бинарный урок(русский язык и математика)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей учащихся при подготовке к экзаменам в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok.zip | 236.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок (математика + русский язык) по теме "Подготовка к ГИА: работа с микротекстом на примере математических задач"
Учитель русского языка и литературы: Андреева Л.В.
Учитель математики: Оханина С.А.
Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.
Цели урока:
- Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН учащихся по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика», «Языковой анализ текста».
- Развивающая: развитие познавательного интереса, развитие принципов мыслительной деятельности, развитие речи, развитие эмоциональной сферы.
- Воспитательная: воспитание культуры умственного труда, культуры поведения, сознательной дисциплины.
Форма организации урока: урок-практикум.
Техническое оборудование урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель математики. Сегодня мы проводим не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам.
Наша задача – доказать, что такие уроки дают возможность повышения эффективности обучения.
Учитель русского языка. Решение задач требует не только собственно математических навыков и умений, но и определённой языковой культуры, хорошего владения естественным языком. Речь идёт об умении подойти к тексту задачи как к особому типу текста, то есть фактически решать традиционную лингвистическую проблему, называемую анализом текста. Человек, приступающий к решению задачи, должен не только видеть в ней математическую проблему, но и относиться к ней как к языковому материалу. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические модели с позиции русского языка. И начнем мы нашу работу со словарного диктанта:
- Биссектриса, классика, катет, квартира, гипотенуза, препятствие, касательная, хорда окружности, миллиард.
Проверка
- Выделите слова, которые относятся к математике.
Биссектриса, катет, гипотенуза, касательная, хорда окружности, миллиард.
- Как называются слова, относящиеся к определенной области, науке:
- Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства
- Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. (Лев Васильевич Успенский)
- Давайте вспомним определения этих слов(ответы учащихся)
- Биссектриса - (от лат. bi- «двойное», и sectio «разрезание») угла — луч с началом в вершине угла, делящий угол на два равных угла.
- Катет - одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующих прямой угол. Противоположная прямому углу сторона называется гипотенузой.
- Гипотенуза- самая длинная сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу. Длина гипотенузы прямоугольного треугольника может быть найдена с помощью теоремы Пифагора...
- Касательная - прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.
- Хорда окружности - отрезок прямой линии, соединяющий две точки данной кривой (например, окружности, эллипса, параболы). Хорда находится на секущей прямой — прямой линии, пересекающей кривую в двух или более точках.
Учитель русского языка. Мы повторили задание А2 Лексическое значение слов.
- Следующее задание на повторение синтаксических конструкций. В4.
Найти предложения с причастным оборотом.(2,3)
Укажите номера предложений неверных утверждений
- Угол между биссектрисами смежных углов равен 900.
- Катет, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы.
- Угол между касательной и хордой, проходящих через одну точку, равен угловой величине дуги, заключенной между ними.
Учитель математики.
Укажите номера предложений неверных утверждений
- Угол между биссектрисами смежных углов равен 900.
- Катет, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы.
- Угол между касательной и хордой, проходящих через одну точку, равен угловой величине дуги, заключенной между ними.
Учитель русского языка. Работать с текстом задачи мы будем по принципу анализа микротекста из части А,В ГИА по русскому языку
Работа с текстом задачи 1.
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Определить высоту сооружения можно, засекая время падения небольших камушков с вершины сооружения до поверхности земли. (2)Приближённая зависимость высоты от времени падения имеет вид h=4,9t2, где h-высота в метрах, t- время в секундах. (3)С вершины первого сооружения камень падал 6 с. (4)На сколько метров второе сооружение выше первого, если с вершины второго сооружения камень падал на 1 с дольше?
А4. Укажите ошибочное суждение
- в слове засекая звуков больше, чем букв
- в слове время количество букв и звуков совпадает
- в слове падал все звуки звонкие
А5. Найти в 3 предложении слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
А6. Из первого предложения выпишите слово, в котором НЕ пишется слитно, потому что можно подобрать синоним без НЕ
В4. Найти предложение с ДО.
Проверка
- Падал
- Вершины
- Небольших
- 1.
Учитель русского языка. Теперь текст задачи обрёл смысловую цельность, связность и информативность.
Учитель математики.
Работает с этой задачей.слайды 5-10
Учитель русского языка. Любое условие задачи представляет собой текст, поэтому внимательность при чтении условия является предпосылкой к пониманию алгоритма и нахождению верного способа решения задачи.
Прежде чем решать задачу 2, проведём языковой анализ текста с выполнением заданий части В по русскому языку.
Работа с текстом задачи 2.слайд 11-15
(1) Пригородный поезд и скорый поезд дальнего следования выехали в 11:05 утра в один день из населённых пунктов А и В соответственно и встретились в точке между А и В в 11: 25 того же дня.(2) С какой скоростью двигался пригородный поезд, если скорый поезд прибыл в пункт А на 19, 5 минут раньше, чем пригородный в В?(3)Расстояние между А и В равно 65 км.
Прочитайте текст и выполните задания
Объясните написание приставки в слове пригородный
В2. Из первого предложения выписать все словосочетания со связью согласование
Пригородный поезд, скорый поезд, один день, населенных пунктов, того дня.
В3. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу: поезд двигался, поезд прибыл
В7. Среди предложений текста найдите сложноподчиненное предложение .
Учитель русского языка. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом.
Учитель математики. Решение задачи 2. Слайд 16-20
V. Контроль. Учитель русского языка.21-25
Учитель математики. Слад 26-36
VI. Подведение итогов урока, рефлексия.
Учитель русского языка. Вспомните, с чего начался урок. Это был урок русского языка или математики?
…….
Что мы делали на уроке?
…….
Наш урок доказал возможность расширения предметных рамок. Обычно на одном уроке мы изучаем в основном предметные вопросы.
А в жизни – наоборот решаются вопросы разных областей знаний.
VII. Информация и инструктаж по домашнему заданию.
И закончить хочется словами русского писателя Константина Александровича Федина «Точность является не только требованием стиля, требованием вкуса,, прежде всего, требованием смысла»
Учитель математики. Домашнее задание – творческое. Действия ваши будут обратными тем, которые вы выполняли в классе.
Домашнее задание.
Задание к задаче 22. (1)
А) найти предложение с деепричастным оборотом
Б) найти слово, в котором звуков больше, чем букв.
В) дать характеристику последнему предложению
2. задание к задаче 22 (2)
А) выписать слова, образованные с помощью сложения основ
Б) выписать слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного
Дать характеристику последнего предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему
Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»
Cистематизация материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.
Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации...
Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык». Модель «Учитель-Специалист». 2 класс
УМК «Школа России», учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горелов (М.: «Просвещение», 2011). Номер урока: Урок № 91 Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность – 45 минут. Фор...
Бинарный урок русского языка в 8 классе. Виды односоставных предложений.
Технологическая карта проведения бинарного урока "Русский язык". Модель: учитель-специалист. Урок русского языка проводится в сопровождении педагога-психолога. Тип урока: урок объяснен...
Сценарий бинарного урока (русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство) для 6 класса
Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир...
Статья "Бинарный урок русского языка и математики "
В данной статье рассмотрена методическая разработка, в которой предтавлены современные подходы к проведению бинарного урока по математике и русскому языку. Так как бинарный урок воспитывает у учащихся...