Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Технологическая карта изучения темы :" Имя существительное как часть речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 101.5 КБ |
Приложение 1 | 770.5 КБ |
Приложение 2 | 519.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1г.Советский
Учителя русского языка и литературы: Брагина И.Г.
Технологическая карта урока
Русский язык. 6 класс
( учебник для общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской )
Тема урока | Имя существительное как часть речи | |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний | |
Цель урока | Повторение, обобщение, систематизация знаний об имени существительном | |
Задачи урока | Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число, род, падеж существительных. Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: вызвать чувство ответственности за «братьев наших меньших»; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. | |
Планируемые результаты | Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре. | |
Формы работы | Творческая, проектная, спортивная разминка, заполнение кластеров . | |
Межпредметные связи | Литература (работа на основе рассказа Л.Н. Толстого «Котенок», объяснение смысла пословиц, работа с эпиграфом — цитатой из сказки «Маленький принц» А. Де С.-Экзюпери | |
Внутрипредметные связи | Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа с толковыми словарями), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор) | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Исправляют деформированный текст, ведут выборочную работу с текстом, заполняют кластеры, создают свои тексты . | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация | |
Материалы и оборудование | Раздаточный материал, содержащий все задания урока, иллюстрацию, «Толковый словарь» |
Технологическая карта изучения темы
№ | Этап урока | Время (в мин.) | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | 1 | Слайд1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализа-ция знаний | 3 | Слайд2 | Читает загадку ( стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…») Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено … (словами). Создает проблемную ситуацию: - К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам? | Слушают загадку. Разгадывают. Вспоминают, какую часть речи мы изучаем. Дают определение существительному | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь мобилизовать свои знания в проблемной ситуации |
3. | Целеполагание | 1 | Задает вопросы: - Ребята, вы закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные? | Делают вывод о важности имени существительного: Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место. | Коммуникативные: формирование своего мнения. Умение выстроить монологическую речь для выражения своей мысли | |
4. | Мотивация к учебной деятельности | 1 | Слайд3 | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу). | Чтение текста. Узнают о сюжетной линии | Регулятивные: планирование учебного сотрудничества. |
5. | Повторение изученного | 4 5 4 1 3 | Слайд4 Слайд5 | Создает проблемную ситуацию: - Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему? Проводит работу с деформированным текстом. -Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно, в парах. -Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные, правильно ли определили их падеж.
Вопросы для анализа представлены после рассказа (2-8) Обращает внимание учеников на незнакомое слово (работа со словарем ) (вопрос 9-10). -В тексте есть еще несколько слов, которые могли вызвать затруднения в его понимании. В таблице (11) сопоставьте стрелочками эти слова с их значением. Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской. Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение слов. Объясняет технологию заполнения таблиц. | Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме и грамматически не согласованы. Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж. Взаимопроверка , сверяясь с доской, оценивают работу друг друга. Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале. Сопоставляют рассказ с эпиграфом к уроку. Анализируют иллюстрацию к рассказу. Ведут поиск нужной информации. Работают с новыми для себя словами, составляют предложения. Сопоставляют слова с их значением. Проверка осуществляется в парах. Запоминают норму произношения слова «щавель». Заполняют таблицы склонения и категории одушевленности/неодушевленности имени существительного, выборочно работая с текстом. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре. Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, поиск материала по словарям/интернет-сайтам, умение выбирать и систематизировать материал Личностные: воспитание любви к животным и ответственности Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, поиск материала по словарям/интернет-сайтам, умение выбирать и систематизировать материал |
6. | Физминутка | 1 | Слайд6, . | Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно повторив грамматическую категорию рода. | Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, тренируются на слух воспринимать слова и определять род имен существительных. Настраиваются на позитивную дальнейшую работу. | |
7. | Повторение изученного (продолжение работы) | 5 7 |
| -Обратите внимание на задание 14. Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов). Учитель задает детям различные вопросы (все представлены в раздаточном материале), плавно переводя детей от грамматических категорий к нравственным качествам человека (героя рассказа) (15-18).
