Методы и приёмы подготовки учащихся к олимпиадам по географии
олимпиадные задания
Цели подготовки:
Создание условий для:
- предоставления каждому из учащихся оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации;
- развития личностных потребностей в интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявление наиболее способных и одаренных детей;
- формирование способностей к саморазвитию и самообучению;
- подготовка школьников к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности;
- воспитание высоконравственной, интеллектуальной, всесторонне развитой личности;
- формирование фундамента для овладения навыками творческой работы, требующей от ученика продуктивной, логической, аналитической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_podgotovki_shkolnikov_k_olimpiade.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».
Формы и методы работы при подготовке учащихся к Олимпиадам Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах различного уровня Урок (дифференцированные, индивидуальные задания) Внеурочная подготовка для одарённых детей
Школьный этап Муниципальный этап Региональный этап Всероссийский этап Всероссийские предметные олимпиады
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения педагогов , олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету . С точки зрения одаренных детей , олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Олимпиадные задачи отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужны не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить умение логически мыслить , делать собственные заключения и прогнозы.
Этапы подготовки к Муниципальной олимпиаде школьников по географии 1. Определение контингента учащихся , имеющих высокую мотивацию к изучению предмета. Делать это нужно как можно раньше, лучше с 5-6 класса. Ученику ваш предмет должен быть интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но интересующиеся определённой областью знаний. 2. Создание для учащихся развивающей среды , которая включает их работу на элективных курсах, курсах по выбору, кружках, курсах дистанционного обучения, индивидуальных и групповых консультаций, использование ЭОР. 3. Систематическая работа с банком олимпиадных заданий. Задания собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не только решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть понятна ребѐнку и не должна повториться в будущем.
Этапы подготовки к Муниципальной олимпиаде школьников по географии 4. Активная работа по опережающему обучению . Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности, которые невозможно разбирать на уроках, вовлекаю детей в систему внеурочных занятий, где применяю метод работы в разновозрастных группах (9,10,11 классы; 7-8 классы). 5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся с пособиями, научной литературой, сайтами для подготовки к олимпиадам. В этом случае учитель выступает как тьютор, определяя для учащихся наиболее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к ним требует от учащихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации. 6. Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, определение траектории его движения к знаниям, подбор нужной сложности заданий, определяющих его активное развитие.
Этапы подготовки к Муниципальной олимпиаде школьников по географии 7. Принцип «активность знаний». Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах. 8. Использование полученных знаний в жизни, практикоориентированный подход. Дети активно запоминают полученные знания, если находят им применение в своей жизни. Для этого максимально используется их жизненный опыт, а так же лабораторные экспонаты, муляжи, коллекции, гербарии и другие средства наглядности.
Этапы подготовки к Муниципальной олимпиаде школьников по географии 9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы учащихся, их требования при подготовке в определѐнное учебное заведение, развитие интереса к будущей профессии. 10. Использование принципа «От простого к сложному». Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.
Формирование умений учащихся по обработке и интерпретации информации Работа с терминами, определение понятий, выявление этимологии термина, соотнесение термина с понятием Закрепление изученного материала, составлением письменных ответов на вопросы, для выработки краткого и развернутого ответа Сравнительно-аналитическая работа с информацией Заполнение простых и комбинированных таблиц для развития умения отбора необходимой информации Работа с иллюстрациями, рисунками, схемами, диаграммам для систематизации информации по заданными признакам, выделение главной мысли
Задания ВПР
Географические задачки Решите географические задачи. (Каждая задача оценивается в 3 балла. Максимальное количество баллов – 12.) 1.Определите масштаб плана местности, если улица длиной в 2 км изображена на нём линией длиной в 8 см. 2.На какую высоту поднялся самолёт, если за его бортом температура -30 0 С, а у поверхности Земли +12 0 С? 3.Определите среднесуточную температуру воздуха по следующим данным: в 6 ч. +10 0 С, в12 ч. +15 0 С, в 18 ч. +13 0 С, в 20 ч. +11 0 С. 4.Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18 млн. человек, а количество официально зарегистрированных безработных – 5,5 млн. человек.
