Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Cистематизация  материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок русского языка и биологии по теме

      "Цветы — роскошный дар природы»

Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»

( тему урока ученики формулируют самостоятельно после проверки домашней работы)

Ключевые слова: имя прилагательное, эпитет, метафора, научный стиль речи, художественный стиль речи, описание (тип речи)

Тип урока: обобщающий урок.

Форма урока: практикум (групповая работа)

Обучающие цели: систематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации биологического явления;

углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные.

Воспитательные цели: воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к окружающей природе.

Развивающие задачи:  развитие логического мышления (умения сопоставлять языковые факты и примеры; умения наблюдать, обобщать, делать выводы);способствовать художественно-эстетическому развитию школьников, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово (музыкальное сопровождение - презентация “Вальс цветов”)

-  Сегодня мы проведём необычный урок – бинарный (интегрированный) урок русского языка, литературы и биологии.

Учитель русского языка:

Цветы нам дарят вдохновенье

Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!

И остаётся прочно с нами,
Всё то, что связано с цветами,
В них растворились краски звёзд,
И мир любви без мук и слёз!

так   поэт Марк Львовский отзывался о необыкновенном воздействии цветов на человека. Действительно, цветы – символ радости, любви, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей и просто хорошего настроения. Сегодня мы выясним, какова роль имени прилагательного в создании художественного описания цветов…

Учитель биологии: …а также при характеристике цветкового растения.

Р.яз.: Запишите число, а тему урока запишем после проверки домашнего задания).

3. Реализация домашнего задания

- Каждой творческой группе для исследования были представлены тексты. (Приложение 1)

-Вы дома заполняли таблицу, прочитайте прилагательные, которые вы выписали из текста.

- Определим, какую же роль выполняют эти  имена прилагательные в тексте?

1)Какое это описание?

2)К какому стилю относятся эти прилагательные – термины?

Прилагательные из текста

Характеристика прилагательных
(вид прилагательных)

Вывод
(стилевая принадлежность)

Текст №1 (группы 1, 4)

однолетнее растение

травянистое растение

с прямостоячим

бороздчатым

нитевидными долями

верхушечные корзинки

цветки трубчатые

цветки обоеполые

продолговатая семянка

- точность, однозначность;

- конкретность;

- бесстрастность (отсутствие эмоций, авторского Я).

3)Какие это прилагательные?

Прилагательные – термины, грамматические (логические) определения

Научное описание (научный стиль)

Б.: В каких текстах мы встречаемся с такими прилагательными?

(В учебниках биологии, энциклопедиях, справочниках)

- Выписать прилагательные вместе с существительными  из текста.

-Какие средства художественной выразительности использует автор во    втором и третьем тексте?

- Какой образ они создают?

Текст №2 (группы 2, 5)

тёплый летний снег

белое колёсико с жёлтой сердцевинкой

маленькое солнышко с белыми лучами

- оксюморон,

-метафорический эпитет,

- выделяет свойства, качества;

- передает отношение автора (восторг, любовь);

- заражает настроением;

- создает яркий образ

Прилагательные – художественное определение

 Художественное описание (художественный стиль)

Текст №3 (группа 3)

на солнышко похожая

бросает взгляды смелые

весенний жёлтый глаз

через ресницы белые

- сравнение,

- метафорический эпитет,

- создает яркий художественный образ прекрасного цветка

Прилагательные – художественное определение

Художественное описание (художественный стиль)

4) Какую роль выполняют прилагательные   во втором и в третьем тексте?

5)Какое это описание?

6)К какому стилю относятся?

-Итак, определите тему нашего урока.

Р.яз.: Запишите тему урока: «Цветы — роскошный дар природы,». «Роль прилагательного в текстах-описаниях» (записывается после проверки домашнего задания).

Р.я.:  Какова же роль имени прилагательного в речи? (Имена прилагательное является основным средством создания описаний как в научном, так и в художественном стиле)

4. Работа с текстом А. Платонова

Р.яз.: Вспомните прочитанную нами сказку-быль А.Платонова “Неизвестный цветок”. Кто бы мог подумать, что в этом тексте скрывается биологическая тайна?!

Б.: Каждой творческой группе даны тексты-отрывки из этой сказки-были (Приложение 2). Прочитайте отрывок текста:

(Группы 1, 4)

В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Р.яз. Выпишите из текста выделенные словосочетания.

Б.:  А теперь замените  эти словосочетание “черная добрая” подходящим по смыслу биологическим термином. (Плодородная)

Б.: Каким прилагательным можно заменить словосочетание “тонкие волоски корешка”? (Корневые волоски)

Б.: Какой процесс описан в последнем предложении? (Прорастание семян)

(Группы 2, 5)

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Б.: Обратите внимание на выделенные предложение “Он поднимал листья против ветра,…

-Вспомните строение листа. Каким должен быть лист, чтобы он мог подниматься против ветра? (Черешковый)

Б.: Замените словосочетание “пища цветку” подходящим по смыслу биологическим термином. (Корневое питание)

(Группа 3)

Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья  голубая  или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

Б.: Обратите внимание на выделенные слова?

