Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
14.04. 2020 Тема: Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка Учебник – Русский язык 10-11 классы, часть 2 (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) – п.106-107 | |||||||||||||||||||||
Рассмотрите предложение: Матвей зашёл в дом: за последние десять лет здесь ничего не изменилось. Подумайте, изменится ли что-то, если между частями этого бессоюзного сложного предложения поставить тире вместо двоеточия? Будет ли это ошибкой? Нет, ведь в данном случае мы имеем дело с вариативной пунктуацией и вольны выбирать.
Вставьте на место пропусков авторский знак, к которому обращается А. А. Блок. И вот Она, и к ней моя Осанна – Венец трудов превыше всех наград. (Ответ: автор поставил тире) Необходимо помнить! Вариативность пунктуации – это возможность параллельного употребления нескольких знаков препинания на одной позиции в предложении. К парам вариативных знаков относятся точка и запятая; точка и точка с запятой; тире и двоеточие; запятая и тире; скобка и тире. Также существуют факультативные знаки, постановка которых необязательна. Вариативные знаки препинания – знаки препинания, которые можно равноценно использовать на одной позиции в предложении. Вариативность пунктуации – возможность параллельного употребления нескольких знаков препинания на одной позиции в предложении. Авторская пунктуация 1. Индивидуальный характер пунктуации в текстах того или иного писателя, не противоречащий действующим правилам пунктуации. 2. Сознательное нарушение пунктуации и особое использование знаков препинания в художественных текстах. Факультативные знаки препинания – оправданные, но не обусловленные структурой предложения знаки препинания. Используются, чтобы подчеркнуть значение стоящих после тире слов, выделить их интонационно, отметить присоединительный оттенок и т. д. 2. Вспоминаем теорию по культуре речи и литературным нормам - с.223, 231-232 | |||||||||||||||||||||
Образец | Выполни самостоятельно по образцу | ||||||||||||||||||||
Отработка задания 8. Еще раз вспомним, как делать задание 8! Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
Алгоритм выполнения 1. Познакомьтесь с предлагаемым перечнем грамматических ошибок. 2. Внимательно прочитайте предложения, в которых нужно найти грамматическую ошибку. 3. Исключите предложения, в которых нет грамматических ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 6 и 7. 4. Поочередно прочитайте предложения с ошибками и определите, какая именно грамматическая ошибка допущена. В предложении 2 мы видим нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Правильно: У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов. В предложении 4 – нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Правильно: После окончания школы мой друг поступил на завод, где он за короткое время приобрёл квалификацию токаря. В предложении 5 – нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Правильно: По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова. В предложении 8 – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Правильно: Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям. В предложении 9 – неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Правильно: Употребляя букву «ъ» на конце слов в XIX веке, люди лишь отдавали дань традиции. 5. Внесите правильные ответы в таблицу.
| Выполните тренировочное задание № 15807037 на сайте Решу ЕГЭ https://rus-ege.sdamgia.ru/
В конце тестирования нажмите кнопку «Отправить учителю» | ||||||||||||||||||||
Домашнее задание: вариант 15886842 на сайте Решу ЕГЭ (без задания 27) Вариант выполнить до 21 апреля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку (5 класс). Тема: "Разделы науки о языке"
2011 учебный год....
Изучение разделительных знаков препинания между главным и придаточным предложением на уроках русского языка как средство подготовки к ОГЭ.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы в школе для детей с девиантным поведением....

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"
Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (презентация к уроку русского языка).
Презентация представляет собой методическое пособие по русскому языку, обобщающее теоретические сведения о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях. Содержит схемы, отражающие основные пунк...