Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Курс рассчитан на 9 часов.Особенности курса
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления. Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.
Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Обучение элективному курсу по русскому языку в 9 классе осуществляется с использованием следующих педагогических технологий:
– технологии исследовательской деятельности учащихся;
– технологии проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
Формы теоретических занятий: лекция- беседа, занятия-исследования, практикум.
Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам:
- принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы учителя с учащимися;
- принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей развивать способности каждого ученика, раскрывать его творческий потенциал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сагуновская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО учителей-филологов ___ Ю.С. Калашникова. Протокол №1 от 31.08.2017г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________Е.В.Карпенко. | «Утверждаю» Директор МКОУ Сагуновской СОШ __________В.И.Вдовина. |
Рабочая программа
по элективному курсу
по русскому языку
в 9 классе
«ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»
Составила: Калашникова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, 1КК. |
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Курс рассчитан на 9 часов.
Цели и задачи курса
Цели :
- обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью.
Задачи:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию сочинения на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова);
- совершенствование практической грамотности;
- обобщение знаний по орфографии и пунктуации, полученных в основной школе;
- формирование умения грамотно писать сочинение-рассуждение;
- обогащение словарного запаса учащихся
Особенности курса
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления. Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.
Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Обучение элективному курсу по русскому языку в 9 классе осуществляется с использованием следующих педагогических технологий:
– технологии исследовательской деятельности учащихся;
– технологии проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
Формы теоретических занятий: лекция- беседа, занятия-исследования, практикум.
Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам:
- принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы учителя с учащимися;
- принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей развивать способности каждого ученика, раскрывать его творческий потенциал.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате обучения ученик должен
иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о языковых нормах и их признаках;
знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;
• стили речи и их признаки;
• особенности жанра рассуждения;
• признаки текста и его функционально смысловые типы;
• основные нормы русского литературного языка;
уметь:
• определять лексическое значение слова; осознавать ассоциативное поле слова;
• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фактам и явлениям окружающего мира;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; осмысливать особенности представления слова в авторском тексте; анализировать свой жизненный опыт;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Содержание программы
Тема 1. (1 час) Структура сочинения на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). (15.3.)
Композиция сочинения-рассуждения, доказательства (аргументация), вывод. Алгоритм построения сочинения-рассуждения.
Тема 2. (1 час) Восприятие исходного текста.
Чтение и декодирование текстовой информации; устранение лексических трудностей4 заполнение смысловых скважин; установление причинно-следственных связей; создание проекции текста в сознании читающего.
Тема 3. (2 час) Анализ ключевого слова-понятия текста, формулирование собственных мыслей о его сути.
Ассоциативное развертывание слова-понятия; отбор мыслей о феномене или явлении, обозначаемом словом-понятием; определение аспекта рассуждения о нем; формулирование тезиса.
Тема 4. (1 час) Анализ прочитанного текста.
Определение способа презентации явления или феномена, обозначенного словом-понятием в тексте; подбор примера-аргумента; выбор способа включения примера в текст.
Тема 5. (1 час) Анализ жизненного опыта.
Осмысление непосредственного собственного жизненного опыта, оценка его значимости; актуализация энциклопедических знаний; подбор примера-аргумента; выбор способа включения примера в текст.
Тема 6. (2 час) Композиционное и словесное оформление текста
Обеспечение правильного абзацного членения текста, последовательности и логичности изложения; подбор грамматических конструкций и их лексического наполнения; работа над правильностью и выразительностью речи.
Тема 7. (1 часа) Проверка и корректировка написанного.
Проверка соблюдения грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, этических норм и требования фактологической точности; внесение коррективов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Организация учебной деятельности |
1 | Структура сочинения на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). (15.3.) | 1 | Лекция. |
2 | Восприятие исходного текста. | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
3 | Анализ ключевого слова-понятия текста, формулирование собственных мыслей о его сути. | 2 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
4 | Анализ прочитанного текста. | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
5 | Анализ жизненного опыта. | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
6 | Композиционное и словесное оформление текста. | 2 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
7 | Проверка и корректировка написанного. | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
Перечень УМК
Литература для учителя:
1. Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ОГЭ 2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
2. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. 9 класс. 14 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
3. Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ: 9-11 классы. – М, 2017.
4. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион, 2016.
5. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Комплекс материалов для подготовки учащихся – М.: «Интеллект-Центр», 2018.
6. ОГЭ 2017. Русский язык. Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3. / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Литература для учащихся:
1. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион, 2016.
2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Комплекс материалов для подготовки учащихся – М.: «Интеллект-Центр», 2018.
3. ОГЭ 2017. Русский язык. Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3. / Г.Т. Егора-ева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Интернет – ресурсы по подготовке к ОГЭ.
1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/
3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/
5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
6. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
7. Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Л.М.: капканы-егэ.рф
8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/
10. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
11. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/
12. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык (учебник) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/topicsw.htm
13. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
14. Российский образовательный портал www.school.edu.ru
15. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
16. Рособрнадзор http://www.obrnadzor.gov.ru/
17. Материалы для самоподготовки к ГИА http://konoplyova-m.ucoz.ru/index/materialy_dlja_podgotovki_k_gia_po_russkomu_jazyku/0-66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу ( 8кл , русский язык, базовый уровень)
Элективный курс " Это непростое простое предложение"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
Рабочая программа по факультативному курсу "Деловой русский язык " 9 класс.
Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа рассчит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу « ПОЗНАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 класс
Рабочая программа дает возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции учащихся....

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1»
Элективный курс по русскому языку «ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1» предлагается для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Ос...

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 15.2»
Программа элективного курса по русскому я...

Рабочая программа по элективного курса по русскому языку «Обучение сочинениям разных жанров»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 10-11 классовНеобходимость разработки рабочей программы заключается в том, что уч...