Знаки препинания в ССП (продолжение)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока:
закрепить знания учеников о ССП; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП; отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; 2) определять смысловые отношения в сложносочиненных предложениях между его частями; 3) расставлять знаки препинания в указанных конструкциях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_znaki_prepinaniya_v_spp.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания в ССП (продолжение)
Цель урока:
закрепить знания учеников о ССП; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП; отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; 2) определять смысловые отношения в сложносочиненных предложениях между его частями; 3) расставлять знаки препинания в указанных конструкциях
Ход урока
I. Организационный момент
II Проверка домашнего задания.
1. Проверка домашнего задания. (упражнение 68)
2. Вопросы по теории сложного предложения.
- Назовите основные виды сложных предложений. (союзные и бессоюзные)
- Какие союзы встречаются в ССП? (соединительные, разделительные, противительные)
- Охарактеризуйте ССП с соединительными, с разделительными, с противительными союзами.
- В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?
III. Закрепление материала.
Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания, определения смысловых отношений между частями сложного (с соединительными и разделительными союзами).
1) Маячат далекие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы.
(И. Соколов-Микитов.)
2) Белка песенки поет да орешки все грызет. (А. П у ш к и н.)
3) Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились. (А. Чех о в.)
4) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природа. (В. В е р е с а е в.)
5) В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей (Г. Федосеев.)
6) Не то дождь пошел, не то воробьи пробежали по крыше. (Г. Ф е д о с е е в.)
7) Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу.
8) То засыплет февраль-шалун снегом избушки на краю леса, то вдруг построит он посреди дороги огромный снежный холм.
IV Цифровой диктант.
Учитель диктует предложения, учащиеся записывают только букву, к которой они относятся: 1 б, 2 в…)
Какие это предложения:
а) и соединяет однородные члены;
б) и соединяет части сложного предложения;
в) и соединяет и однородные члены, и части предложения.
1. Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли, и кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли.
2. В недалёкой тени непроглядных ветвей и сверкает, и плещется ключ.
3. Зреет рожь над жаркой жнивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. 4. Сверху сеет и сеет, и стынут кости.
5. Гроза подкрадывалась и грозила всё кверху дном перевернуть внизу, но чья-то удивительная сила рассеяла и отвела грозу.
6. Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.
К л ю ч : 1.б; 2.а; 3.в; 4.в; 5.а; 6.б.
V. Тест по теме «Сложносочиненные предложения»
I вариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
А. Б. В. Г.
2. Укажите сложносочиненные предложения. А. Б. В. Г.
3. Найдите предложение с общим второстепенным членом. А. Б. В. Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме: [неопределенно-личное], и [безличное]?
5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение
То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?
А. одновременность явлений
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены)
А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
II вариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли
и вдруг увидел корабль.
1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. А. Б. В. Г.
2. Укажите сложносочиненные предложения. А. Б. В. Г.
3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом. А. Б. В. Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме: [определенно-личное], и [двусост.]?
5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение
Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?
А. одновременность действий
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
6. Найдите предложение с союзом тоже.
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.
VI Домашнее задание: параграф 8, упражнение 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.
При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)
З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения
В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
Маршрутный лист дистанционного урока...
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
Маршрутный лист. Презентации к уроку....