Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge.docx64.35 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ

                                                                                Автор работы: Ситникова Елена Алексеевна

                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                       МБУ средней школы №91.

                                                                                       

Приёмы и методы работы с тестовыми заданиями , вызывающими затруднения.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая —придаточной.

Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов:

1) временные: когда, пока, лишь, только;

2) причинные: так как, потому что, ибо;

3) условные: если, коли;

4) целевые: чтобы;

5) уступительные: хотя;

6) следствия: так что;

7) сравнительные: как, словно, будто, чем;

8) изъяснительные: что, как, ли, чтобы.

Определение типа сложноподчинённого предложения происходит как по формальному основанию, так и по смысловому: учитываются средства связи и смысловые отношения главной и придаточной частей.

В большинстве случаев от главной части к придаточной может быть задан вопрос, который помогает выявить смысловые отношения между частями. Особую группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части или ко всей главной части в целом.

Придаточная часть может располагаться за главной частью, перед главной частью или внутри главной части, причем некоторые типы придаточных могут располагаться только после главных или определенных слов в главном предложении, расположение же других типов придаточных свободное.

В главной части могут быть указательные слова, которые показывают, что при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и местоименные наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие, которые выступают в паре с определенными союзами и союзными словами: то — что, там — где, столько — сколько и т. д. При определенных типах придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае придаточное относится именно к нему.
 

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к одному слову в главной части — существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного — и располагаются после этого определяемого слова.

Придаточные определительные присоединяется при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части:

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных определительных неосновными и всегда могут быть заменены основным союзным словомкоторый в определённой форме:

Парк, где (= в котором / = в парке) мы любили гулять, был больше похож на лес.

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой, например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который:

Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть — средство связи — союзное слово каким, являющееся определением.

Все кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) — средство связи — союзное слова что, являющееся подлежащим.

Отличие придаточных местоименно-определительных от собственно определительных заключается и в их способности располагаться перед главной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не — ли, ли — или, то ли — то ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.):

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) — средство связи — союзчтоб.

Я не знаю, хочу ли я идти с ними — средство связи — союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) — средство связи — составной союз что будто бы.

Я спросил, идет ли он со мной, или мне идти одному — средство связи — двойной союз ли — или.

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) — средство связи — союзное слово какой, входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) — средство связи — союз когда.

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части — глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия:

Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел.

Хорошо, что он пришел.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах:Я был рад тому, что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью:

Что он не придет, мне было ясно сразу.

Придаточные обстоятельственные

В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий(М. Ю. Лермонтов).

Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду (М. Ю. Лермонтов).

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынчекогда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов) — придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросыгде? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств:

А там, в сознании, где еще вчера было столько звуков, осталась одна пустота(К. Г. Паустовский).

                                  Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более чтои под.:

Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны (А. П. Чехов).

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека (Л. Т.)

                                  Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?:

Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.:

Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею (И. Ильф и Е. Петров).

А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский)

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы с какой целью? зачем? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только:

Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (М. Ю. Лермонтов).

В этих СПП иногда употребляется указательное слово затем:

Я приехал затем, чтобы объясниться.

Союзы, употребляющиеся в СПП с придаточными цели, часто бывают разделены запятой:

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие(Н. В. Гоголь).
 

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение — называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему?Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть),несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.:

На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером(Ф. Сологуб) — средство связи — союз хотя.

Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врожденного благородства (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное словокаковы, входящее в состав сказуемого.

Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) — средство связи — союзное слово сколько, являющееся обстоятельством.

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы:

Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.(Л. Н. Толстой)

Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.(А. Н. Толстой)

Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились, точно он хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой).

В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Придаточное образа действия отвечает на вопросы как? каким образом?, относится к одному слову в главной части — указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяется к главной части союзным словом как:

Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно (А. Н. Толстой)

Придаточные образа действия располагаются за главной частью.
 

Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами скольконасколько.

Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, стольи оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия:

Он стоял на такой высоте, что люди снизу должны были смотреть на него, закинув головы (Д. Мережковский).

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза (М. Булгаков).

Отдельную группу среди СПП с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам стольконастолько с помощью союзных слов скольконасколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия:

Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного — союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это:

И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово что, являющееся подлежащим.

Я здоров, чего (= этого) и вам желаю — средство связи — союзное слово чего, являющееся дополнением.

Он опаздывал, отчего (= от этого) мы не могли начать представление вовремя — средство связи — союзное слово отчего, являющееся обстоятельством.
 

Типы придаточных предложений в русском языке
 

тип прида-
точного

вопрос

связь присловная / неприсловн.