Ответы Решение 1 2км – 2000м; 2000м : 8см = 250м; отсюда: в 1см – 250м (это именованный масштаб); числовой масштаб будет 1 : 25000. Ответ: масштаб плана местности 1 : 25000. 2 При изменении высоты на 1000м (1км) температура изменяется на 6 0 С. 1). -30 -12 = 42 2). 42 : 6 = 7км Ответ: на 7 км. 3 1). 10 + 15 + 13 + 11 = 49 2). 49 : 4 = 12,25 Ответ: 12,25 0 С. 4 Для определения уровня безработицы составляем пропорцию: 18 млн – 100%, а 5,5 млн – Х% Отсюда Х = 5,5 × 100 : 18 = 30,55% Ответ: 30,55%
Географические детективы Убийство в Беверли-Хилс Вызов из Беверли-Хилс поступил в ночное дежурство. Через полчаса Раф уже был на месте. Обочина дороги была оцеплена полицией. Рядом с обочиной лежал труп мужчины. Рядом с ним суетились полицейский фотограф и врач. Рафа встретил детектив Шерли. — Ну, что у вас, Шерли? — обратился к нему Раф. — Убийство. Жертва — мужчина около сорока лет. Довольно прилично одетый. Выстрел был сделан предположительно из «беретты», примерно с двух метров. Прямо в сердце. У убитого с собой никаких документов. В бумажнике 15 долларов и обрывок рекламного проспекта. Знаете, такие небольшие проспекты выдают в самолетах, во время полета. — Вот это интересно! Что за проспект? — К сожалению, в обрывке названия страны не сохранилось. — А ну-ка, дайте мне. Раф взял обрывок проспекта и прочел: «...остров называют страной льда и огня. На ее ледяных равнинах находится множество вулканов. В момент летнего солнцестояния там целый день светло. Страна была заселена викингами около 870 года, а в 930 году здесь был создан старейший в мире...» — Вот что, Шерли, выясните, какие рейсы прибыли в последние дни из ... Какую страну назвал Георг Раф?
Ответы: Единственная страна, которая подходит под это описание, — Исландия. Вообще, указание на викингов очень сужает круг поисков: Норвегия, Швеция, Дания, Исландия. Из четырех этих стран только в Исландии есть действующие вулканы.
Страна Х имеет сухопутную границу с несколькими другими. Определите Х, основываясь на следующих сведениях о соседних странах (их названия впишите в правую колонку таблицы): О первой Здесь находится высшая точка Африки О второй Здесь из самого большого озера Африки выходит Нил О третьей По ее территории проходит большая часть течения самой полноводной реки Африки О четвертой Имеет выход к северо-восточной части побережья второго по глубине озера мира Х Руанда
Задания на умение анализировать, синтезировать: « четвёртый лишний » - «белая ворона» А)полевой шпат, мрамор, базальт, кварц; Б)Анды, Гималаи, Альпы, Аппалачи; В)мордва, чуваши, татары, хакасы; Г)Волга, Амур, Селенга, Янцзы; Д)Япония, Исландия, Ирландия, Малагасийская республика.
«Что такое? Кто такой? Где находится?» А) капибара, Атлас, крики, Д.Ливингстон, Мичиган, секвойя, коала, Амазонка. Б) рекультивация, каботаж, специализация, Баранский, Геоэс, КАМАЗ. В) ресурсообеспеченность, этнос, НТР, Рур, САН-САН, Гронинген, Роттердам.
Вывод: Рассмотренные выше методы, приёмы и принципы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса одарённых учащихся, обеспечивают возможности самореализации каждого ученика, становятся важным средством в подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам разных уровней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»
что необходимо знать ученику и учителю при подготовке к экзамену по английскому языку. полезные пособия, ссылки на сайты, тренировочные упражнения помогут вам сдать ЕГЭ и ГИА на "отлично"...
Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ
Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ...
Обобщение опыта. Формы и методы работы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Выступление на РМО учителей истории и обществознания. Обобщение педагогического опыта....
Статья "Методы и приёмы подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике"
Статья знакомит с методами и приёмами организации начального этапа подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике...
Методы и приёмы подготовки обучающихся к ОГЭ по математике
Одной из главных целей школьного математического образованияявляется интеллектуальное развитие и формирование качеств мышленияобучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современнойжизни.Моя ...
Эффективные методы и приёмы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Чтение.
При подготовк к ОГЭ и ЕГЭ по чтению используем интерактивные методы и приёмы как эффективный способ успешного выполнения заданий на подбор заголовков,на сответствие утверждений, на полное понима...
Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности "Методы и приёмы подготовки юных мотокроссменов на начальном этапе подготовки"
Материал был подгоотовлен к аттестации по должности "педагог дополнительного образования". Будет полезен тренерам по направлению "Мотоциклетный спорт".В тексте и презентации раскры...