    -Какого цвета должны быть листья растений? (Зеленого)

Б.: Как называется ткань, в которой происходит процесс фотосинтеза?

Б.: Почему изменилась окраска листьев?

Б.: Мы можем сделать вывод: в художественном тексте мы нашли биологический смысл.

Р.яз.: Но А.Платонов создаёт чудесный художественный образ, обращаясь к другому значению слова “цветок”.  В художественном произведении непосредственную ценность для нас представляет образ-символ.

- Каким же рисуется цветок?

-Как прилагательные помогают писателю в создании художественного образа?

-Исследованием этого вопроса и займётесь вы в ваших творческих группах.

Каждому ряду даны тексты.

- Выпишите из отрывков, предложенных вам, прилагательные вместе с существительными в таблицу в левый столбик, а образ, который рождается благодаря этим частям речи, опишите во втором столбике.

-Какие средства художественной выразительности использует автор?

- Какую роль играют прилагательные в тексте, какую атмосферу помогают создать?

-Какой же образ рождается благодаря этим частям речи в первом тексте?

-Какую атмосферу помогают создать прилагательные во втором тексте?

-Какая рисуется  картина?

№1 (гр. 1, 4).

Чёрная, влажная земля

Голый каменный пустырь

Чёрная добрая земля

Тонкие волоски корешка

Явное противопоставление (чёрная, добрая – голый каменный) – антитеза.

Метафорический эпитет – оживление картины

Т.о. автор изображает борьбу цветка за жизнь, стремление к жизни

№2 (гр. 2, 5).

Маленький цветок

Пылинки с чёрной тучной земли

Сухие, чёрные земляные пылинки

Утреннего солнца

Прилагательные помогают создать напряжённую атмосферу борьбы маленького цветка за жизнь – картина эмоциональная.

Т.о. автор заставляет читателя переживать за судьбу цветка, не оставаться равнодушным

№3 (гр. 3).

Маленький цветок

Голый камень

Сухая глина

Синяя

Красная

Голубая жилка

Золотого цвета

Цветок слепой

?-Какую картину помогают увидеть прилагательные?

Трудности жизни цветка, испытания жизни – выживание!

Цветовые эпитеты – страшная красота от недостатка пищи

Картина вот-вот начала обретать цвета, но и видеть их цветок не имеет возможности: он “слепой”.

?- На что стремится обратить наше внимание автор?

Т.о. жизнь = страдание, борьба, выживание. Автор стремится обратить наше внимание на окружающий нас мир

Итак, какую же роль играют прилагательные в тексте?

- Действительно, прилагательные помогают писателю в создании яркого художественного образа

Р.яз.: О жизни цветов говорил и В.Жак, стихотворение которого послужило нам для создания загадки. Отгадайте её!

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко.
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается,
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.

Б.: Правильно – это корень.

-У вас на столах лежат загадки об органах цветкового растения. Отгадайте их, заполняя таблицу “Органы цветкового растения”. (Приложение 3 ).

Для группы №1.

 Не рыли, не бурили, а воду добыли. (Корни)

Б.: Охарактеризуйте корень растения с помощью прилагательных (главный, боковой, придаточный)

Для группы № 2. Растут — зеленеют, 
Упадут — пожелтеют, 
Полежат — почернеют. (Листья)

Б.: Охарактеризуйте лист растения с помощью прилагательных. (Простой, сложный, черешковый, сидячий)

Для группы №3. У мамы дочки на шнурочках. (Стебель)

Б.: Охарактеризуйте стебель растения с помощью прилагательных (прямостоячий, вьющийся, ползучий)

Для группы №4. 

Красна, сладка, душиста,

Растёт низко, к земле близко. ( клубника, земляника)

 Б.: Охарактеризуйте плод растения с помощью прилагательных. (Cухой, сочный, односемянный, многосемянный)

Для группы №5. 

На зеленом шнурочке 
Белые … (
цветочки)

 Б.: Охарактеризуйте цветок растения с помощью прилагательных. (Правильный, обоеполый, раздельнополый)

Р.яз.:  В текстах какого стиля встречаются прилагательные, которые вы подобрали? (Научный. Это грамматические (логические) определения)

- Помогают ли они создать художественный образ?  (Нет)

- Подберите художественные определения (эпитеты) к этим же словам-терминам.  (1 группа – корень сильный, мощный, заботливый… 2 группа – лист бархатный, шёлковый, трепещущий… 3 группа – стебель хрупкий, стройный, изящный… 4 группа – плод долгожданный, ароматный… 5 группа – цветок приветливый, привлекательный, весёлый…)

Р.яз.: В каких текстах мы можем увидеть такие прилагательные?                   (В текстах художественного стиля для создания яркого эмоционального художественного образа; в произведениях литературы – учимся видеть образы-символы и понимать автора)

Р.яз.: С какой целью писатели, с произведениями которых мы работали, стремятся создать яркий художественный образ цветка в текстах? (Обращаются к читателю, стремясь пробудить живой интерес к теме природы. Мы не должны быть равнодушными к проблеме сохранения жизни на планете)

5. Работа с поэтическим текстом.

