Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку ( класс) на тему
Данный курс позволит обучающимся 10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_russ_yaz_10_klass.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова»
Программа элективного курса для 10 класса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Составитель программы: Басанова И.Ц., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Главная особенность единого государственного экзамена состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому обучающемуся предстоит выполнить задания по всем основным разделам школьного курса.
Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку обучающихся по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют
- Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
- Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
- Орфографическую и пунктуационную грамотность;
- Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
- Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
- Курс способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене.
- Позволяет обучающимся легко ориентироваться в тестовой работе
- Подготавливает к написанию сочинения-рассуждения.
- Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.
- Актуальность данного курса несомненна: учителям и обучающимся неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Программа элективного курса по подготовке к единому государственному экзамену предназначена для учащихся 10 классов. На ее изучение предусмотрено 34 часа, 1 час в неделю.
Элективный курс составлен с учетом изменений в ЕГЭ-2015, предусматривает комплексную подготовку к сдаче экзамена, носит практический характер. Данный курс позволит обучающимся подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста
Цели и задачи курса:
- создать условия для подготовки к экзамену в формате ЕГЭ, обеспечив необходимой информацией о правилах проведения ЕГЭ, особенностях заполнения бланков, демоверсиями и т.п.;
- познакомить обучающихся с особенностями выполнения тестовых заданий;
- сформировать навыки написания задания повышенной сложности (сочинения на основе прочитанного текста).
Предполагаемый результат:
обучающиеся должны иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку, о правилах заполнения бланков; уметь выполнять тестовые задания, пользуясь знаниями и основными алгоритмами их решения, знать основные правила создания письменного высказывания; владеть орфографическими, пунктуационными, грамматическими, речевыми нормами, необходимыми для этого.
Важное место в курсе предусмотрено работе по подготовке к заданию повышенной сложности - части С, а именно тренировочные задания на умение понимать и интерпретировать текст; создавать на его основе собственное высказывание с примерами, аргументами с опорой на читательский и жизненный опыт.
Содержание тем учебного курса
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям тестового уровня
Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова. Постановка ударения. Основные правила сочетаемости слов. Образование форм слова. Нормы согласования и управления. Построение предложения с деепричастием. Синтаксические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи. Последовательность предложений в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. Лексическое значение слова. Средства связи предложений в тексте. Языковые средства выразительности.
Подготовка к написанию задания повышенной сложности –
сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста
Тема и идея текста. Конструирование собственного высказывания. Основные способы формулировки проблемы текста и ее комментария. Позиция автора, способы ее введения в сочинение. Подбор аргументов. Композиционное и речевое оформление сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ на сайтах.
Тематическое планирование
Раздел программы | Тема | Количество часов | Формы контроля |
1. Введение | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство с сайтами. | 1 | |
2. Отработка умений и навыков решения тестовых заданий 1-24 | Смысл текста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 1 | Тест |
Лексика. Лексическое значение слова. Орфоэпия. Правильная постановка ударения. Орфоэпический минимум. | 1 | Тест | |
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Образование форм слова. | 1 | Тест | |
Нормы согласования и управления. Построение предложения с деепричастием. Синтаксические нормы. | 1 | Тест | |
Правописание корней. Правописание приставок. | 1 | Тест | |
Правописание суффиксов. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего и прошедшего времени. | 1 | Тест | |
Правописание НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | 1 | Тест | |
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. | 1 | Тест | |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 1 | Тест | |
Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. | 1 | Тест | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | Тест | |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | 1 | Тест | |
Последовательность предложений в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста.
| 1 | Тест | |
Функционально-смысловые типы речи. | 1 | Комплексный анализ текста | |
Лексическое значение слова. | 1 | ||
Средства связи предложений в тексте. | 1 | ||
Языковые средства выразительности. | 1 | ||
3. Подготовка к написанию сочинения | Композиция экзаменационного сочинения. | 1 | |
Подбор аргументов (практикум). | 2 | ||
Аргументы из жизненного опыта (практикум). | 2 | ||
Как корректировать сочинение. | 2 | ||
Орфографический и пунктуационный практикум. | 2 | ||
Практикум по написанию сочинения. | 3 | Сочинение | |
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ. | Решение тестовых вариантов в онлайн режиме на сайтах. | 4 |
Учебно-методическая литература
- Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: ЭКСМО, 2007.
- Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО.
- Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10–11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М. : Русское слово, 2009.
- Горшков А.И. «Русская словесность. 10-11кл. – М: «Русское слово».
- Греков В.Ф., С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: «Просвещение», 2010.
- Михальская А.К. Русский язык. Риторика. 10-11 кл: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2007.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 3 (С) – М.: «Экзамен», 2010.
- Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М: АСТ «Астрель», 2009.
- Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013. Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». – Ростов-на-Дону: Легион, 2012
- Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В, С (модели сочинений).10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
Список рекомендуемых сайтов
- Обязательное знание нормативной и правовой документации по сдаче ЕГЭ:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty
- О допуске к экзамену (выпускное сочинение) http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
- Минимальные баллы для поступление в вуз:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty
- Кодификаторы, демоверсии, спецификация: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
- http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/ (тестовый режим подготовки)
- http://www1.ege.edu.ru/online-testing/russian (тестовый режим подготовки)
- http://live.mephist.ru/show/tests/(тестовый режим подготовки)
- http://ege.yandex.ru/russian/(тестовый режим подготовки)
- http://russkiy-na-5.ru/sections/60 (сайт для повторения)
- http://rus.reshuege.ru/ Сайт для подготовки к экзамену
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"
Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...
Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"
Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки ...
Программа Элективного курса по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»...
Авторская программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
Авторская программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...