-Какое продолжение могла бы иметь эта история? Дополните текст одним-двумя предложениями. . (Выборочно озвучиваются варианты концовки) | Определяют синтаксическую роль существительного в тексте, выражая ее графически. Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют характер героев. Через пословицы еще раз называют идею рассказа. Сочиняют концовку рассказа. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме. Личностные: воспитание высоких нравственных качеств Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения |
8. | Подведение итогов урока, рефлексия. | 4 | Учитель анализирует работы детей, выставляет оценки. Комментирует индивидуальные достижения. | Ребята сами анализируют свою работу на уроке, | Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности. Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли. | |
9. | Дифференцированное домашнее задание | 1 | Объясняет технологию выполнения домашнего задания: напишите сочинение миниатюру по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили».
| Получают указания к выполнению. Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
Предварительный просмотр:
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент – Экзюпери
Вы закончили изучать тему «Имя существительное», и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом.
- Прочитайте текст.
____________________
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весна ( …) кошка пропала. Дети долго не могли её найти. Один раз они играли подле амбар (…) и услыхали — над голова (…) что-то мяучит тонкими голос(…) Вася влез по лестница (…) под крыша (…) амбара и закричал:
— Нашёл! Наша кошка…. И у неё котята; такие чудесные!
Катя побежала дом (…), достала молока и принесла кошка (…).
Котят было пять. Когда они выросли, мать раздала всех котят, а одного оставила дети (…). Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз они пошли играть на дорога (…) и взяли с собой котёнок(…).
Дети нашли подле дорога (…) щавель, пошли собирать его и забыли про котёнок (…). Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит. Две собака (…) хотели схватить котенок (…), а он, глупый, присел к земля (…), сгорбил спина (…) и смотрит на собака (…).
Катя испугалась собака (…), закричала и побежала прочь. А Вася что было духу пустился к котёнок (…). Собака(…) хотели схватить котёнок (…), но Вася упал животом на него и закрыл от собак…
(По тексту Л.Н.Толстого)
- Поставьте все существительные в нужную форму. Определите у преобразованных слов падеж, впишите падеж в скобки с пропусками.
- Докажите, что это текст_________________________________________
- Озаглавьте текст.
- Л.Н. Толстой назвал этот рассказ «Котенок». Согласны ли вы с автором? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- О чем этот текст? Чему он учит, чему воспитывает? О чем свидетельствует поступок Васи (эпизод с собаками)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Обратим внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете его? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чем слова А. де С.-Экзюпери схожи с мыслью Л.Н. Толстого? В этом вам поможет иллюстрация к рассказу.
- В нашем рассказе есть новое для вас слово. Найдите его в тексте. Что же оно обозначает?! Давайте обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля:
АМБА́Р, АНБА́Р м. строение для складки зернового хлеба, муки́, а иногда и других товаров<…> Пр.: Не замесить густо, как в амбаре пусто. Есть в амбаре, будет и в кармане (и наоборот).
10. Рассмотрите фотографии с изображениями амбаров. Составьте предложение с новым словом________________________________________________________________________________________________________________
В древности Сегодня
Основное предназначение амбара
- Перед вами таблица. Стрелочками установите соответствие между словами (в левой колонке) и их значениями (в правой колонке).
Объясните значение слов из рассказа «Котёнок». | |
Амбар | очень быстро |
Обратите внимание на норму произношения слова:
Щаве′ль [щ'ав'`эл']
- Перед вами таблицы. Заполните их примерами из текста, вспомнив при этом морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам: 1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)
Склонение имен существительных
I склонение | II склонение | III склонение |
Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных
Одушевленные | Неодушевленные |
13.Физкультминутка:
Ж.р Ср.р М.р
14. Найдите в тексте слова, выделенные курсивом. Определите синтаксическую роль этих слов_________________________________
15. В форме какого числа употреблено слово «дети»? Можно ли его поставить в форму ед.числа?____________________________________________________
16. О какой категории имени существительного мы с вами еще не говорили? ___________________________________________________
17. По какому признаку мы будем определять имена собственные? Найдите их в тексте.__________________________________________________________________________________________________________________
18. Вася и Катя – герои рассказа. Кого из них мы можем назвать настоящим другом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Какое продолжение могло бы быть у этой истории? Дополните текст одним – двумя предложениями______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру по теме :
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент – Экзюпери
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...