Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
элективный курс по русскому языку (6 класс) по теме

Караваева Марина Анатольевна

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к истории языка и объяснение некоторых языковых явлений с точки зрения этимологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Караваева М.А., учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №27» имение Героя Советского Союза В.Е. Смирнова г.Барнаула

Программа курса «Тайны и сокровища русского языка»

для учащихся 6-7 классов

34 часа (по полугодиям: 17 ч. – «Загадочная этимология»;

17 ч. – «Тайны лексики и фразеологии»)

Объяснительная записка.

Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов.  Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к истории языка и объяснение некоторых языковых явлений с точки зрения этимологии. Для учащихся этимология чаще всего остается непонятной, сложной наукой, тем более что в учебной программе 6 класса выделяется всего 1 час на изучение этой темы. Развитие языка напрямую связано с процессами, происходящими в обществе, поэтому практический материал, который можно предложить на занятиях, неисчерпаем и может касаться различных сторон жизни человека (спорта, обычаев, одежды и т.п.), что позволит повысить познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и расширить их кругозор. Кроме того, взаимосвязь этимологии  с историей, литературой, иностранными языками, географией и даже математикой  также способны привлечь детей к данной науке.

        Выбранные формы и методы работы предполагают постоянную активизацию деятельности учащихся, развитие творческих способностей. Неурочная форма занятий, соревновательность и отсутствие привычных оценок располагают к свободному, доброжелательному общению. В начале и в конце каждого полугодия проводится диагностика знаний учащихся в форме олимпиады.  

Цели программы:

Образовательная: формирование предметной, коммуникативной, социальной, культурологической компетенции в вопросах русского языка; осознанное овладение нормами языка на основе полученных теоретических знаний;

Развивающая: развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти; овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.

Воспитательная: воспитание любви и интереса к родному языку, к традициям и обычаям народа; воспитание эстетического отношения к слову; формирование личности учащихся, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей.

Задачи:

  • дополнить и расширить стандартные знания по русскому языку; обогатить словарный запас учащихся;
  • закрепить интерес к решению проблем, связанных с русским языком;
  • подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры устной и письменной речи

Принципы программы:

  • научность, системность, добровольность, занимательность,
  • укрепление связей обучения с жизнью,
  • индивидуальный подход.

Основные формы и виды деятельности учащихся:

  • исторический комментарий; исследовательская и проектная деятельность (индивидуальная, в парах, в группах); эксперимент (конструирование слов, выдвижение гипотез); сравнительный анализ  слов из разных языков; фонетический, словообразовательный и семантический анализ языковых единиц; работа с текстом и его анализ;
  • лингвистический конкурс; игра-соревнование; лингвистическое путешествие; аукцион; решение и составление лингвистических задач (ребусов, кроссвордов, метаграмм, анаграмм и т.п.) и т.п.;
  • работа с источниками информации (словари, Интернет, справочники, энциклопедии и т.п.): поиск, сопоставление информации, выделение фактов грамотное оформление информации; составление тезисов, конспектов;
  • выполнение тренировочных упражнений; устные выступления;  
  • творческие работы; сочинения-эссе; подготовка материалов и выпуск газеты

Предполагаемый результат: приобретение учащимися умений и навыков овладевать способами исследовательской деятельности, добывать необходимые знания, систематизировать лингвистический материал, соотносить развитие языка с развитием общества; обогащение словарного запаса, формирование творческого мышления и чуткого отношения к слову; улучшение качеств письменной и устной речи учащихся; избавление от некоторых речевых ошибок; успешное выступление на олимпиадах различного уровня; расширение знаний о качествах идеальной речи.

Тематическое планирование (34 ч.)

1 полугодие. Загадочная этимология.

