Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
элективный курс по русскому языку (6 класс) по теме
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к истории языка и объяснение некоторых языковых явлений с точки зрения этимологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса Тайны и сокровища русского языка | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Караваева М.А., учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №27» имение Героя Советского Союза В.Е. Смирнова г.Барнаула
Программа курса «Тайны и сокровища русского языка»
для учащихся 6-7 классов
34 часа (по полугодиям: 17 ч. – «Загадочная этимология»;
17 ч. – «Тайны лексики и фразеологии»)
Объяснительная записка.
Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов. Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к истории языка и объяснение некоторых языковых явлений с точки зрения этимологии. Для учащихся этимология чаще всего остается непонятной, сложной наукой, тем более что в учебной программе 6 класса выделяется всего 1 час на изучение этой темы. Развитие языка напрямую связано с процессами, происходящими в обществе, поэтому практический материал, который можно предложить на занятиях, неисчерпаем и может касаться различных сторон жизни человека (спорта, обычаев, одежды и т.п.), что позволит повысить познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и расширить их кругозор. Кроме того, взаимосвязь этимологии с историей, литературой, иностранными языками, географией и даже математикой также способны привлечь детей к данной науке.
Выбранные формы и методы работы предполагают постоянную активизацию деятельности учащихся, развитие творческих способностей. Неурочная форма занятий, соревновательность и отсутствие привычных оценок располагают к свободному, доброжелательному общению. В начале и в конце каждого полугодия проводится диагностика знаний учащихся в форме олимпиады.
Цели программы:
Образовательная: формирование предметной, коммуникативной, социальной, культурологической компетенции в вопросах русского языка; осознанное овладение нормами языка на основе полученных теоретических знаний;
Развивающая: развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти; овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.
Воспитательная: воспитание любви и интереса к родному языку, к традициям и обычаям народа; воспитание эстетического отношения к слову; формирование личности учащихся, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей.
Задачи:
- дополнить и расширить стандартные знания по русскому языку; обогатить словарный запас учащихся;
- закрепить интерес к решению проблем, связанных с русским языком;
- подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры устной и письменной речи
Принципы программы:
- научность, системность, добровольность, занимательность,
- укрепление связей обучения с жизнью,
- индивидуальный подход.
Основные формы и виды деятельности учащихся:
- исторический комментарий; исследовательская и проектная деятельность (индивидуальная, в парах, в группах); эксперимент (конструирование слов, выдвижение гипотез); сравнительный анализ слов из разных языков; фонетический, словообразовательный и семантический анализ языковых единиц; работа с текстом и его анализ;
- лингвистический конкурс; игра-соревнование; лингвистическое путешествие; аукцион; решение и составление лингвистических задач (ребусов, кроссвордов, метаграмм, анаграмм и т.п.) и т.п.;
- работа с источниками информации (словари, Интернет, справочники, энциклопедии и т.п.): поиск, сопоставление информации, выделение фактов грамотное оформление информации; составление тезисов, конспектов;
- выполнение тренировочных упражнений; устные выступления;
- творческие работы; сочинения-эссе; подготовка материалов и выпуск газеты
Предполагаемый результат: приобретение учащимися умений и навыков овладевать способами исследовательской деятельности, добывать необходимые знания, систематизировать лингвистический материал, соотносить развитие языка с развитием общества; обогащение словарного запаса, формирование творческого мышления и чуткого отношения к слову; улучшение качеств письменной и устной речи учащихся; избавление от некоторых речевых ошибок; успешное выступление на олимпиадах различного уровня; расширение знаний о качествах идеальной речи.
Тематическое планирование (34 ч.)
1 полугодие. Загадочная этимология.
- Диагностическая олимпиада.
- Занимательная этимология. А.Х. Востоков. Методы этимологического анализа.
- Этимологические словари и справочники.
- Начнём с азов (об алфавите, частях речи, знаках препинания). Такие разные буквы.
