Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветы—роскошный дар природы Роль имени прилагательного в текстах – описаниях
Я - часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. О.Головко Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето, Праздничная ель, Весенняя капель Всё ты можешь описать И красиво показать.
ромашка Ромашка аптечная - однолетнее травянистое растение высотой 10-40см, с прямостоячим, разветвленным, бороздчатым стеблем. Листья дважды-, трижды- перисторассеченные с нитевидными долями, сидячие. Соцветия — верхушечные корзинки с длинными цветоножками. Внутренние цветки трубчатые, желтые, обоеполые, очень мелкие. Ложе соцветия сильно выпуклое, коническое, внутри полое (пустое). Плод—продолговатая бурая семянка. Цветет в мае — августе .
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ИЗ ТЕКСТА однолетнее растение травянистое растение с прямостоячим бороздчатым стеблем нитевидными долями верхушечные корзиночки цветки трубчатые цветки обоеполые продолговатая семянка
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ( вид прилагательных) точность, однозначность; конкретность; бесстрастность (отсутствие эмоций, авторского Я.) Прилагательные – термины, грамматические (логические) определения
Ромашка …Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнышко с белыми лучами. Ю. Яковлев
Ромашка Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Бежит везде за нами вслед, Своя, а не прихожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый желтый глаз Через ресницы белые. Она в лугу, она в лесу И рядом – на обочине. По всей земле ее красу Ветра рассредоточили. По всем полянам и полям Ромашка с мая месяца На счастье вам, на радость нам Растет, цветет и светится. М.Дудин
Прилагательные из текстов тёплый летний снег белое колёсико с жёлтой сердцевиной маленькое солнышко с белыми лучиками на солнышко похожая бросает взгляды смелые весенний жёлтый взгляд через ресницы белые
Ромашка выделяет свойства, качества, признаки передаёт отношение автора (восторг, любовь), впечатление заражает настроением создаёт яркий художественный образ Прилагательное – художественное определение Художественное описание (художественный стиль)
Имя прилагательное Грамматическое (логическое) определение Научное описание Научный стиль Художественное определение Художественное описание Художественный стиль
А. Платонов «Неизвестный цветок»
А. Платонов «Неизвестный цветок» Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали. А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка , впилось ими в камень и в глину и стало расти.
чёрная добрая -плодородная тонкие волоски корешка -корневые волоски
А. Платонов «Неизвестный цветок» Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя…не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра , и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; ив тех пылинках находилась пища цветку , но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
А. Платонов «Неизвестный цветок» Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
А. Платонов «Неизвестный цветок» В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали. А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Проверка чёрная, влажная земля голый каменный пустырь чёрная добрая земля тонкие волоски корешка
А. Платонов «Неизвестный цветок» Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя…не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Проверка маленький цветок пылинки с чёрной тучной земли сухие, чёрные земляные пылинки мёртвая глина утреннего солнца
А. Платонов «Неизвестный цветок» Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.
Прилагательные из текстов чёрная, влажная земля голый каменный пустырь чёрная добрая земля тонкие волоски корешка маленький цветок пылинки с чёрной тучной земли сухие, чёрные земляные пылинки мёртвая глина утреннего солнца Маленький цветок, голый камень сухая глина синяя, красная, голубая жилка золотого цвета цветок слепой
Строение цветкового растения цветок плод стебель лист корень ? корень ? лист ? стебель ? плод ? цветок сильный заботливый бархатный шёлковый тонкий хрупкий крупный долгожданный весёлый запоздалый нежный
Не рви цветов Не рви цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад! Ведь у тебя, малютка, Есть дома много роз… А здесь вот незабудка, Вот ландыш, полный слез; Левкой – такой душистый, Горошек, резеда, Ромашки серебристой Пахучая гряда… И с нивы занесённый Прелестный василёк, И мак кичливо-сонный, И белый-белый дрок. Не рви ж цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад Л.Чарская
Язык цветов родился на Востоке... Его создали женщины, любя. Они хотели яркие восторги Дарить любимым, красок не щадя... Если ты сегодня загрустила , Примула печали утолит. Флокс тебя наполнит тайной силой, А подсолнух – солнцем озарит! Если час свиданья наступает, Колокольчик время сообщит. Незабудка память освежает, А бессмертник – доброту хранит . Львиный зев обозначает славу, Васильки – доверие и кров. На ромашке нагадаешь правду, Роза щедро дарит нам любовь... Ландыш нам приносит обновление. Лилия нам дарит чистоту! Маргаритка дарит вдохновение, А гвоздика – страсть и остроту.... Сколько же цветов прекрасных, ярких! Сколько тайн они в себе хранят? Пусть их будет больше – нежных, жарких. Пусть нам дарят все цветы подряд
Домашнее задание Сочинение-миниатюра (рассуждение с элементом описания) на тему « Цветы - украшение нашей жизни »
ЦВЕТЫ – ПРЕКРАСНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ ДУША ЗАВЯЛА БЫ БЕЗ НИХ Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"
Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»
Cистематизация материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"
Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном"
Технологическая карта урока с элементами исследовательской работы, мини-проекта, работы с текстом, самостоятельной работы и др. формами....
Технологическая карта урока родного языка (татарского) в 6 классе на тему "Степени сравнения имен прилагательных"
Урок с использованием технологии смешанного обучения (модель "Ротация станций")...