Бинарный урок русского языка в 8 классе. Виды односоставных предложений.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Соболева Светлана Михайловна

Технологическая карта проведения бинарного урока "Русский язык". Модель: учитель-специалист. Урок русского языка проводится в сопровождении педагога-психолога. Тип урока: урок  объяснения нового материала.  Тема  "Виды односоставных предложений" (Роль личных местоимений в речи - ОВЗ). Цель: апробация проведения бинарного урока с участием педагога-психолога. Учебный материал сопровождается  презентацией  из 9 слайдов. 1 слайд -  определение вида предложения по составу; 2 слайд - карточка (оцени свои знания по теме); 3-5 слайды - виды односоставных предложений; 6 слайд - алгоритм определения вида односоставных предложений; 7-8 слайды - практическая работа; 9 слайд - рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_vidy_odnosostavnyh_predlozheniy.rar304.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык»

Модель: «Учитель- Специалист», 8 класс, учитель Соболева Светлана  Михайловна, педагог-психолог Четина Ирина Ионасовна ОУ «Подсопочная  ООШ», филиал МКОУ «Сухобузимская СОШ», Красноярский край,  Сухобузимский район, с. Подсопки.

Тема: Виды односоставных предложений. (Роль личных местоимений в речи – ОВЗ)

УМК : Учебник «Русский язык». М.М. Разумовская, П.А.Лекант (М.:Дрофа, 2015г.), учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык» Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская (М.: «Просвещение»  2014г.), Тематические тесты. «Русский язык».Н.А.Сенина  (Легион. Ростов- на –Дону. 2014г.)

Номер урока: Урок № 38 (Урок № 42-ОВЗ)

Тип урока: урок объяснения нового материала – 45 минут.

Формы работы обучающихся: коллективная, парная, самостоятельная работа.

Материалы: презентация, алгоритмы-схемы, дифференцированные по трудности и объему заданий карточки, музыка П.Чайковского mp3, «Песня о дружбе». слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева mp3

Технологии: алгоритмического обучения с поэлементной отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий,  развивающего обучения,  дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения

В классе находится 7 учащихся: 3 высокомотивированных ученика, 1 ученик с интеллектуальными  нарушениями.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР): любовь к русскому языку, наличие позитивной самооценки,  самовосприятия, самоанализа (учебно

познавательный интерес к умению использовать в речевой практике новый материал и повторение ранее изученного предложения как  строительной единицы связного текста).

Метапредметные (МПР):

П — ориентироваться в учебнике;  умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения; использовать полученную информацию с опорой на алгоритм и презентацию, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме по заданному началу текста;

Р — определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;

К — коммуникация как сотрудничество, работать в паре в соответствии с правилами поведения и этикета; взаимопроверка; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные (ПР): активно использовать новый материал в определении типов односоставных предложений, уметь определять виды предложений по составу, находить в  предложении грамматическую основу. (ОВЗ: уметь находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями)

Цель: апробация организации проведения бинарного урока с участием педагога-психолога.  Актуализировать знания по теме: «Виды односоставных предложений», (ОВЗ -   «Роль личных местоимений в речи»).  Закрепить умение находить в предложении грамматическую основу, (ОВЗ – роль местоимений в речи),  расширять представление о ценности дружбы, толерантности, взаимопонимания  под руководством педагога-психолога.

Задачи:

  1. Формирование умения определять виды односоставных предложений.
  2. Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте предложений определенного вида в рамках подготовки к ГИА.
  3. Отработать трудные случаи определения грамматических основ предложений.
  4. (ОВЗ - находить местоимения в тексте, определять лицо, заменять имена существительные местоимениями).
  5. Развивать стремление дружить и понимать друг друга;
  6. Воспитывать доброжелательное, чуткое отношение к людям.

Оборудование: учебник, книга для учителя, мультимедийная презентация «Односоставное предложение» 

№п/п

Этап урока

Цель

Виды деятельности

Деятельность (ОВЗ)

УУД

1

Организационный

момент

Психологический настрой

на работу

Учитель психологии:

Цепочка радости

Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.

– Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей». Учащиеся, поворачиваясь, произносят теплые слова друг другу.

 Цепочка радости сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой из произведения П.Чайковского.