средства связи

указа-
тельные слова в ГП

пример

союзы

союзные слова

1. опреде-
лительное

какой?

сущ. или мест. в главной части

который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что

такой, тот

Тот дом, к которому мы шли, стоял на горе. Дом,что стоял на горе, был хорошо виден.

2. изъясни-
тельное

падеж-
ные вопросы

глагол, пред. наречие, сущ. со знач. речи, мысли, чувства

что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли

что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько

то (во всех формах)

Известие о том, что я приеду, его не обрадовало.Я не знаю,как ему об этом сказать.Надо, чтобыон пришел.

3. времени

когда, как долго, с каких пор, до каких пор?

 —

когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг

когда (если относится ктогда или др. наречию со знач. времени в главной части)

тогда

Когда она выходила из гостиной, в дверь позвонили.

4. места

где, куда, откуда?

мест. (см. указательные слова), наречие

 

где, куда, откуда

там, туда, оттуда

Я был там,где никто из вас не был. Пойду, кудаглаза глядят.

5. причины

почему, отчего?

 —

потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что

 

 

Я очень нервничал,так как был не до конца готов к ответу.

6. следствия

каково след-
ствие?

 —

так что

 

 

Было холодно, так что из дома мы не выходили.

7. условия

при каком условии?

 —

если (...то / так / тогда), когда (=если),коли, коль скоро, раз, в случае если

 

 

Если ты не позвонишь, я буду волноваться.

8. цели

зачем, с какой целью?

 —

чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только

 

затем

Они пришли,чтобыпроститься.

9. уступки

несмотря не что, вопреки чему?

 —

хотя (хоть),несмотря на то что, даром что, пусть, пускай

что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы) ни, сколько (бы) ни, как (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни

 

Хотя я болел, нозадание выполнил.Как я нистремился домой, поехать туда мне не удалось.

10. срав-
нения

как что, подобно чему?

 —

как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы

 

так

Листья зеленеют,словно их кто-то вымыл. Было так тихо,как бывает только в осеннем лесу.

11. меры и степени

в какой мере, степени?

мест. (см. указательные слова), наречие

что, чтобы,любой сравнительный союз

насколько, сколько

так, такой, настолько, (не) столько

Было так тихо, чтостановилось не по себе. Мы поднялись на такую высоту, чтозахватывало дух.

12. образа действия

как, каким образом?

так

 

как

так

Я всё сделал так, как ты мне сказал.

13. присое-
динитель-
ное

 —

 —

 

что (в любой падежной форме),отчего, почему, зачем

 

Отец долго не приезжал,что всех беспокоило. Я здоров,чего и вам желаю.

                                                      Практическая часть.

1.Пронумеруйте предложения в соответствии с их характеристиками.

1–придаточное времени

2 – придаточное места

3 – придаточное меры и степени

4 – придаточное образа действия

5 – придаточное цели

6 – придаточное причины

7 – придаточное следствия

8 – придаточное условия

9 – придаточное уступки

10 – придаточное сравнительное

1.К осени напишу в деревенскую контору мою, дабы тебе выдали некоторую сумму на первое прожитие в столицах.__ 2.И нужно же было случиться так, что вскоре после этого я встретил её в Иерусалиме у Яффских ворот!__3.Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, в концертах нас провожали взглядами.__4.Кабы правда полюбили, всё бы легче было...__5.Спрыгнув с лошади, я иду туда, где провожу все вечера.__6.С тех пор как их клали в такое же знойное утро, как и нынче, тысячи раз изменялось лицо земли.__7.Но я оттого свернул в эти просторные улицы в садах, что хотел взглянуть на гимназию.__8.Я считал его старым, невзирая на то что Лавру ещё и пятидесяти не было.__9.Он совершенно не заметил моего присутствия, ни разу даже не взглянул на меня, точно я и не был в вагоне.__10. Очаровательно смутилась, так что даже её смородинные глаза как будто на миг куда-то пропали.__

2.Укажите предложения, соответствующие данным характеристикам.

1. CПП с придаточным определительным.

А)Он забыл, какой адрес дал прочесть шофёру.

Б)Это ложь, что в театре нет ложь.

В)Среди его вещей были такие, которые он, должно быть, возил с собой давно-давно, не замечая их и не выбрасывая.

2. СПП с придаточным изъяснительным.

А)Пищу для него он выбирал лёгкую, чтобы мысль могла двигаться свободно.

Б)Невозможно было думать о том, как валялся на улице этот безобидный человек.

В)Он увидел, как сын медоленно покраснел.

3.СПП с придаточным места.

А)Он стал вслушиваться, стараясь понять, где он и почему на лоб легло что-то мягкое и холодное.

