Урок русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Горшунова Галина Витальевна

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. Урок для 6 класса, но можно использовать в 5 классе для обобщения изученного в разделе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_5-6kl.docx19.99 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 287 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Учитель: Горшунова Г.В.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока: урок повторения материала с использованием игровых моментов.

Технология урока: использование в обучении игровых методов, беседа, диалог, частично-поисковый метод, метод самопроверки.

Тема: Имя существительное.

Цель: повторить теорию о морфологических  признаках имени существительного, обеспечить преемственность с изучением последующего материала.

Задачи:  уметь находить существительные в тексте, определять их признаки (род, склонение, падеж); понимать синтаксическую роль существительных; уметь  работать в команде, уважать мнение других, не перебивать.

Конспект урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие. Запись в тетрадях( число  и классная работа).

  1. Формулирование темы урока.

Ребята, отгадайте загадку: Я в языке одни предметы называю,

                                  Запомните, друзья, - вот главный мой секрет;

                                  Когда процесс и признак я обозначаю,

                                  То их всегда вам представляю как предмет.

Ответ: имя существительное.  Ответ на загадку является темой нашего урока. Запишем её в тетради (слайд 1).

  1. Сообщение цели урока.

Сегодня мы вспомним изученный ранее материал, чтобы после расширить своё представление о морфологических признаках имени существительного.  Но сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие и урок-соревнование. Каждый ряд является отдельной группой путешественников. Посмотрим, кто из вас доберётся до финиша с лучшим результатом.

  1. Актуализация знаний в игровой форме.

Итак, мы отправляемся. Отправляясь в путешествие, мы собираем багаж. Нашим багажом будут знания. Команды готовы? Начинаем с разминки. За каждый правильный ответ получаем 1 балл.

- Что такое имя существительное? (Самостоятельная часть речи)

- Что обозначает? (предмет)

-На какие вопросы отвечает?

- Зачем 2 вида вопросов? (Для одушевлённых и неодушевлённых существительных)

- Как изменяется имя существительное?(по числам и падежам)

- Кто сказал «по родам»? Назовите род существительного  (слайд 2).

Подведём итоги, какая команда собрала более полный багаж?

  1. Повторение материала.

А)Двигаемся дальше.  С нашим багажом мы садимся на поезд. Чей состав придёт на станцию быстрее? (Слайд 3, 4).

Можно выписать слова по группам  1-й ряд – мужской род, 2-й – женский, 3-й – средний, или распределить все слова на 3 столбика ( в Зависимости от подготовленности и работоспособности класса). Слушаем ответы учеников, проверяем  (Слайд 5). Дополнительные вопросы (слайд 6).  Подводим итоги.

Б) Поезда прибыли на конечную станцию. Перед нами горы. Сможем ли мы преодолеть это препятствие? (Слайд 7)

 Опрос.

- Что значит  склоняться? (изменяться по падежам)

         - Сколько склонений у  существительного?

        - Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко  2-му? К 3-му? (За каждый правильный ответ  получаем 1 балл).

В путь! Мы отправляемся через горы. Слайд 8.  Предложенные на слайде слова напечатать на карточках  и поместить на доске. Ученики должны распределить их на 3 столбика в соответствии со склонением. Каждый ряд выбирает карточки со словами своего склонения.  Дети выходят к доске по одному, берут одну карточку и прикрепляют в свой столбик.  Если ученик заметил ошибку, то  может исправить её ( например убрав из своего столбика карточку с другим склонением  в общую группу). Побеждает команда, выполнившая работу быстро и правильно.

Слайд 9 позволяет ещё раз проверить правильность выполнения работы.

Если было много ошибок, то стоит повторить, как определить склонение существительного ( только по начальной форме ( т.е. форме ед. ч., им. Пад.)!).

        В) Перед нами море Безграмотности (слайд 10). Наша задача переплыть  его и не утонуть.

Пишем диктант. Затем учащиеся проверяют себя по слайду 11.  Исправляют и комментируют допущенные ошибки. За правильные объяснения получают по 1 баллу.

Устный опрос (слайд 12).

  1. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итоги. Считаем полученные баллы (индивидуально и в команде) Награждение  команды и ребят в личном первенстве.

Слайд 13. Отгадываем загадку. (Ответ: оценка)  Каждый ученик самостоятельно оценивает свою работу на уроке и составляет отзыв о занятии (понравилось или нет, что было сложным и т.п.)

  1. Домашнее задание

На усмотрение учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное Учитель Горшунова Г. В. ГБОУ СОШ № 287 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Имя существительное кто ? кого? кому? кем? о ком? что? чего? чему? чем? о чём? часть речи предметы одушевлённые неодушевлённые единственного и множественного числа женского рода мужского рода среднего рода (она моя) (он мой) (оно моё)

Слайд 3

Задания по группам

Слайд 4

Запишите слова, определите род имен существительных . Бандероль , дитя, ваниль , гантель , лебедь, мозоль , трюфель , тюль, шампунь, р ояль , туфли, полотенца , ворота, кофе, небеса , жюри , насекомое , ладонь, какао, брюки.

Слайд 5

Проверим себя! Мужской род – кофе, лебедь, рояль, трюфель, тюль, шампунь. Средний род – полотенца, небеса, жюри, насекомое, дитя, какао. Женский род – бандероль, ваниль, гантель, мозоль, ладонь, туфли.

Слайд 6

Какие слова не выписали? Почему? Брюки, ворота – употребляются только во множественном числе. Какой ещё морфологический признак отсутствует у этих слов? Склонение.

Слайд 7

По склонам знаний к вершинам склонений!!!

Слайд 8

1-е скл . 2-е скл . 3-е скл . Фамилию кафелю брошь семьёй корабля мебелью задач видением боли дяде вестибюля соль скамью повидлом площадью пальмой портфель тетради имени знамени

Слайд 9

1-е скл . 2-е скл . 3-е скл . скамью портфель площадью задач повидлом соль семьёй вестибюля тетради дяде видением боли Фамилию кафелю брошь пальмой корабля мебелью

Слайд 11

Д иктант Зима. На каждой тропинк Е лежит снег. СтволИки берёз покрылись инеем. Всё замЕрло . Но вот по ветк Е скачет белка. Из норк И выглЯнул мышОнок . Медведь ворочается на своей постел И . Клёст кормит птенцОв в гнёздышк Е . Не пугай, зима, стужей!

Слайд 12

Синтаксическая роль имён существительных. 1. Клёст кормит птенцов в гнёздышке. 2. Не пугай, зима, стужей. Зима – обращение. Какими ещё членами предложения могут выступать имена существительные? Приведите примеры .

Слайд 13

«Матрёшка» Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале.

Слайд 14

До свидания!!! Спасибо за урок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

План-конспект урока русского языка "Существительные с шипящим на конце"

План-конспект урока русского языка в 6 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью по теме "Существительные с шипящим на конце"...

Урок русского языка в 6 классе. "Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные".

Урок поможет детям изучить непростую тему, откроет новые возможности. Разнообразные задания позволят совершенствовать навыки при изучении существительного....