Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Брагина Инна Геннадьевна

Технологическая карта изучения темы :" Имя существительное как часть речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта101.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 1770.5 КБ
Файл Приложение 2519.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ СОШ №1г.Советский

Учителя русского языка и литературы: Брагина И.Г.

Технологическая карта урока

Русский язык. 6 класс

( учебник для общеобразовательных учреждений    М.М. Разумовской  )                                                                    

Тема урока

Имя существительное как часть речи

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

Повторение, обобщение, систематизация знаний об имени существительном

Задачи урока

Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число, род, падеж существительных.

Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные: вызвать чувство ответственности за «братьев наших меньших»; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Формы работы

Творческая, проектная, спортивная разминка, заполнение кластеров .

Межпредметные связи

Литература (работа на основе рассказа Л.Н. Толстого «Котенок», объяснение смысла пословиц, работа с эпиграфом — цитатой из сказки «Маленький принц» А. Де С.-Экзюпери

Внутрипредметные связи

Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа с толковыми словарями), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Исправляют деформированный текст, ведут выборочную работу с текстом, заполняют кластеры,  создают свои тексты .

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Материалы и оборудование

Раздаточный материал, содержащий все задания урока, иллюстрацию,   «Толковый словарь»

Технологическая карта изучения   темы

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

1

Слайд1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализа-ция знаний

3

Слайд2

Читает загадку ( стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»)

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено … (словами).

Создает проблемную ситуацию:

- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
- Вспомните определение этой части речи.

Слушают загадку.

Разгадывают. Вспоминают, какую часть речи мы изучаем.

Дают определение существительному

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: уметь  мобилизовать свои знания в  проблемной ситуации

3.

Целеполагание

1

Задает вопросы:

-  Ребята, вы  закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим  все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные?

Делают вывод о важности имени существительного: Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место.

Коммуникативные: формирование своего мнения. Умение выстроить монологическую речь для выражения своей мысли

4.

Мотивация к учебной деятельности

1

Слайд3

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

-  Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу).

 Чтение текста. Узнают о сюжетной линии  

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Повторение изученного

4

5

4

1

3

Слайд4

Слайд5

Создает проблемную ситуацию:

- Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему?

Проводит работу с деформированным текстом.

-Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно, в парах.

-Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные,  правильно ли определили их падеж.

 

Вопросы для анализа представлены после рассказа

(2-8)

Обращает внимание учеников на незнакомое слово (работа со словарем  ) (вопрос 9-10).

-В тексте есть еще несколько слов, которые могли вызвать затруднения в его  понимании. В таблице (11) сопоставьте стрелочками эти слова с их значением.

Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской.  

Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение слов.

Объясняет технологию заполнения таблиц.
После их заполнения, проводится устная  проверка. За каждую правильно выполненную таблицу ребенок получает по 1 баллу (макс. за это задание можно получить 2 балла).

Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме  и грамматически не согласованы.

Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж.

Взаимопроверка

 , сверяясь с доской, оценивают   работу друг друга.

Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале.

Сопоставляют рассказ с эпиграфом к уроку.

Анализируют иллюстрацию к рассказу.

Ведут поиск нужной информации.

Работают с новыми для себя словами, составляют предложения.

Сопоставляют слова с их значением. Проверка осуществляется в парах.

Запоминают норму произношения слова «щавель».

Заполняют таблицы склонения и категории одушевленности/неодушевленности имени существительного, выборочно работая с текстом.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре.

Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, поиск материала по словарям/интернет-сайтам, умение выбирать и систематизировать материал

Личностные: воспитание любви к животным и ответственности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка

Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, поиск материала по словарям/интернет-сайтам, умение выбирать и систематизировать материал

6.

Физминутка

1

Слайд6,  .

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно повторив грамматическую категорию рода.
-
Проведем физминутку. Я буду называть существительные, вы – определять его род, при этом выполнять определенные физические упражнения. Как? Внимание на доску!

Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, тренируются на слух воспринимать слова и определять род имен существительных.

Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.

7.

Повторение изученного (продолжение работы)

5

7

 

-Обратите внимание на задание 14. Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов).

Учитель задает детям различные вопросы (все представлены в раздаточном материале), плавно переводя детей от грамматических категорий к нравственным качествам человека (героя рассказа) (15-18).

 

-Какое продолжение могла бы иметь эта история? Дополните текст одним-двумя предложениями. . (Выборочно озвучиваются варианты концовки)

Определяют синтаксическую роль существительного в тексте, выражая ее графически.

Отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют характер героев.