- Лидия Чарская тоже не осталась равнодушной к этой проблеме. Послушайте стихотворение “Не рви цветов” и постарайтесь определить основную мысль этого текста, а также выяснить, как прилагательные помогают автору её выразить.

-Какие средства художественной выразительности использует автор?

Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад!

Ведь у тебя, малютка,

Есть дома много роз…

А здесь вот незабудка,

Вот ландыш, полный слез;

Левкой – такой душистый,

Горошек, резеда,

Ромашки серебристой

Пахучая гряда…

И с нивы занесённый

Прелестный василёк,

И мак кичливо-сонный,

И белый-белый дрок.

Не рви ж цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад. 

(Эпитеты помогают автору “нарисовать” живую, объёмную картину цветущего сада: мы и видим ее (цветовые эпитеты), и чувствуем настроение (эмоциональные эпитеты), и ощущаем запах, аромат цветов, а также нам вполне ясно отношение автора к описываемому образу многоцветного сада – его не оставляет равнодушной эта удивительная по красоте картина. Метафорический эпитет словно вносит оживление в описываемую пейзажную зарисовку. А повтор “Не рви цветов” свидетельствует о позиции автора – защитника мира живой природы).

Р.яз.: Так поэт вновь обращает внимание читателей на прекрасное вокруг нас, и мы не должны забывать о том чудесном мире, который нас окружает. Что нам стоит просто обратить внимание на цветок, на ветку деревца, на лес вдалеке, помочь им, вспоминая о Неизвестном цветке из сказки-были Платонова. Если мы научимся видеть, любить, ценить эту красоту, то сможем и сберечь её.

Б.: Каждый цветок как упавшая с неба звезда. Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни. Цветы украшают Землю уже 125 млн. лет. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

      Р.яз. А ещё у цветов  есть свой язык. В Викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.

И вот как замечательно повествует нам о старинной традиции разговаривать цветами волгоградская поэтесса, наша современница Татьяна Лаврова. Послушайте стихотворение “Язык цветов ” и постарайтесь определить основную мысль этого текста.

Язык цветов родился на Востоке...
Его создали женщины, любя.
Они хотели яркие восторги
Дарить любимым, красок не щадя...
Если ты сегодня загрустила,
Примула печали утолит.
Флокс тебя наполнит тайной силой,
А подсолнух – солнцем озарит!
Если час свиданья наступает,
Колокольчик время сообщит.
Незабудка память освежает,
А бессмертник – доброту хранит.
Львиный зев обозначает славу,
Васильки – доверие и кров.
На ромашке нагадаешь правду,
Роза щедро дарит нам любовь...
Ландыш нам приносит обновление.
Лилия нам дарит чистоту!
Маргаритка дарит вдохновение,
А гвоздика – страсть и остроту....
Сколько же цветов прекрасных, ярких!
Сколько тайн они в себе хранят?
Пусть их будет больше – нежных, жарких.
Пусть нам дарят все цветы подряд!

6. Подведение итогов. Задание на дом. (Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветов»

Р.яз.: Сегодня на уроке мы определили роль имен прилагательных в речи. Оказывается, даже на уроках биологии без прилагательного не обойтись! С помощью слов этой части речи мы можем дать подробную, точную характеристику предмета (в научном стиле), а также представить выразительное, эмоциональное описание чего угодно (художественный стиль)!

Дома напишите сочинение -рассуждение с элементом описания на тему “Цветы - украшение нашей жизни ”.

Приложение 1

Текст1 (группы 1, 4) Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение высотой 10—40 см, с прямостоячим, разветвленным, бороздчатым стеблем. Листья дважды-, трижды-перисторассеченные с нитевидными долями, сидячие. Соцветия — верхушечные корзинки с длинными цветоножками. Внутренние цветки трубчатые, желтые, обоеполые, очень мелкие. Ложе соцветия сильно выпуклое, коническое, внутри полое (пустое). Плод —продолговатая бурая семянка. Цветет в мае — августе.

Текст 2 (группы 2, 5) …Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнышко с белыми лучами. (Ю. Яковлев)

Текст 3 (группа 3)

Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые,
Она в лугу, она в лесу
И рядом – на обочине.
По всей земле ее красу
Ветра рассредоточили.
По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растет, цветет и светится. 
(М.Дудин “Ромашка”)

Приложение 2

А.Платонов.
“Неизвестный цветок

(Группы 1, 4) Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

(Группы 2, 5) Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя…не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

(Группа 3) Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

                                                                                                                                          Презентация

                                                                                          Приложение 3

    Строение цветкового растения

Биологическое описание

Художественное описание

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.

Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по теме " Понятие об имени прилагательном"

Материал урока помогает учащимся расширить и закрепить знания об имени прилагательном....

План - конспект урока русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока:"Вопросительные предложения".

Закрепление знаний о различных по интонации предложениях.Развитие умения правильно передавать интонацию вопросительного предложения, строить и записывать вопросительные предложения с использованием во...