Статья "Методы и приёмы подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике"
статья по математике (9 класс)

Андрушкевич Наталия Ивановна

Статья знакомит с методами  и приёмами  организации начального этапа подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике

Андрушкевич Н.И., учитель математики

кадетской школы Санкт-Петербурга

Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи государственной итоговой аттестации каждым выпускником. Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.

Математика, особенно в своей базовой части кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений.

В базовой составляющей математики не может быть «пробелов», этот разрыв не позволяет двигаться дальше. Например, изучая творчество А.С.Пушкина, ученик мог вполне не прочитать «Капитанскую дочку» - и это будет его «пробел», но он вполне может изучать роман «Евгений Онегин».

В математике всё по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно.

 Основной государственный экзамен  уже несколько лет является реальной выпускной аттестацией школьников. Основным инструментом ОГЭ является комплект контрольно- измерительных материалов (КИМов)  

В содержание проверки включаются только те вопросы, которые входят в основной документ - минимум содержания основной школы по математике.

Во-первых никогда не надо пугать школьников предстоящим ОГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убедить учащихся в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Успех на экзамене может быть обеспечен двумя основными факторами:

  • хорошей математической подготовкой;
  • достаточной осведомленностью о процедуре экзамена, его целях, особенностях проведения, способе и системе оценивания, о возможностях, обязанностях и правах участника на всех этапах прохождения аттестации.

Основная подготовка к ОГЭ осуществляется на уроках математики. При  этом нет нужды  как-то  кардинально менять систему преподавания. Важно добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, но его глубокого осознанного понимания.

Среди учителей, учащихся и родителей иногда бытует мнение, что для качественной подготовки к ОГЭ нужно решить как можно больше вариантов предыдущих лет. Но такой путь не всегда оправдан, так как , во - первых варианты не повторяются. Во-вторых, в этом случае у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. Намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению заданий соответствующих типов. В-третьих, такой подход очень быстро формируют у школьников чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и они все разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход.

Основным этапом технологии подготовки к ОГЭ является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует разворачивать перед ним всю картину поиска в трудных заданиях.

Предложив школьникам сложное задание из второй части рекомендовано им несколько раз внимательно прочитать задание, уловить какую то подсказку-закономерность, после этого раскрыть перед учениками ход своих мыслей - что я имею, какой теоретический материал могу я здесь применить, каким подходом я могу здесь применить свой теоретический багаж, учить детей смотреть на один шаг вперед, задавая себе такой вопрос: что я буду иметь ,если применю такой подход? Я всегда цитирую им древнее индийское изречение: «Знай, куда идешь. Знай, зачем идешь. Если не знаешь, остановись и подумай. Иногда полезно вернуться».

В процессе преподавания предмета, а также на уроках итогового повторения, акцентировать внимание учеников на те разделы, которые представлены в тестах ОГЭ.

  Экзамен  в формате ОГЭ предусматривает на выполнение 26 заданий (В первой части 20 заданий базового уровня сложности, каждое из которых оценивается в 1 балл. Во второй части 6 заданий повышенного и высокого уровня сложности, каждое из которых оценивается в 2 балла) 235 минут. Всего за экзамен можно набрать 32 балла.

Это означает, что развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ОГЭ.

Методику подготовки учащихся к ОГЭ можно выстраивать по следующим принципам:

  • Тематическая подготовка соблюдением «правила спирали» - от простых типовых и комплексных типовых заданий до заданий второй части;
  • На этапе подготовки тематический тест выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое;
  • Переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (март-май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой сложности;
  • Все тренировочные тесты проводятся в режиме с жестким ограничением времени. Этот режим достаточно сложный для ребят на первых порах, но, привыкнув к этому, ребенок будет чувствовать себя на ОГЭ намного спокойнее и собраннее.
  • Нагрузка, как по содержанию, так и по времени для всех школьников одинакова. Это необходимо, поскольку тест по определению требует ставить всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, дифференциация при проведении ОГЭ не предполагается и ее систематическая практика в текущем учебном процессе сильно вредит подготовке ОГЭ.

Неоднократно проанализировав содержание вариантов ОГЭ, всегда начинать подготовку надо по следующим разделам:

  • действительные числа и действия с ними;
  • степенные выражения и их преобразования;
  • свойства арифметического корня;
  • функции и их свойства;
  • уравнения, неравенства и их системы;
  • решение текстовых задач на проценты;
  • арифметическая и геометрическая прогрессии;
  • решение комплексных задач по геометрии

 Анализ результатов ОГЭ  позволяет выделить проблемы в обучении математике, которые явно проявляются при сдаче экзамена  выпускниками основной школы. При выполнении заданий базового и повышенного уровня выпускники допускают много вычислительных ошибок. Поэтому, начиная с 5-го класса, в первую очередь нужно формировать устойчивые вычислительные навыки как устного, так и письменного. Особое внимание стоит обратить на формулировки вопросов, с 5-го класса научить осознанно, самостоятельно понимать вопрос задания, и необходимо найти время для проверки уровня подготовленности через разноуровневые тематические тесты.

 В ОГЭ представлен широкий спектр вопросов. Применяя умения выполнять арифметические действия, решать уравнения, упрощать выражения, такие знакомые и хорошо отрабатываемые в основной школе, вопросы делают их более интересными и неожиданными, например:

  • Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения...
  • Выберите наибольшее целое число из промежутка...
  • Укажите наименьшее натуральное решение неравенства...
  • Найдите число целых решений неравенства...
  • Найдите среднее арифметическое натуральных решений систем неравенств  

 Основная, целенаправленная, системная подготовка учащихся начинается с 9 класса. В первую очередь изучается Кодификатор элементов содержания по математике для составления  контрольно-измерительных материалов и Спецификация экзаменационной работы ОГЭ по математике, затем основательно разбирается демонстрационный вариант. В ходе изучения программного материала приходится систематически  обращаться к Банку заданий.

Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.

 важно правильно сориентировать девятиклассников, на каком уровне они будут изучать материал, каких и сколько заданий им надо уметь решать на этот уровень.

  Подготовка должна носить системный характер. По каждой теме необходимо дать краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты. Также важно правильно настроить учащихся на выполнение экзаменационной работы, предложить им правильную стратегию. Для  этого следует изучить рекомендации, адресованные всем учащимся в сборниках по подготовке к ОГЭ.

  Итоговое повторение в 9 классе организуется по содержательным блокам, приведенным в банке заданий. Каждая тема предваряется необходимой справочной информацией, представленной в максимально сжатой форме. Затем подробно разбирается большое количество примеров из банка (практически на каждый прием,  встречавшийся в заданиях ОГЭ).  Повторение темы должно заканчиваться выполнением тематического теста.

Конечно, подготовка к экзаменам занимает много времени и сил, но если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведённая работа принесёт желаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»

что необходимо знать ученику и учителю при подготовке к экзамену по английскому языку. полезные пособия, ссылки на сайты,  тренировочные упражнения помогут вам сдать ЕГЭ и ГИА на "отлично"...

Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ

Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ...

«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Часть 1.  Вступительное слово.             Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...

"Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку»

Выступление на заседании МО иностранных языков.  Модель устной части ЕГЭ по английскому языку и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровн...

Методы и приёмы подготовки учащихся к олимпиадам по географии

Актуальность проблемы:•Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образов...