Урок русского языка в 6 классе. "Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок поможет детям изучить непростую тему, откроет новые возможности. Разнообразные задания позволят совершенствовать навыки при изучении существительного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odna_iz_tayn_russkogo_yazyka_raznosklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные».
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.
- Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
- Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомить с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять.
Метапредметные:
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного.
Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы.
Оборудование: учебник
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Звенит звонок, зовет звонок
Пора нам начинать урок.
А еще желательно
Делать все внимательно!
Запишите в тетрадях число, классная работа. Оставьте место для темы урока пока пустым.
2. Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос:
-Ребята, скажите, пожалуйста, какие орфограммы мы с вами изучали на прошлом уроке? («Буква е-и в падежных окончаниях существительных», «Буква и в окончаниях существительных на –ия, -ие, -ий», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»)
-Скажите, какие окончания пишутся в родительном, дательном, предложном падежах у существительных разных склонений? (учащиеся рассказывают правило, опираясь на табличкуна стр. 36 учебника)
-В каких случаях пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих, а в каких – нет? (если ж.р., то пишется, если м.р. или род.п. мн ч, то не пишется). Приведите примеры.
Цифровой диктант:
-Ребята, я буду говорить слово, а ваша задача – написать только цифру склонения, к которому оно относится. (один человек работает на закрытой части доски)
Облако, санаторий, куст, лось, печаль, пижама, пауза, туман, дочь, стекло, шинель, корзина, земля (ответ: 2222311232311)
-А теперь обменялись тетрадями и проверили соседа. Оцениваем так: без ошибок –
1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше 5 ошибок –« 2».
3. Актуализация знаний, постановка целей и задач урока.
Распределительный диктант.
Распределите слова по типам склонения в три столбика в тетради:
Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, земля, степь, всадник, дорога, лошадь, время, пламя
-Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему? (выслушиваются версии учеников)
-Совершенно верно, слова время и пламя по роду вроде как 2 склонение, но у них окончание – -я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения.
- Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать? Разносклоняемые.
Запишите тему нашего урока «Разносклоняемые существительные».
-Что мы должны узнать на уроке?
-Чему должны научиться? (узнать какие существительные являются разносклоняемыми, находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова).
4. Первичное закрепление знаний.
- При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми.
-К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на -МЯ, только не путайте с окончанием.
-Я не буду вам их просто так перечислять, вы сами должны будете выписать их в тетрадь из стихотворения, которое я вам прочту.
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
А у коровы полно вымя.
Её надо подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая ссоры пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
- Какие же слова на –МЯ вы выписали?
Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать об их значении? ( в толковом словаре)
Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.)
Племя — в обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство.
Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
Работа с учебником:
Задание: прочтите материал п.78 учебника «Теория» с. 107, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?
-Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.
5. Творческая практическая деятельность
- Назовите еще раз слова, относящиеся к разносклоняемым существительным.
-Давайте возьмем слово «имя» и просклоняем его. (1 человек у доски склоняет)
-Что вы заметили при склонении этого слова? (у слова «имя» появился суффикс -ен-).
-Найдите в п.78 «Теории» образец склонения слова «время» - самого частотного разносклоняемого существительного. Прочитайте и запомните эти формы. В настоящее время в русском языке употребляется три варианта вопроса о времени: Который час? Сколько времени? Сколько время? Какой вопрос – отступление от нормы литературной речи? (Сколько время?)
6. Физкультминутка
-Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим детки,
Будто руки наши ветки,
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих.
Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
-Рассмотрите орфограмму на с.41 «Практики», о чем она говорит нам? ( «Буква е в суффиксе существительных на –мя»)
-Выполним упражнение 99 письменно, выпишите существительные в нужном падеже и обозначьте орфограмму. Упражнение 100, выпишите разносклоняемые существительные и объясните их правописание.
- А теперь я прочитаю вам стихотворение, ваша задача – вставить подходящие по смыслу разносклоняемые существительные.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .
7. Рефлексия
1. Сегодня на уроке мы изучали термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?
2. Назовите все разносклоняемые существительные.
3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
4. А что показалось вам простым и легким?
5 Удалось ли нам достигнуть цели урока?
8. Домашнее задание
П.78 учить, составить с каждым разносклоняемым существительным по одному
словосочетанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные".
тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...
Урок русского языка в 5 классе "Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!"
Конспект урока Приложение к уроку Презентация к уроку ...
Урок русского языка в пятом классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
Материал включает в себя конспект урока и презентацию к нему....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 5 классе по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...