Б)Она попала не туда, куда метила.

В)Он вернулся в жизнь не стой стороны, откуда вышел.

4.СПП с придаточным времени.

А)Таково было первое впечатление, когда он увидел её.

Б)Она не могла вспомнить, когда впервые услышала его.

В)Когда проснулся, увидел опять голубой блеск русской осени.

5. СПП с придаточным причины.

А)В квартире у матери было не так холодно, как месяц тому назад.

Б)Он вскочил снова, чуть не упал, оттого что трамвай заворачивал.

В)В комнате было совершенно так, как если б он до сих пор в ней жил.

6.СПП с придаточным меры и степени.

А)Так неожиданно, так живо явился ему замысел этой книги, пока он сидел и ждал в отдельной комнате берлинсокй кофейни.

Б)На похоронах матери, едва спущен был гроб, он закурил папироску и ушёл под ручку с Ольгой Сократовной.

В)Она настолько свыклась с его принадлежностью Фёдору и отчасти ей, что подлинная его жизнь в прошлом представлялась ей чем-то вроде плагиата.

7. СПП с придаточным образа действия.

А)Это её так расстроило, что она заплакала.

Б)Верно, уже восьмой час, так как буфетчик зажигает керосиновые лампы.

В)Он положил в чай кусочек сахару и, грея бескровные, всегда зыбкие руки о стекло, смотрел, как поднимаются вузырьки.

8. СПП с придаточным условия.

А) Если они не захотят, мы их заставим силой.

Б)Если это начало, то его нельзя признать особенно утешительным.

В)Если Пушкин был гений, рассуждал он, дивясь, то как истолковать количество помарок в его черновиках?

9. СПП с придаточным уступки.

А)Несотря на невежественность, несмотря на скудность слов, Лужин таил в себе едва уловимую вибрацию, тень звуков, когда-то слышанных им.

Б) Хотя он из старой дворянской семьи, но его узкая профессия наложила на него некоторый оттенок.

В)Несмотря на то что Лужин гимназии не кончил, ничем другим не интересовался, кроме шахмат, она чувствовала в нём призрак какой-то просвещённости, недостающей ей самой.

10.СПП с придаточным следствия.

А)Не зная что делать с собой, он побрёл по тропинке вдоль реки.

Б)Однако квартиру он брал только с первого августа, так что ещё в течение месяца после отъезда Щёголевых Зина и жилец могли в ней оставаться.

В)Рукава теперь шьются так, что торсат выше плеч.

11. СПП с придаточным цели.

А)Но я не думаю, чтобы скоро могла быть речь о свадьбе.

Б)Не представляю себе, чтобы мы могли не быть.

В)Перевожу стихами, чтобы не было так скучно.

3.Исправьте ошибки в характеристиках предложений.

1.Вскоре узнали, откуда пришёл звук.

   СПП с придаточным места.

2.И это было так умопомрачительно, что Василисе сделалось нехорошо.

   СПП с придаточным изъяснительным.

3.Турбин молча склонил голову, чтобы не отвечать «так точно» в своём барашковом воротнике.

   СПП с придаточным образа действия.

4.Вся его фигура, губы и сладкий голос выразили живейшее желание, чтоб доктор Турбин оказался именно социалистом, а не кем-нибудь иным.

   СПП с придаточным цели.

5.Рукой он взмахнул, как будто желая вежливенько закрыть рот Турбину.

    СПП с придаточным сравнительным.

6.И чем больше веселился Княжевич, тем я становился, к удивлению моему, всё напряжённее.

    СПП с придаточным сравнительным.

7.Пусть меня потом хоть расказнят, но выдам вам пятьсот рублей.

    СПП с придаточным уступки.

8.Романус в кулисе шёпотом поздравил Патрикеева с тем, как он мужественно и правдиво возражал Владычинскому.

   СПП с придаточным изъяснительным.

9.Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади.

   СПП с придаточным сравнительным.

4. Найдите «третье лишнее» предложение и объясните свой выбор.

1._________________________________________________

 А)Мы с тобой сходим туда когда-нибудь, если будем в Марселе.

 Б)Не гневайтесь, государь, если моя мысль покажется вам глупой.

 В)Если на его мехе окажется несмываемое пятно, то он умирает от огорчения.

2._________________________________________________

А)Когда Мария переводила мне его, у неё на опущенных ресницах дрожали слёзы.

 Б)Всё это я вспомнил и испытал в тот день, когда в моём бараке на заводе мои сотрудники дали пышный обед мне и Марии.

 В)Когда кто-то из моих друзей намеревался поцеловать у неё руку, она не позволила.

3.__________________________________________________

 А)Вы говорите так, как будто «синьора» близка вам.

