слову; его роль в художественной речи. Происхождение фразеологизмов. Историческая справка. | Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарем», «Фразеологическим словарем» |
| ||
32 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» | Систематизация знаний по теме: «Лексика».Подготовка к контрольному диктанту. | Практикум, работа со словарями. | Диктант | ||
33 | Тест по теме «Лексика» | Систематизация знаний по теме: «Лексика». Тематически |
| Тест | ||
34 | Контрольный диктант по теме «Лексика» | Орфографические и пунктуационные навыки образовательных стандартов |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
35 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. Словарный диктант. | |||
Словообразование. Орфография. (23 часа) | ||||||
36 37 38 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика». Словообразование и орфография | Структура слова, значение и правописание морфем | Диктант «Проверяю себя» | |||
39 40 | Сочинение- описание интерьера | Особенности описания интерьера | Работа с текстами, тренинг, беседа | |||
41 42 | Основные способы образования слов в русском языке. | Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари | Анализ текстов. Восстановление пропущенных частей словообразовательной цепочки, сопоставительный анализ паронимов. | Выборочный диктант. | ||
43 | Этимология слова | Предмет науки этимологии; знакомство с этимологическим словарем. | Работа с «Толковым словарем», «Этимологическим словарем», тренинг, беседа по вопросам учителя. | |||
44 | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Особенности описания помещения. Сложный план | Беседа по вопросам, составление плана, выборочный пересказ | |||
45 | Буквы О и А в корне – кос---кас- | Правописание чередующихся гласных в корне. Условия выбора буквы О-А в корнях КОС-КАС | Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником. |
| ||
46 | Буквы О и А в корне – гор- - гар-, -зор—зар-. | Правописание чередующихся гласных в корне. Условия выбора буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР | Объяснительный диктант | |||
47 | Буквы И и Ы после приставок | Условия выбора буквы И и Ы после приставок на согласные | Словарный диктант | |||
48 49 | Гласные в приставках пре- и при- | Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения. Определение значения приставки ПРИ- (приближение, присоединение, добавление к чему-либо, нахождение вблизи чего-либо, неполное действие) и приставки ПРЕ-(«очень», «пере-»), правильное написание приставок | Тренировочные упражнения | Тест, выборочный диктант. | ||
50 | Трудные случаи написания приставок пре- и при- | Трудные случаи написания приставок пре- и при-. Работа с орфографическим словарем. | Тренировочные упражнения, выборочный диктант | |||
51 | Соединительные О и Е в сложных словах. | Способы образования новых слов. Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Выбор соединительной гласной О и Е в сложных словах | Тренировочные упражнения, выборочный и объяснительный диктанты | |||
52 | Сложносокращенные слова | Виды сложносокращенных слов по способу их образования. Определение лексического значения сложносокращенных слов, употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени | Тренинг, упражнения |
| ||
53 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | План словообразовательного и морфемного разбора | Упражнения, практикум. | Графический диктант | ||
54 55 | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» | Систематизация и промежуточный контроль знаний по теме«Словообразование и орфография. Подготовка к контрольному диктанту. | Практикум, работа со словарями. | Словарный диктант, контрольные вопросы. | ||
56 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование» | Текст. Тема. Основная мысль. Тип. Стиль. Способы словообразования. Члены предложения. Части речи. Виды орфограмм. Структура предложения. Знаки препинания | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
57 58 | Контрольное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль | Сочинение. | |||
59 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. Словарный диктант. | |||
Морфология. Орфография. | ||||||
Имя существительное (21 час) | ||||||
60 61 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Систематизация ЗУН, полученных в 5 классе. | Письмо другу, работа с учебником, беседа по вопросам, задания в печатной тетради. |
| ||
62 | Повторение. Склонение ИС. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. | Систематизация ЗУН, полученных в 5 классе. | Упражнения, тренинг |
| ||
63 64 | Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | Склонение существительных на -МЯ и слова ПУТЬ. Суффикс -ЕН- /-ЁН- в основе существительных на -МЯ | Объяснительный диктант | |||
65 66 67 | Несклоняемые имена существительные. | Несклоняемые существительные. Употребление несклоняемых существительных в косвенных падежах. Способы определения рода несклоняемых ИС. Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными | Практикум, упражнения | |||
68 | Имена существительные общего рода. | Причины появления и правильное употребление существительных общего рода | Мини-сочинение с употреблением слов общего рода | |||
69 | Морфологический разбор имени существительного. | Морфологические признаки и морфологический разбор имени существительного | Морфологический разбор имени существительного, лексико- стилистический анализ текста по плану | |||
70 71 | Подготовка и написание сочинения по личным наблюдениям «Первый раз в музее» | Сочинение - описание по личным наблюдениям | Творческая работа | |||