2

Мотивация к учебной деятельности.

 

Создать  ситуацию мотивации к обучению

Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Учитель русского языка:

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Слайд 1

Друзья

познаются в беде.

1.Дружба.

2. Меня влечет к моим друзьям.

3. Дружу со всем  миром.

4. Дружили очень давно.

1.Дружба.

2. Меня влечет к моим друзьям.

3. Дружу со всем  миром.

4. Дружили очень давно.

5.С другом и горе пополам разгорюешь.

Почему предложения помещены в два столбца?

Ученики определяют, что предложения отличаются по составу.

Слайд 2
- Чем похожи и чем отличаются предложения второго столбца?
 - Действительно, в предложениях один главный член предложения. Как вы думаете, почему именно пять предложений?  Полная запись темы урока «Виды односоставных предложений».

Учитель психологии:

- Прочтите эпиграф на доске.

С другом и горе пополам разгорюешь.

Народная пословица

Объясните смысл пословицы

Учитель русского языка

- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.
Проводится целеполагание.

- Работа с предложениями. Какой темой объединены данные предложения?

«Роль личных местоимений в речи»

Работа с классом, размышляем над смыслом пословицы

1.Регулятивные:

уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

2. Личностные: действие смыслообразования

3.Коммуникативные:

участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества

 

3

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Выяснить уровень освоения материала

Оцените свои знания и умения по теме «Виды односоставных предложений» на данный момент: (ОВЗ –«Роль личных местоимений в речи»

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания

Познавательные: 

Общеучебные: Обнаруживать общее (называть) и различное в односоставных предложениях. (ОВЗ – местоимение  - вместо имени)

Различать функции односоставных предложений: находить грамматическую основу . (ОВЗ – различать местоимения 1,2,3 лица)

Выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над формой глагола в предложениях с главным членом - сказуемым.

Осуществлять определение видов односоставных предложений.

Логические: анализ, синтез, выбор основания для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование

4

Объяснение нового материала

Формирование  умения составлять связное монологическое высказывание на предложенную тему.

Работа с учебником стр. 74

Фронтальный опрос по теоретическим понятиям, изученным по теме «Виды односоставных предложений». С использованием презентации

Слайды  3, 4

Работа с учебником стр. 109 под наблюдением психолога. Чтение и понимание учебного материала.

Слайд 4

Назвать местоимения

1.Регулятивные:

формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности,

применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.

2.Коммуникативные:

уметь проявлять себя.

5

Работа с узбекской сказкой

Развивать стремление дружить и понимать друг друга.

Учитель психологии

 «Упрямые козы».

    Жили когда-то в разных селеньях две козы – одна белая, другая чёрная, и обе они были очень упрямые.

Вот как-то раз отправились эти козы щипать траву: белая - на своём пастбище, чёрная – на своём.

Вечером, когда солнце стало садиться, козы наелись досыта и пошли: белая коза – в своё селение, чёрная – в своё. Шли они, шли и сошлись на узкой доске. А доска была перекинута через глубокий арык.

Не разойтись козам на доске! Или одной, или другой надо уступить дорогу.

– Эй ты, чёрная! Посторонись, уступи мне дорогу! – закричала белая коза.

– Вот ещё! Буду я тебе дорогу уступать! – крикнула чёрная. – Сама мне дорогу уступи!

– Всю ночь простою – не уйду!

– До утра буду стоять, с места не сдвинусь!

Долго спорили упрямые козы. Потом застучали копытцами – в драку вступили.

Отошли каждая на три шага, нагнули головы с острыми рогами да как бросятся одна на другую!

Стукнулись они лбами, сцепились рогами, да обе и свалились в арык. Выбрались козы из арыка и вернулись домой мокрые, грязные.

  • Как вы думаете, почему козы поссорились?
  • Как можно было избежать ссоры?
  • Почему в сказке козы разного окраса: белая и черная?

Вывод: Мы все такие разные. И это надо воспринимать правильно. Мы должны учиться уважению друг к другу, толерантности, терпению. И тогда мир станет добрее.

1.Коммуникативные:коллективное обсуждение проблемы 

6

Творческая деятельность

Работа над построением связного текста-рассуждения

Учитель русского языка

Продолжите сказку.

