Урок русского языка в 5 классе на тему "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Методическая разработка урока русского языка для 5 класса по ФГОС на тему синонимы представляет собой урок-практикум, урок комплексного применения знаний . Содержит подробное описание хода урока в виде технологической карты с применением технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lebedevoy_e.v.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Синонимы»
Лебедевой Елены Викторовны, учителя русского языка и литературы
Тема урока: «Синонимы» ( 2 урок по теме)
Цель (обучающие, развивающие, воспитывающие) урока:
- закрепить знания учащихся по теме «Синонимы»,
- развивать устную и письменную речь учащихся, продолжить формирование умений работать с разными источниками информации, формировать культуроведческую компетентность учащихся,
- воспитывать любовь к родному языку, литературе, культуре.
Задачи урока:
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить синонимы в тексте;
формировать умение использовать синонимы в речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
развитие критического мышления обучающихся;
развитие внимания обучающихся ;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
3.Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.
Форма проведения урока: урок-практикум
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, технология развивающего обучения..
Материальное обеспечение (оборудование): ПК, мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
- представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
- понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
Ресурсы урок : ПК, мультимедийный проектор.
Этапы урока | Формы работы (деятельность учителя) | Деятельность учащегося | Рефлексия | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1. Организационный момент | Слова учителя: Здравствуйте, ребята! В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но мы урок сейчас начнем И сами до всего дойдём. Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!) Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке и проверим домашнее задание. | Учащиеся приветствуют учителя. Разгадывают загадку и вспоминают пройденные темы. | Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные. | ||
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | I.Фронтальный опрос по вопросам: 1 . Какой раздел науки о языке мы изучаем? 2.Что такое лексикология? 3. Что такое лексическое значение слова? Приведите примеры. 4. Чем многозначные слова отличаются от однозначных? Приведите примеры. 5. Что такое синонимы? Приведите примеры. II. Проверка домашнего задания ( упр. 363) Учитель слушает ответы учеников, задает наводящие вопросы по выполненному заданию. | Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают вместе с учителем ответы одноклассников. Учащиеся объясняют ход выполнения домашнего задания, исправляют и оценивают работу одноклассников. | Учащиеся оценивают результат своей деятельности, уточняют алгоритм исправления ошибок | Понимать особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка в тексте. | Принцип целостности. УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование). |
3. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности. | Учитель задают вопрос: Какие прилагательные, встретившиеся в упражнении , имеют эмоциональную окраску, служат эпитетами? Как вы думаете, какова роль синонимов в тексте? | Учащиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Формулируют тему урока : «Синонимы. Их роль в тексте» Учащиеся читают материал учебника стр. 163. | Учащиеся оценивают результат своей деятельности, намечают цели последующей деятельности. | Понимать особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка в тексте. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, коррекция, поиск и выделение информации) |
4, Первичное закрепление. | Учитель с мультимедийного проетора показывает текст: Чудесный день. Был чудес…ый зимний день. Со…нце светило ярко. Снег бл…стел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки св…ркали, отл…вали всеми цветами радуги. Небо над городом с…яло ч…стейшей г…лубизной. Задание : 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. 2. Определите тему и основную мысль. 3. Найдите в тексте синонимы, укажите их значение и роль. | Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Орфограммы проверяют помощники-консультанты из числа, выполнивших задание учеников. Задание обсуждается совместно с учителем . | Учащиеся оценивают результат своей деятельности, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, уточняют алгоритм исправления ошибок. | Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. | Коммуникативные, познавательные регулятивные УУД ( оценивание, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка) |
5. Рефлексивный. Применение новых знаний. Проблемные задания. | I.Слова учителя: - Композиторы и поэты в своих произведениях выражали свои чувства. Вашему вниманию предлагается отрывок из музыкального произведения Георгия Свиридова «Метель». Так композитор изобразил зимний день. II. Задание : Опишите устно, какая картина предстала в вашем воображении. Сейчас мы с вами станем поэтами и составим синквейн, в котором вы выразите свои чувства зиме или зимнему дню. III.Задание дается с помощью мультимедийного проектора: Распределите синонимы по степени усиления признака: тревожиться, беспокоиться, горевать, волноваться, переживать. | Учащиеся слушают музыкальный отрывок. Высказывают свои впечатления от прослушанной музыки. Учащиеся составляют синквейн о зиме. Например: Зима Снежная,холодная Метёт,воет,морозит Настоящая королева Сказка. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, осуществляют взаимопроверку задания. | Учащиеся оценивают результат своей деятельности, фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. | Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. | Личностные, коммуникативные, регулятивные УУД ( самоопределение, решение проблемы, контроль, коррекция, оценка) |
6. Определение домашнего задания | Учитель предлагает задания на выбор: 1) подобрать все возможные синонимы к слову добрый и составить с ними предложения, 2) выполнить упражнение 367. | Учащиеся выбирают задания, предложенные учителем. | Учащиеся в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание. | Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, саморегуляция) | |
7. Рефлексия. Подведение итогов. | Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся. Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках. Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка. | Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке. | Коммуникативные, регулятивные, личностные УУД (оценивание, разрешение конфликтов, оценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....