72 73 | Не с существительными | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Условия выбора написания не с ИС. Образование существительных с помощью приставки НЕ- | Объяснительный диктант, выборочный диктант, тренировочные упражнения | Тест. | ||
74 75 | Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Выбор написания в существительных суффиксов -ЧИК-и -ЩИК-. Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК- | Выборочный диктант | |||
76 | Гласные в суффиксах -ек и-ик- ИС. | Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-. Выбор написания суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных. Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-. | Работа с учебником | Словарный диктант. | ||
77 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других | Заполнение таблицы своими примерами. | Выборочный диктант | ||
78 79 | Повторение темы «Имя существительное» | Разносклоняемые, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода. НЕ с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-. Гласные О-Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях существительных. Употребление существительного в речи. | Упражнения | Тест, контрольные вопросы. | ||
80 | Тест по теме: «Имя существительное» | Проверка и тематический контроль ЗУН | Тестирование | |||
81 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное» | Постоянные и непостоянные признаки существительных. Способы образования. Синтаксическая роль в предложении. Правописание имен существительных | Диктант с дополнительными заданиями | |||
82 | Анализ контрольного диктанта | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | Словарный диктант. | ||
Имя прилагательное (31 час) | ||||||
83 84 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного. Роль имен прилагательных в тексте. | Выборочный и объяснительный диктант, упражнения. |
| ||
85 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки ИП, его синтаксическая роль в предложении | Упражнения, тренинги | |||
86- 87 | P.р. Описание природы Сочинение - описание | Описание как тип речи; понятие пейзажной зарисовки | Сочинение - описание | |||
88 89 | Степени сравнения имен прилагательных | Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени | Работа с лингвистическим текстом (пересказать его, использовать свои примеры, выделить новую информацию). Редактирование текста | |||
90 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи прилагательных разных разрядов | Упражнения, работа с текстами учебника. |
| ||
91 | Относительные прилагательные | Признаки относительных ИП., их значение | Выборочный диктант, упражнения, работа с текстом и учебником | |||
92 | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий | Признаки притяжательных прилагательных, их значение. Притяжательные ИП с суффиксом –ий. Условия выбор ь и ъ | Упражнения, работа с текстом, учебником, объяснительный диктант | |||
93 | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев) | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев). Морфемный состав данных прилагательных | Упражнения, работа с текстом, учебником, объяснительный диктант | |||
94 | Морфологический разбор имени прилагательного | Определение морфологических признаков имени прилагательного. Морфологический разбор прилагательного | Морфологический разбор имени прилагательного, работа с текстом. Ответ на вопрос: какую роль играют прилагательные в описании? | |||
95 96 | Не с именами прилагательными | Условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Применение правила написания НЕ с именами прилагательными | Упражнения, работа с текстом, учебником. | Объяснительный диктант | ||
97 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ОВ-/ЕВ-. Условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Сопоставление правил правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных | Упражнения, работа с текстом, учебником, объяснительный диктант |
| ||
98- 99 | P.p. Сочинение по картине | Описание как тип речи, понятие пейзажной зарисовки в художественном стиле | . | Творческая работа по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | ||
100 101 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН- Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных | Упражнения, работа с текстом, учебником, объяснительный диктант | |||
102 103 | Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян-. | Значение и правописание суффиксов –ин-, -ан-, -ян-. Правописание –н- и –нн- в полной и краткой форме ИП | Упражнения, работа с текстом, учебником, объяснительный диктант | |||
104 105 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | Образование качественных прилагательных с помощью суффикса -К- (кроме исключений), относительных прилагательных с помощью суффикса -СК- | Осложненное списывание, морфемный и словообразовательный анализ. Объяснительный и выборочный диктанты. | |||
106 107 108 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов | Упражнения, объяснительный диктант | Тест. | ||
109 110 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | Повторение основного блока орфограмм ИП, морфологический и морфемный разбор ИП | Тренинг, упражнения, выборочный диктант, беседа |
| ||
111 112 | Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» | Закрепление знаний о тексте-описании; анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных жанров и стилей | Творческая работа | |||
113 | Тестирование | Проверка и тематический контроль ЗУН по теме: «Имя прилагательное» | Тестирование | |||
114 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное» | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
