Знаки препинания в ССП (продолжение)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Петренко Ольга Михайловна

Цель урока:

закрепить знания учеников о ССП; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП; отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; 2) определять смысловые отношения в сложносочиненных предложениях между его частями; 3) расставлять знаки пре­пинания в указанных конструкциях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_znaki_prepinaniya_v_spp.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания в ССП (продолжение)

Цель урока: 

закрепить знания учеников о ССП; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП; отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; 2) определять смысловые отношения в сложносочиненных предложениях между его частями; 3) расставлять знаки препинания в указанных конструкциях

Ход урока

I. Организационный момент

II Проверка домашнего задания.

1. Проверка домашнего задания. (упражнение 68)

2. Вопросы по теории сложного предложения.

- Назовите основные виды сложных предложений. (союзные и бессоюзные)

- Какие союзы встречаются в ССП? (соединительные, разделительные, противительные)

- Охарактеризуйте ССП с соединительными, с разделительными, с противительными союзами.

- В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?

III. Закрепление материала.

Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания, определения смысловых отношений между частями сложного (с соединительными и разделительными союзами).

1) Маячат далекие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы.

(И. Соколов-Микитов.)

2) Белка песенки поет да орешки все грызет. (А. П у ш к и н.)

3) Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились. (А. Чех о в.)

4) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природа. (В. В е р е с а е в.)

5) В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей (Г. Федосеев.)

6) Не то дождь пошел, не то воробьи пробежали по крыше. (Г. Ф е д о с е е в.)

7) Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу.

8) То засыплет февраль-шалун снегом избушки на краю леса, то вдруг построит он посреди дороги огромный снежный холм.

IV Цифровой диктант.

Учитель диктует предложения, учащиеся записывают только букву, к которой они относятся: 1 б, 2 в…)

Какие это предложения:

а) и соединяет однородные члены;

б) и соединяет части сложного предложения;

в) и соединяет и однородные члены, и части предложения.

1. Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли, и кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли.

2. В недалёкой тени непроглядных ветвей и сверкает, и плещется ключ.

3. Зреет рожь над жаркой жнивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. 4. Сверху сеет и сеет, и стынут кости.

5. Гроза подкрадывалась и грозила всё кверху дном перевернуть внизу, но чья-то удивительная сила рассеяла и отвела грозу.

6. Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.

К л ю ч : 1.б; 2.а; 3.в; 4.в; 5.а; 6.б.

V. Тест по теме «Сложносочиненные предложения»

I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А. Б. В. Г.

2. Укажите сложносочиненные предложения. А. Б. В. Г.

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом. А. Б. В. Г.

4. Строение какого предложения соответствует схеме: [неопределенно-личное], и [безличное]?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены)

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли

и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. А. Б. В. Г.

2. Укажите сложносочиненные предложения. А. Б. В. Г.

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом. А. Б. В. Г.

4. Строение какого предложения соответствует схеме: [определенно-личное], и [двусост.]?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.

VI Домашнее задание: параграф 8, упражнение 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)

З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...

Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения

В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...