  1. Диагностическая олимпиада.
  2. Занимательная этимология. А.Х. Востоков. Методы этимологического анализа.  
  3. Этимологические словари и справочники.
  4. Начнём с азов (об алфавите, частях речи, знаках препинания). Такие разные буквы.
  5. Интерактивная игра «Путешествие в слово»
  6. Языки-родственники. Русский, украинский, белорусский.  К истокам нашего языка
  7. Строительный материал. Приставки и суффиксы. «Странные» морфемы
  8. Части речи. О происхождении и развитии частей речи
  9. «Волшебные слова». Спасибо, здравствуй, пожалуйста и др.
  10. Что нас окружает. Быт (посуда, интерьер, одежда)
  11. Занимательная гастрономия.
  12. В мире спорта.
  13. Цвет и слово. «Истории» цветов  (подготовка к неделе Мир языка).
  14. Заглянем в календарь.
  15. Имена и фамилии.  От собственных имен к нарицательным.
  16. Географическая карта. Топонимы и гидронимы в нашем городе, крае.
  17. Диагностическая олимпиада.

2 полугодие. Тайны лексики и фразеологии

  1. Диагностическая олимпиада.
  2. Словари – сокровищница языка. Мир изучает русский (о русских заимствованиях в др. языках).
  3. Многозначные и однозначные слова. Слова-комики. Каламбур.
  4. Синонимы. Паронимы.  Словесные раскопки.
  5. Антонимы. Словесные раскопки.
  6. Новые слова (слова, изменивших свое первоначальное значение; искусственные слова; слова, которых нет в словаре).
  7. Ключик к тайне. Наука и язык. Об общих латинских, греческих морфемах в составе русских слов. Словесные раскопки.
  8. Речевые штампы
  9. Обычаи и традиции в слове.
  10. «В семье не без урода»: вульгаризмы, просторечия, жаргонизмы.
  11. Как реставрируется старина. Стилизация. Историзмы, архаизмы.
  12. Особенности употребления фразеологизмов. Этимология фразеологизма. Источники фразеологизмов
  13. Стилистически окрашенные фразеологизмы. Стилистические фразеологизмы-синонимы.
  14. Каверзные фразеологизмы. О трудностях перевода устойчивых сочетаний на иностранный язык
  15. Волшебный сундучок (о пословицах и поговорках). Мудрость древних. Латинские изречения.
  16. Всеобщий язык. Эксперименты с языком. Эсперанто.
  17. Итоговая олимпиада.

Список использованной литературы

  1. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс. 1993
  2. На уроке и после урока. Материалы по занимательной грамматике. Сборник статей из опыта учителей/сост. А.В.Прудникова.  – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962
  3. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/авт.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007
  4. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. Чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1989
  5. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: «Народная асвета», 1964
  6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн.для учащихся ст.классов. М.: Просвещение, 1982
  7. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение , 1989
  8. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн.для внеклассного чтения учащихся ст.классов. – М.: Просвещение,1988
  9. Иванова В.А., Потиха З.А. и др.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990
  10. Кобяков Д.Ю. Бессмертный дар.Повесть о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1965
  11. Кобяков Д.Ю. Слово о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1976
  12. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1982
  13. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я.Беседы о русском слове. М., «Знание», 1976
  14. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. Книга для учащихся. Ленинград, «Просвещение», 1968   Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М.: Высшая школа, 1990
  15. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От Авося до Ятя: Историко-этимологический справочник по русской фразеологии. СПб.: Норинт, 2004
  16. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – Л.: Просвещение, 1966
  17. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998
  18. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов: Кн.для внеклас.чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1987
  19. Успенский Л.В. Почему не иначе. Этимологический словарик школьника. Москва, «Детская литература», 1967


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Программа элективного курса” Деловой английский” (Профильный уровень) Составитель: Текучева О. А. Кафедра иностранных языков ГКООУ Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие»

Данная программа  представляет собой  практикум по деловому устному и письменному  общению на английском языке ( АЯ ), материал которого может способствовать профессиональной орие...

Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».

 Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса , 9-11 класс (Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку )

Подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку — сложный и длительный процесс, который охватывает формирование и развитие комплекса языковых навыков и речевых умений. Для успешной сдачи экзам...