115 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | Словарный диктант. | ||
Имя числительное (24 часа) | ||||||
116 117 | Имя числительное как часть речи. | Морфологические признаки ИЧ., его синтаксическую роль в предложении, отличие от других частей речи | Беседа, работа с текстом, упражнения |
| ||
118 | Простые и составные числительные | Знакомство с признаками различия простых, сложных и составных ИЧ, их строение | Беседа, работа с текстом, упражнения |
| ||
119 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных | Распределительный диктант, работа с учебником, упражнения |
| ||
120 | Разряды числительных | Отличительные признаки разных разрядов ИЧ, употребление в речи | Работа с учебником, упражнения |
| ||
121 122 | Числительные, обозначающие целые числа | Особенности склонения ИЧ, обозначающих целые числа. Склонение ИЧ полтора и полтораста | Работа с учебником, упражнения | |||
123 124 | Р.Р.Выборочное изложение | Работа с текстом (первая часть повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца»); определение темы, идеи, составление плана. | Творческая работа | |||
125 | Дробные числительные | Знакомство со значением собирательных числительных, их образованием, особенностями их сочетаемости, особенностями изменения ИЧ оба, обе. | Работа с учебником, упражнения, выборочный диктант | |||
126 127 | Собирательные числительные | Знакомство со значением собирательных ИЧ, их образованием, особенностями их сочетаемости с существительными; особенностями изменения ИЧ оба, обе | Упражнения, тренинг | |||
128
| Порядковые числительные | Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи | Упражнения, тренинг | Вопросы, взаимопроверка. | ||
129 | Порядковые числительные | Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи | Синтаксический разбор. Образовать от количественных числительных порядковые | |||
130 | Морфологический разбор имени числительного | Морфологические признаки имени числительного. Порядок морфологического разбора числительного. Постоянные и непостоянные признаки числительного | Морфологический разбор числительного, осложненное списывание, записать цифры словами | |||
131 132 | Повторение темы «Имя числительное» | Систематизация сведений о числительном на основе морфологического разбора этой части речи. | Проблемные задания. | Контрольные вопросы, | ||
133 | Тест | Проверка и тематический контроль ЗУН по теме: «Имя числительное» | Тестирование | |||
134 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя числительное» | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
135 | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». Работа над ошибками | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | Словарный диктант. | ||
136 137 | Сочинение « Берегите природу» | Публичное выступление учащихся с последующим обсуждением(рецензированием) | Творческая работа. Рецензирование работ учащихся | |||
138 | Урок-путешествие | Систематизация сведений о числительном на основе морфологического разбора этой части речи. | ||||
Местоимение (27 часов) | ||||||
139 140 | Местоимение как часть речи | Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Синтаксическая функция местоимений | Практикум, упражнения, беседа. |
| ||
141 142 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений. Правильное употребление личных местоимений в речи | Практикум, упражнения, беседа |
| ||
143 | Возвратное местоимение СЕБЯ | Возвратное местоимение СЕБЯ. Лексическое значение, особенности склонения местоимения. Употребление местоимения СЕБЯ в нужной форме | Практикум, упражнения, беседа |
| ||
144 | Р.р Рассказ по сюжетным рисункам | Рассказ по сюжетным картинкам (упр. 405) | Творческая работа | |||
145 | Вопросительные местоимения | Вопросительные местоимения и их назначение в речи. Употребление вопросительных местоимений с учетом особенностей склонения. Интонация предложений с вопросительными местоимениями | Практикум, упражнения, беседа |
| ||
146 | Относительные местоимения | Относительные местоимения. Употребление относительных местоимений в речи. Различия вопросительных и относительных местоимений | Практикум, упражнения, беседа |
| ||
147 148 | Неопределенные местоимения | Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ неопределенных местоимений. | Диалог, упражнения, | |||
149 150 | Отрицательные местоимения | Знакомство со значением. Отрицательные местоимения. Образование, изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях | Наблюдения, анализ упражнения практикум | |||
151 152 | Притяжательные местоимения | Знакомство со значением притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Различия личных и притяжательных местоимений. Употребление личных местоимений в значении притяжательных | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания |
| ||
153 154 | Р.р Сочинение - рассуждение | Рассказ по воображению. Рассказ от лица животного. Одушевление, ирония, подражание | Творческая работа | |||
155 156 | Указательные местоимения | Знакомство со значением указательные местоимения, их значение, употребление в речи | Исправление ошибок в тексте. Составление плана рассказа об указательных местоимениях | Терминологический диктант. | ||
157 | Определительные местоимения | Определительные местоимения. Знакомство. Значение, употребление в речи | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания | |||
158 | Рецензирование сочинений | Публичное выступление учащихся с последующим обсуждением | Рецензирование работ учащихся | |||
159 | Морфологический разбор местоимения | Морфологические признаки местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений и употребление их в речи | Практикум, упражнения, беседа |