- Интерактивная игра «Путешествие в слово»
- Языки-родственники. Русский, украинский, белорусский. К истокам нашего языка
- Строительный материал. Приставки и суффиксы. «Странные» морфемы
- Части речи. О происхождении и развитии частей речи
- «Волшебные слова». Спасибо, здравствуй, пожалуйста и др.
- Что нас окружает. Быт (посуда, интерьер, одежда)
- Занимательная гастрономия.
- В мире спорта.
- Цвет и слово. «Истории» цветов (подготовка к неделе Мир языка).
- Заглянем в календарь.
- Имена и фамилии. От собственных имен к нарицательным.
- Географическая карта. Топонимы и гидронимы в нашем городе, крае.
- Диагностическая олимпиада.
2 полугодие. Тайны лексики и фразеологии
- Диагностическая олимпиада.
- Словари – сокровищница языка. Мир изучает русский (о русских заимствованиях в др. языках).
- Многозначные и однозначные слова. Слова-комики. Каламбур.
- Синонимы. Паронимы. Словесные раскопки.
- Антонимы. Словесные раскопки.
- Новые слова (слова, изменивших свое первоначальное значение; искусственные слова; слова, которых нет в словаре).
- Ключик к тайне. Наука и язык. Об общих латинских, греческих морфемах в составе русских слов. Словесные раскопки.
- Речевые штампы
- Обычаи и традиции в слове.
- «В семье не без урода»: вульгаризмы, просторечия, жаргонизмы.
- Как реставрируется старина. Стилизация. Историзмы, архаизмы.
- Особенности употребления фразеологизмов. Этимология фразеологизма. Источники фразеологизмов
- Стилистически окрашенные фразеологизмы. Стилистические фразеологизмы-синонимы.
- Каверзные фразеологизмы. О трудностях перевода устойчивых сочетаний на иностранный язык
- Волшебный сундучок (о пословицах и поговорках). Мудрость древних. Латинские изречения.
- Всеобщий язык. Эксперименты с языком. Эсперанто.
- Итоговая олимпиада.
Список использованной литературы
- Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс. 1993
- На уроке и после урока. Материалы по занимательной грамматике. Сборник статей из опыта учителей/сост. А.В.Прудникова. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/авт.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007
- Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. Чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1989
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: «Народная асвета», 1964
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн.для учащихся ст.классов. М.: Просвещение, 1982
- Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.: Просвещение , 1989
- Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн.для внеклассного чтения учащихся ст.классов. – М.: Просвещение,1988
- Иванова В.А., Потиха З.А. и др.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990
- Кобяков Д.Ю. Бессмертный дар.Повесть о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1965
- Кобяков Д.Ю. Слово о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1976
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1982
- Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я.Беседы о русском слове. М., «Знание», 1976
- Максимов В.И. Точность и выразительность слова. Книга для учащихся. Ленинград, «Просвещение», 1968 Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М.: Высшая школа, 1990
- Мокиенко В.М. Почему так говорят? От Авося до Ятя: Историко-этимологический справочник по русской фразеологии. СПб.: Норинт, 2004
- Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – Л.: Просвещение, 1966
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998
- Сергеев В.Н. Новые значения старых слов: Кн.для внеклас.чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1987
- Успенский Л.В. Почему не иначе. Этимологический словарик школьника. Москва, «Детская литература», 1967
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Программа элективного курса” Деловой английский” (Профильный уровень) Составитель: Текучева О. А. Кафедра иностранных языков ГКООУ Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие»
Данная программа представляет собой практикум по деловому устному и письменному общению на английском языке ( АЯ ), материал которого может способствовать профессиональной орие...
Программа элективных курсов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам по английскому языку «IMPROVE YOUR ENGLISH».
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания – ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса , 9-11 класс (Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку )
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку — сложный и длительный процесс, который охватывает формирование и развитие комплекса языковых навыков и речевых умений. Для успешной сдачи экзам...