- А ссоры можно было избежать…

Тип речи - рассуждение

Работа с карточкой

- Козы поссорились, потому что… . Подумали козы и решил, что  друг другу…… Так козы … настоящими…

1.Предметные строить речевое высказывание в письменной форме.

7

Построение проекта выхода из затруднения

Формирование понятий и организация  действий на их основе с опорой на алгоритм.

Коммуникативная:

уметь определять и помогать учащимся формулировать цели и образовательные рез-ты на языке компетенций.

Рефлексивная:

уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев

1.Самостоятельная работа: учащихся с составленными текстами

-Орфографическая и пунктуационная работа на основные правила, изученные ранее -Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте односоставных предложений с использованием алгоритма.

Слайд 5

 Систематизация сведений по изучаемой теме с записью.

- Определение видов односоставных предложений с использованием алгоритма.

Алгоритм определения видов Од.п

Найти грамматическую основу предложения.

Определить Дв. или Одн. п

Именное или глагольное

   ДА                                  НЕТ

Назывные

Определить форму  глагола

1,2л ед.мн

О-л

3л.

мн

Н-л

Безл.г

……

Безлич

2л.ед.

мн об.обр

Об-л

Работа в парах

2.Устный орфоэпический диктант.

- Орфоэпическая работа

Составьте односоставные предложения, используя приведенные слова. Жюри, кофе, резюме, коммюнике, тюль. Род имен существительных должен прозвучать.

Слайд 6

Записать полученные предложения без ошибок.

Заменить имена существительные местоимениями.

- Участие в работе с классом.

Озвучивать карточку с предложениями (на карточке указан род имен существительных). Чтение труднопроизносимых слов

Предметные Формирование понятий и организация  действий на их основе с опорой на алгоритм.

Регулятивные:

формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по орфографии и пунктуации, формирование умений определять грамматическую структуру предложения, правильно ставить ударение в словах, относящихся к различным частям речи.

Коммуникативные:

реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

8

Реализация построенного проекта  

Методическая: включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности к участию в самостоятельной и коллективной деятельности.

2.Образовательная:

Формирование навыков работы по предложенным  учителем памяткам и алгоритмам деятельности, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Виды односоставных предложений».

3.Коммуникативная:

установление правил продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе.

4.Организационная:

формировать умения обобщать информацию и

делать выводы.

Определение вида односоставных предложений

(Слайд 7)

 Ученики читают по одному предложению и определяют вид. (правильный ответ проецируется )

Работа с предложениями 5,7,9

Найти местоимения.

 

Предметные: Формирование навыков работы по предложенным  учителем памяткам и алгоритмам деятельности, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Виды односоставного предложения».

1.Регулятивные:

формирование навыков решения практической задачи (определение видов Од. П.; ОВЗ -  нахождение местоимений) индивидуальным образом. Формирование умений работать по алгоритмам, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере тем:«Виды односоставных предложений», «Роль личных местоимений».

2.Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

3.Познавательные:

Общеучебные: уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

9

Самостоятельная работа.

1.Образовательная:

формирование умения применять полученные знания на практике.

2.Методическая:

включать в учебную деятельность по реализации алгоритмов устного и письменного ответов учащихся.

3.Организационно-рефлексивная:

создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового учебного материала.

Работа с тестами  вариант 1стр.59

-  Работа с учебником

Упр150  подчеркнуть местоимения, заменить именами существительными и отгадать загадки.

1.Предметная:

формирование умения применять полученные знания на практике.

2.Регулятивные.

формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным образом.

3.Личностные.

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

 

10

Рефлексия учебной деятельности

1.Организационно-методическая:

проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных индивидуальных достижений учащихся.

Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений

Учитель психологии:

Работа с индивидуальными карточками «Сам оцени себя»

Слайд 8

Великолепно работал! Доволен своими результатами (5)

Многое у меня получилось, значит и то, что не получилось, я смогу! (4)

Я мог бы лучше! Надо подумать, что мне помешало!(3)

(с выбором смайликов)

Учитель включает аудиозапись «Песни о дружбе».

слова М.Пляцковского,

музыка Б.Савельева

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая саморегуляция оценки – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.

урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Урок русского языка. Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения". (Учебник Бархударова.)...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...