| ||
160 161 | Сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». | Композиция сочинения-рассуждения. Составление плана, отбор аргументов | Творческая работа | |||
162 163 | Повторение по теме «Местоимение» | Систематизация сведений о М. на основе морфологического разбора этой части речи | Контрольные вопросы | |||
164 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения и правописания. Употребление в речи местоимений |
| Контрольный диктант с грамматическими заданиями | ||
165 | Анализ контрольного диктанта. | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | Словарный диктант. | ||
Глагол (30 часов) | ||||||
166 167 | Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | Морфологические признаки глагола. Употребление глагола в речи. Синтаксическая роль в предложении. Правописание безударных личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, НЕ с глаголами. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах | Диалог, работа с текстом, анализ, упражнения | Словарный диктант | ||
168 | Инфинитив. Спряжение глаголов | Понятие инфинитив; морфологические признаки инфинитива; орфограмма «Мягкий знак в инфинитиве»; спряжение глаголов | Практикум, упражнения | |||
169 | Правописание корней с чередованием | Форма слова. Правописание слов с чередованием звуков в корне | Практикум, упражнения | |||
170 171 | P.p. Сочинение - рассказ | Рассказ на основе услышанного | Практикум, творческая работа | |||
172173 | Разноспрягаемые глаголы | Разноспрягаемые глаголы. Окончания разноспрягаемых глаголов | Исправление ошибок в тексте, предупредительный диктант | |||
174 175 | Глаголы переходные и непереходные | Категория переходности и непереходности глагола. Возвратные глаголы | Распределительный диктант | |||
176 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | Наклонение глагола как непостоянный грамматический признак. Изменение глагола в изъявительном наклонении | Выборочный диктант | |||
177 178 | P.p. Изложение | Изложение на основе текста учебника. Подробное изложение | Творческая работа | |||
179 180 | Условное наклонение | Образование глаголов условного наклонения, значение, изменение форм условного наклонения | Практикум, упражнения, | |||
181 182 | Повелительное наклонение | Образование глаголов повелительного наклонения, значение, изменение форм повелительного наклонения | Практикум, упражнения, |
| ||
183 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении | Заполнить таблицу о наклонении глаголов своими примерами, комментированное письмо | |||
184 185 | Употребление наклонений | Систематизация знаний по теме «Наклонения глаголов» | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями | |||
186 187 | Безличные глаголы. | Безличные глаголы, их лексическое значение, формы употребления | Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания | |||
188 | Морфологический разбор глагола | Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении | Практикум, упражнения | |||
189 190 | P.p. Рассказ на основе услышанного | Особенности текста-рассказа, композиционные признаки; составление плана рассказа, определение его темы и идеи | Творческая работа | |||
191 192 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Правописание гласных в суффиксах глаголов -ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА | Составить таблицу «Суффиксы глаголов» | |||
193 194 | Повторение темы «Глагол» | Систематизация сведений о глаголе. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола в предложении. Словообразование глаголов. Роль приставки в изменении лексического значения глагола и образовании глагола совершенного вида. Спряжение. Правописание глаголов. Употребление глаголов в речи в соответствии с нормами |
| Контрольные вопросы и задания, упражнения, задания в печатной тетради | ||
195 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |||
196 | Анализ контрольного диктанта | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. | Словарный диктант. | ||
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (15 часов) | ||||||
197 | Разделы науки о языке | Слово со стороны звучания, ЛЗ, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли. Составление сложного плана. | Диалог, составление таблицы | |||
198 199 | Орфография. Орфографический разбор. | Порядок действия орфографических задач | Распределительный диктант, выборочный диктант | Контрольные вопросы и задания | ||
200 201 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Знаки препинания выделительные и разделительные. Предложения простые и сложные | Тренинг | |||
202 203 | Лексика и фразеология | Систематизация знаний, полученных в разделе «Лексика и фразеология» | Тренинг |
| ||
204 205 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | Систематизация знаний, полученных в разделе «Морфология» | Тренинг | |||
206 207 | Морфологический разбор слова | Систематизация знаний, полученных в разделе «Морфология» | Практикум, упражнения | |||
208 | P.p. Сочинение - рассказ | Особенности текста-рассказа, композиционные признаки; составление плана рассказа на самостоятельно выбранную тему, определение его темы и идеи. | Творческая работа | |||
209 | Итоговая контрольная работа | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения и правописания. Употребление в речи местоимений |
| Контрольный диктант с грамматическими заданиями | ||
210 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок. | Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. | Работа над ошибками. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....