 Б)Она вдруг так похорошела, так порозовела и посвежела, ну вот как будто бы она в это утро каталась на коньках и пришла домой, вся благоухающая снегом и здоровьем.

 В)Знаешь ли, теперь мне всё чаще кажется, будто бы я всю жизнь искала только тебя.

4.__________________________________________________

 А)Я вдруг глубоко почувствовал, как я был неправ, скучен и назойлив.

 Б)И она никогда не тянула из жалости или по привычке выветривавшейся, нудной, надоевшей связи, как невольно тянут эту канитель многие женщины.

 В)Теперь ты видишь, друг мой, как в эти дни я корчился, вспоминая свои идиотские слова о честном слове.

5.____________________________________________________

 А)Тогда я выбивался из сил, чтобы никогда не позволить ей платить за себя.

 Б)Я хочу, чтобы вы поняли меня.

 В)Мне давно хочется, чтобы ты когда-нибудь у меня позавтракал или поообедал.        

6._____________________________________________________

 А)Я сказал Марии, что хочу переехать в «Отель дю Порт».

 Б)Я знал, что она послала семье погибшего Джиованни крупную сумму денег и заказала по нём в соборе заупокойную мессу.

 В)Впрочем, мужчины, пожалуй, никогда не освоятся с тем, что женщине трудно разлюбить.

Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными.

В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом:

1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:

Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/.

Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_02.gif

Вот как выглядит вертикальная  схема того же предложения:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_03.gif

2) параллельное подчинение:

а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:

Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3.

Линейная схема:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_04.gif

Вертикальная схема:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_05.gif

б)  придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части:

Я понял всё не в ту минуту 1/, когда она мне отказала 2/, а в ту минуту 1/, когда она на меня посмотрела 3.
 

Линейная схема:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_06.gif

Вертикальная схема:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_07.gif

3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно):

Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать3.

Линейная схема:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_08.gif

Вертикальная схема:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_09.gif

В СПП с несколькими придаточными могут быть представлены комбинации указанных способов подчинения, например:

Когда я пробовал разогнать этот мрак 1/, то она доходила до таких страданий 2/, что мое сердце никогда не заживет 3/, пока я буду помнить об этом ужасном времени 4/(Ф. М. Достоевский).

Линейная схема:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_10.gif

Вертикальная схема:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya/img/pic5_11.gif

СПП с параллельным ([2] — 1, 3) и последовательным ([2] — 3 — 4) подчинением.

                                              Практическая часть.

1.Рассмотрите и объясните знаки препинания в СПП с однородным подчинением.

 1.Получили известие, Что Волга стала и что через неё потянулись обозы. 2.Комната, которая была приготовлена для нас и в которой мы разместились, была небольшая. 3.Возгласы мальчика долетали ещё до моего слуха, когда уже стало совсем темно и я огибал край леса. 4.Я любил мартовские сумерки, когда начинало морозить, когда зажигали газ. 5.Он расспрашивал меня про то, что я люблю, что читаю, что намерена делать, и давал советы. 6.Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу всё ожило вокруг.

2. Рассмотрите и объясните знаки препинания в СПП с последовательным подчинением.

 1.Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твёрдо, как может он дать себе отчёт в потребностях, в значении, в будущности своего народа? 2.Сильно билось сердце, когда я снова увидел знакомые, родные улицы, места, дома, которые я не видел около четырёх лет. 3.Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте. 4.Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было. 5.Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша. 6.Никогда ещё дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создаётся множество нового и всё требует новых словесных форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»

что необходимо знать ученику и учителю при подготовке к экзамену по английскому языку. полезные пособия, ссылки на сайты,  тренировочные упражнения помогут вам сдать ЕГЭ и ГИА на "отлично"...

Статья "Методы и приёмы подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике"

Статья знакомит с методами  и приёмами  организации начального этапа подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике...

Методы и приёмы подготовки обучающихся к ОГЭ по математике

Одной из главных целей школьного математического образованияявляется интеллектуальное развитие и формирование качеств мышленияобучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современнойжизни.Моя ...

Эффективные методы и приёмы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Чтение.

При подготовк к ОГЭ и ЕГЭ по чтению используем интерактивные  методы и приёмы как эффективный способ успешного выполнения заданий на подбор заголовков,на сответствие утверждений, на полное понима...

Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности "Методы и приёмы подготовки юных мотокроссменов на начальном этапе подготовки"

Материал был подгоотовлен к аттестации по должности "педагог дополнительного образования". Будет полезен тренерам по направлению "Мотоциклетный спорт".В тексте и презентации раскры...

Методы и приёмы подготовки учащихся к олимпиадам по географии

Актуальность проблемы:•Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образов...