Презентация к уроку русского языка "Существительные одушевлённые и неодушевлённые"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я очень впечатлительное Имя ___________________. Отвечаю я легко На два вопроса: _____? и _____? Обозначу все ____________: Кто? Ворона. Что? Кометы. Дом, окно, труба и печка… Я являюсь частью______. В предложенье надлежаще Чаще буду _______________. И другое есть уменье – Я могу быть ______________. существительное Кто Что предметы речи подлежащим дополнением
Существительное
КТО? ЧТО?
белка стол снеговик толпа апельсин пенал человек мертвец ваза О Н Лингвистическая задача.
белка стол снеговик толпа апельсин пенал человек мертвец ваза О Н ? ? ?
Тема урока: ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
1. Прочтите текст былички А.С. Пушкина «Утопленник». Расставьте знаки препинания. Выпишите в столбик имена существительные. Прибежали в избу дети Второпях зовут отца Тятя тятя наши сети Притащили мертвеца
Эталон Прибежали в избу дети , Второпях зовут отца : « Тятя ! Т ятя ! Н аши сети Притащили мертвеца !»
Дети (в) избу отца тятя сети мертвеца
2 Определите род, число и падеж этих существительных.
Дети - ср.р., мн.ч., И.п. (в) избу – ж.р., ед.ч., В.п. отца – м.р., ед.ч., Р.п. сети – ж.р., мн.ч., И.п. тятя – м.р., ед.ч., И.п. мертвеца – м.р., ед.ч., Р.п. Сравните с эталоном
Тятя – отец ( просторечие ) Мертвец - умерший человек; покойник. (Словарь Ожегова)
П адеж Мн. число Мн. число Мн. число одушевлённое неодушевленное ? И.п. отцы плоты мертвецы Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Вывод: Лингвистическое исследование
Проведём наблюдения. Сделаем выводы П адеж Мн. число Мн. число Мн. число одушевлённое неодушевленное ? И.п. отцы плот ы мертвецы Р.п. отц ов плотов мертвец ов Д.п. отцам плотам мертвецам В.п. отц ов плот ы мертвец ов Т.п. отцами плотами мертвецами П.п. об отцах о плотах о мертвецах Вывод: Р.п.=В.п. И.п.=В.п. Р.п. =В.п.
Выводы: 1. Р.п., мн.ч. = В.п. мн.ч . – одушевлённое сущ. 2. И.п., мн.ч = В.п. мн.ч . – неодушевлённое сущ. 3. Мертвец – одушевлённое существительное.
Снеговик ? Толпа ?
ОДУШЕВЛЁННЫЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ 1. Боги и мифически существа, представляемых как живых : леший, домовой, русалка… 1. Предметы неживой природы: камень, цветок, дерево, море, снег. 2 . Названия шахматных и карточных фигур : туз, дама, король, конь, слон… 2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка 3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрешка, неваляшка, робот. 3. Существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк. 4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит). 4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран. 5. Названия рыбных блюд : шпроты, килька 6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь.
Игра – физминутка «Одушевлённое и неодушевлённое» Если на картинке существительное одушевленное, то хлопаем в ладоши, неодушевлённое – подпрыгиваем.
Иллюстрация к какой сказке?
«Пузырь, Соломинка и Лапоть» Как называется литературный приём, когда в произведении чувствами, чертами и эмоциями живых людей наделены неживые предметы?
Олицетворение Ваши примеры из литературных произведений
Лингвистическая игра «Живая вода» Образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные от неодушевлённых Сила -… Работа - … Футбол - … Пожар - … Лес - … Лыжи - … Бокс - … Хоккей - …
Сравните с эталоном Силач Работник Футболист Пожарник Лесник Лыжник Боксёр Хоккеист
Обогащаем словарный запас. Как вы думаете, данные ниже существительные являются одушевлёнными или неодушевлёнными? ТРЕНЧИК АНЧУТКА ТЮТЕЛЬКА Легко ли определить? Почему?
Справка ТРЕНЧИК – узкий ремешок, колечко из кожи на ремне для удержания свободного края АНЧУТКА – «чертёнок», древнее название беса ТЮТЕЛЬКА – совершенно точно, точь-в-точь.«Удар, попадание» мастера топором в одно и то же место («тютелька в тютельку») Выводы .
Работа с учебником. С. 51., упр.486. В левый столбик выписываем существительные одушевлённые, а в правый – неодушевлённые.
РЕФЛЕКСИЯ 1 . Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)___________________________________ 2.Научился(лась)(чему?)__________________ 3. Неожиданным для меня сегодня стало(что?) ______________ 4. Стало интересным (что?) _____________ 5. Мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ________________________________________
Д/з Упр. 488 стр. 51 учебника * Сочините небольшую сказку, используя приём олицетворение
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДОБРОГО ДНЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Презентация к уроку русского языку в 5 классе по теме " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...
Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс
Цель урока: формировние представления о лексическом и грамматическом богатстве имени существительном....
Открытый урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Открытый урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...
Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс
Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс...
Открытый урок на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)
Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного,расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных...
Презентация к уроку на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....
Урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" 5 класс
Урок русского языка по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"....