Через пословицы еще раз называют идею рассказа.

Сочиняют концовку рассказа.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме.

Личностные: воспитание высоких нравственных качеств

Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения

8.

Подведение итогов урока, рефлексия.

4

 Учитель анализирует работы детей,    выставляет оценки. Комментирует индивидуальные достижения.

Ребята сами анализируют свою работу на уроке,  

Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности.

Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли.

9.

Дифференцированное домашнее задание

1

Объясняет технологию выполнения домашнего задания:  напишите сочинение миниатюру по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили».

 

Получают указания к выполнению.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.



Предварительный просмотр:

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

 Антуан де Сент – Экзюпери

Вы  закончили изучать тему «Имя существительное», и сегодня мы повторим  все полученные вами знания по этой теме. Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. 

  1. Прочитайте текст.

____________________

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весна ( …) кошка пропала. Дети долго  не могли её найти. Один раз они играли подле амбар (…) и услыхали — над голова (…) что-то мяучит тонкими голос(…) Вася влез по лестница (…) под крыша (…) амбара и закричал:

— Нашёл! Наша кошка…. И у неё котята; такие чудесные!

Катя побежала дом (…), достала молока и принесла кошка (…).

Котят было пять. Когда они выросли, мать раздала всех котят, а одного оставила дети (…).  Дети кормили его,  играли с ним и клали с собой спать.

Один раз они пошли играть на дорога (…) и взяли с собой котёнок(…).

Дети нашли подле дорога (…)  щавель, пошли собирать его и забыли про котёнок (…). Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит. Две собака (…) хотели схватить котенок (…), а он, глупый, присел к земля (…), сгорбил спина (…) и смотрит на собака (…).

Катя испугалась собака (…), закричала и побежала прочь. А Вася что было духу пустился к котёнок (…). Собака(…) хотели схватить котёнок (…), но Вася упал животом на него и закрыл от собак…

(По тексту Л.Н.Толстого)

  1. Поставьте все существительные в нужную форму. Определите у преобразованных слов падеж, впишите падеж в скобки с пропусками.
  2. Докажите, что это текст_________________________________________
  3. Озаглавьте текст.
  4. Л.Н. Толстой назвал этот рассказ «Котенок». Согласны ли вы с автором?   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. О чем этот текст? Чему  он учит, чему воспитывает? О чем свидетельствует поступок Васи (эпизод с собаками)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Обратим внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете его? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Чем слова А. де С.-Экзюпери схожи с мыслью Л.Н. Толстого?  В этом вам поможет иллюстрация к рассказу.  
  1. В нашем рассказе есть новое для вас слово. Найдите его в тексте. Что же оно обозначает?! Давайте обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля:

АМБА́Р, АНБА́Р м. строение для складки зернового хлеба, муки́, а иногда и других товаров<…> Пр.: Не замесить густо, как в амбаре пусто. Есть в амбаре, будет и в кармане (и наоборот).

10. Рассмотрите фотографии с изображениями амбаров. Составьте предложение с новым словом________________________________________________________________________________________________________________

                           

                        В древности                                                               Сегодня

                   

                             Основное предназначение амбара

  1. Перед вами таблица. Стрелочками  установите соответствие между словами (в левой колонке)  и их значениями  (в правой колонке).

Объясните значение слов из рассказа «Котёнок». 

Амбар
Солома
Щаве′ль 
Что было духу
Подле

очень быстро
строение для хранения зерна, муки
около
травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом
стебли пшеницы, ржи после обмолота

Обратите внимание на норму произношения слова:

Щавель [щ'ав'`эл']

  1.  Перед вами таблицы. Заполните  их примерами из текста, вспомнив при этом морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам:  1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных

Одушевленные

Неодушевленные

13.Физкультминутка:

                                      

         Ж.р                                   Ср.р                                       М.р

14. Найдите в тексте слова, выделенные курсивом. Определите синтаксическую роль этих слов_________________________________

15. В форме какого числа употреблено слово «дети»? Можно ли его поставить в форму ед.числа?____________________________________________________

16. О какой категории имени существительного мы с вами еще не говорили? ___________________________________________________

17. По какому признаку мы будем определять имена собственные? Найдите их в тексте.__________________________________________________________________________________________________________________

18. Вася и Катя – герои рассказа. Кого из них мы можем назвать настоящим другом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Какое продолжение могло бы быть у этой истории? Дополните текст одним – двумя  предложениями______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 Домашнее задание:  напишите сочинение-миниатюру по теме :

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Антуан де Сент – Экзюпери

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...