Программа Элективного курса по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»
методическая разработка по русскому языку на тему
Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Практикум по русскому языку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района
принято на заседании методического объединения учителей Протокол №________ от «____»____________ 2016 г. Руководитель МО_______/Магер М.М./ | согласовано Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ______________________ Солодкова Н.Т. «____»_______________2016г. | утверждаю Директор ________________________ Гракова Л.Г. Приказ №_______ от «____»_____________2016 г. |
Элективный курс
по русскому языку
в 9 классе
«Практикум по русскому языку»
Составила: Ипатова Р.М.,
учитель русского языка и литературы,
учитель высшей категории
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Содержание элективного курса и планируемые результаты освоения учебного материала
Тема 1. Сжатое изложение и способы его сжатия
Сжатое изложение. Способы компрессии текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
- виды морфем;
- морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
- систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, тесты.
Тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Виды работ | Дата |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | Лекция учителя | |
2-3 | Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания | |
Содержательные и языковые способы сокращения текста. | |||
4-5 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. | |
Сжатое изложение. Редактирование изложения. | |||
6 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). | ||
7 | Средства выразительности речи. | Презентация, практические задания | |
8 | Средства выразительности речи. | ||
9 | Стилистика русского языка. | ||
10 | Стилистика русского языка. | ||
11 | Нормы русской орфографии. | Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. | |
12 | Орфограммы в корне. | ||
13 | Орфограммы в приставках и суффиксах. | ||
14 | Н – нн в различных частях речи. | ||
15 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. | |
16 | Морфология, морфологические признаки частей речи. | Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом. | |
17 | Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование | |
18 | Виды односоставных предложений. | ||
19 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | ||
20 | Характеристика предложений, синтаксический разбор. | ||
21 | Вводные слова и обращения. | ||
22 | Обособленные определение и приложения. | ||
23 | Обособленные обстоятельства. | ||
24 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | ||
25 | Знаки препинания в сложных предложениях. | ||
26 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение) | ||
27 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. | Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. | |
28 | Классификация грамматических и речевых ошибок. | ||
29 | Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. | ||
30 | Редактирование сочинения | ||
31 | Редактирование сочинения | ||
32 | Построение сочинения-рассуждения. | ||
33 | Построение сочинения-рассуждения. | ||
34 | Итоговое тестирование. |
Список использованной литературы:
1. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
2. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
3. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008
4. ФИПИ http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Программа элективного курса «Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
Данная программа может быть использована при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ" для 11 класса
Новая рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ составлена в соответствии с новой демоверсией 2015....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ» 10-11 классы (68 часов)
Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 68 часов.Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Эле...
Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс "Практикум по решению задач повышенное сложности"й
Второй год можно сдавать базовый экзамен ЕГЭ по математике после 10 класса, если изучена программа курса 10-11 классов. Данная рабочая программа содержит материал 11 класса, который изучается на данно...
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Русский язык для говорения и письма»...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Практикум решения задач прикладного характера"
Программа элективного курса для учащихся 9 класса полезна начинающим учителям математики для подготовки учащихся к ОГЭ....