Статья "Методы и приёмы подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике"
статья по математике (9 класс)
Статья знакомит с методами и приёмами организации начального этапа подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022 по математике
Андрушкевич Н.И., учитель математики
кадетской школы Санкт-Петербурга
Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи государственной итоговой аттестации каждым выпускником. Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.
Математика, особенно в своей базовой части кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений.
В базовой составляющей математики не может быть «пробелов», этот разрыв не позволяет двигаться дальше. Например, изучая творчество А.С.Пушкина, ученик мог вполне не прочитать «Капитанскую дочку» - и это будет его «пробел», но он вполне может изучать роман «Евгений Онегин».
В математике всё по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно.
Основной государственный экзамен уже несколько лет является реальной выпускной аттестацией школьников. Основным инструментом ОГЭ является комплект контрольно- измерительных материалов (КИМов)
В содержание проверки включаются только те вопросы, которые входят в основной документ - минимум содержания основной школы по математике.
Во-первых никогда не надо пугать школьников предстоящим ОГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убедить учащихся в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.
Успех на экзамене может быть обеспечен двумя основными факторами:
- хорошей математической подготовкой;
- достаточной осведомленностью о процедуре экзамена, его целях, особенностях проведения, способе и системе оценивания, о возможностях, обязанностях и правах участника на всех этапах прохождения аттестации.
Основная подготовка к ОГЭ осуществляется на уроках математики. При этом нет нужды как-то кардинально менять систему преподавания. Важно добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, но его глубокого осознанного понимания.
Среди учителей, учащихся и родителей иногда бытует мнение, что для качественной подготовки к ОГЭ нужно решить как можно больше вариантов предыдущих лет. Но такой путь не всегда оправдан, так как , во - первых варианты не повторяются. Во-вторых, в этом случае у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. Намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению заданий соответствующих типов. В-третьих, такой подход очень быстро формируют у школьников чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и они все разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход.
Основным этапом технологии подготовки к ОГЭ является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует разворачивать перед ним всю картину поиска в трудных заданиях.
Предложив школьникам сложное задание из второй части рекомендовано им несколько раз внимательно прочитать задание, уловить какую то подсказку-закономерность, после этого раскрыть перед учениками ход своих мыслей - что я имею, какой теоретический материал могу я здесь применить, каким подходом я могу здесь применить свой теоретический багаж, учить детей смотреть на один шаг вперед, задавая себе такой вопрос: что я буду иметь ,если применю такой подход? Я всегда цитирую им древнее индийское изречение: «Знай, куда идешь. Знай, зачем идешь. Если не знаешь, остановись и подумай. Иногда полезно вернуться».
В процессе преподавания предмета, а также на уроках итогового повторения, акцентировать внимание учеников на те разделы, которые представлены в тестах ОГЭ.
Экзамен в формате ОГЭ предусматривает на выполнение 26 заданий (В первой части 20 заданий базового уровня сложности, каждое из которых оценивается в 1 балл. Во второй части 6 заданий повышенного и высокого уровня сложности, каждое из которых оценивается в 2 балла) 235 минут. Всего за экзамен можно набрать 32 балла.
Это означает, что развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ОГЭ.
Методику подготовки учащихся к ОГЭ можно выстраивать по следующим принципам:
- Тематическая подготовка соблюдением «правила спирали» - от простых типовых и комплексных типовых заданий до заданий второй части;
- На этапе подготовки тематический тест выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое;
- Переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (март-май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой сложности;
- Все тренировочные тесты проводятся в режиме с жестким ограничением времени. Этот режим достаточно сложный для ребят на первых порах, но, привыкнув к этому, ребенок будет чувствовать себя на ОГЭ намного спокойнее и собраннее.
- Нагрузка, как по содержанию, так и по времени для всех школьников одинакова. Это необходимо, поскольку тест по определению требует ставить всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, дифференциация при проведении ОГЭ не предполагается и ее систематическая практика в текущем учебном процессе сильно вредит подготовке ОГЭ.
Неоднократно проанализировав содержание вариантов ОГЭ, всегда начинать подготовку надо по следующим разделам:
- действительные числа и действия с ними;
- степенные выражения и их преобразования;
- свойства арифметического корня;
- функции и их свойства;
- уравнения, неравенства и их системы;
- решение текстовых задач на проценты;
- арифметическая и геометрическая прогрессии;
- решение комплексных задач по геометрии
Анализ результатов ОГЭ позволяет выделить проблемы в обучении математике, которые явно проявляются при сдаче экзамена выпускниками основной школы. При выполнении заданий базового и повышенного уровня выпускники допускают много вычислительных ошибок. Поэтому, начиная с 5-го класса, в первую очередь нужно формировать устойчивые вычислительные навыки как устного, так и письменного. Особое внимание стоит обратить на формулировки вопросов, с 5-го класса научить осознанно, самостоятельно понимать вопрос задания, и необходимо найти время для проверки уровня подготовленности через разноуровневые тематические тесты.
В ОГЭ представлен широкий спектр вопросов. Применяя умения выполнять арифметические действия, решать уравнения, упрощать выражения, такие знакомые и хорошо отрабатываемые в основной школе, вопросы делают их более интересными и неожиданными, например:
- Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения...
- Выберите наибольшее целое число из промежутка...
- Укажите наименьшее натуральное решение неравенства...
- Найдите число целых решений неравенства...
- Найдите среднее арифметическое натуральных решений систем неравенств
Основная, целенаправленная, системная подготовка учащихся начинается с 9 класса. В первую очередь изучается Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольно-измерительных материалов и Спецификация экзаменационной работы ОГЭ по математике, затем основательно разбирается демонстрационный вариант. В ходе изучения программного материала приходится систематически обращаться к Банку заданий.
Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.
важно правильно сориентировать девятиклассников, на каком уровне они будут изучать материал, каких и сколько заданий им надо уметь решать на этот уровень.
Подготовка должна носить системный характер. По каждой теме необходимо дать краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты. Также важно правильно настроить учащихся на выполнение экзаменационной работы, предложить им правильную стратегию. Для этого следует изучить рекомендации, адресованные всем учащимся в сборниках по подготовке к ОГЭ.
Итоговое повторение в 9 классе организуется по содержательным блокам, приведенным в банке заданий. Каждая тема предваряется необходимой справочной информацией, представленной в максимально сжатой форме. Затем подробно разбирается большое количество примеров из банка (практически на каждый прием, встречавшийся в заданиях ОГЭ). Повторение темы должно заканчиваться выполнением тематического теста.
Конечно, подготовка к экзаменам занимает много времени и сил, но если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведённая работа принесёт желаемый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»
что необходимо знать ученику и учителю при подготовке к экзамену по английскому языку. полезные пособия, ссылки на сайты, тренировочные упражнения помогут вам сдать ЕГЭ и ГИА на "отлично"...
Алгоритмизация мыслительной деятельности школьников при подготовке к решению задач ЕГЭ и ГИА. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ...
Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ
Методы и приёмы подготовки учащихся к ОГЭ...
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
"Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку»
Выступление на заседании МО иностранных языков. Модель устной части ЕГЭ по английскому языку и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровн...
Методы и приёмы подготовки учащихся к олимпиадам по географии
Актуальность проблемы:•Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образов...