Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности "Методы и приёмы подготовки юных мотокроссменов на начальном этапе подготовки"
материал
Материал был подгоотовлен к аттестации по должности "педагог дополнительного образования". Будет полезен тренерам по направлению "Мотоциклетный спорт".
В тексте и презентации раскрываются основные принципы по которым ведётся подготовка юных мотокроссменов. Приводятся примеры упражнений для ОФП мотокроссменов. Раскрывается последовательность специальной подготовки, приводятся примеры методов и приёмов, применяемых в учебном процессе сообразно периодам обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»
«Методы и приемы подготовки юных мотокроссменов
на начальных этапах обучения»
Текстовое сопровождение
компьютерной презентации
практических достижений профессиональной деятельности
Подготовил: Бойнов Александр Николаевич педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
|
г. Выкса
2023 г.
Добрый день, уважаемые члены аттестационной комиссии, уважаемые коллеги!
1 слайд
Вашему вниманию предлагается компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «ТЕМП»», Бойнова Александра Николаевича. Стаж педагогической работы и работы в центре - 5 лет. Образование – высшее по направлению «Государственное и муниципальное управление», начальное техническое. Опыт личного участия в соревнованиях по мотокроссу - 5 лет. Опыт подготовки участников соревнований - 6 лет.
2 слайд
Мною на протяжении 5 лет реализуется программа «Мотокросс», она рассчитана на 3 учебных года для учащихся от 8 до 15 лет.
В процессе работы по программе мне удалось обобщить опыт по подготовке и воспитанию юных спортсменов на начальных этапах обучения мотокроссу.
Выбранная тема «Методы и приемы подготовки мотокроссменов на начальных этапах обучения» послужила методической основой для достижения поставленных целей и задач по программе и способствовала достижению воспитательных и образовательных результатов.
3 слайд
Тема рассматривалась как направление самообразовательной деятельности в период с 2015 по 2018 учебный год. В указанный период изучена психолого-педагогическая литература, литература по физическому воспитанию и среднему – специальному техническому образованию. Мною проанализированы проблемы характерные для освоения детьми дисциплины «Мотокросс» и выбрано направление подбора приемов и методов на начальных этапах обучения.
4 слайд
Сегодня нет необходимости доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости организма. При правильной тренировке и здоровом образе жизни люди могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные возможности организма. Мотоспорт является активным помощником в этом направлении. Ведь в этом виде спорта спортсмен не только активизирует резервные силы организма (задействованы практически все отделы мускулатуры спортсмена), но и ведет активную умственную работу по оттачиванию навыков и настройке мотоцикла. Занятия спортом утверждают здоровый образ жизни, в котором, нет места курению, алкоголю, наркотикам. Занятия в мотосекции заполняют свободное время подростка, позволяя раскрыть свой физический потенциал, предоставляют условия для самовыражения и самоутверждения социально приемлемыми способами.
В личной педагогической практике основными проблемными моментами считаю недостаточную разработанность методики обучения. Так мотоциклетный спорт включен в Российскую квалификацию видов спорта, есть требования к выполнению спортивных разрядов, проводятся соревнования для детей от 5 до 18 лет, имеется описание требований к трассам и типовые положения для соревнований, существуют федерации мотоциклетного спорта, однако нет типовой образовательной программы по дисциплине «Мотокросс», нет разработанных нормативов и методики обучения детей, нет профессионального образования для педагогов в отличие от других видов спорта. К частным практическим трудностям отношу необходимость выравнивания навыков физической подготовки у детей 8-12 лет, поступающих на первый год обучения. Мы принимаем на обучение всех детей не зависимо от физических данных и характерологических особенностей и в связи с этим требуется подбор эффективных методов зачастую для каждого ребенка индивидуально.
5 слайд
Практики и ведущие тренеры мотоциклетного спорта отмечают особенности мотокросса, как вида спорта.
Мотокросс подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в соревнованиях. Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и перемещается за счет работы силового агрегата, но он должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах управления мотоциклом.
Проблемы планирования тренировочных и соревновательных нагрузок, контроля за эффективностью и качеством тренировок, системный подход в управлении подготовкой гонщиков – составляют основу для методики обучения. Нами приняты за основу принципы спортивной подготовки, представленные в работах известного тренера, чемпиона Мира и Европы по самбо Давида Рудмана такие как:
- Строгая преемственность задач, средств и методов построения тренировочных занятий;
- Постепенность возрастания общего объема нагрузок при увеличении объемов средств специальной подготовки;
- Увеличения общих тренировочных нагрузок в тренировочных группах в основном за счет их объемов, а в группах спортивного совершенствования за счет повышения интенсивности;
- Тщательного соблюдения постепенности увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок;
- Строгого следования «от простого к сложному» при обучении и совершенствовании во всех видах подготовки.
6 слайд
Целью работы стал подбор педагогических методов, приемов и форм учебно-тренировочного процесса для эффективной организации занятий на начальных этапах обучения.
Задачи, которые решаются нами, размещены на слайде.
- изучить психолого-педагогическую литературу и углубить знания по вопросам физической, технической, соревновательной подготовки учащихся;
- подобрать и включить в педагогическую практику методы и приемы, эффективные на начальных этапах обучения мотоциклетному спорту
- разнообразить формы организации тренировочного процесса;
- оценить эффективность работы.
7 слайд
Ведущая педагогическая идея опыта: обучение детей - мотокроссменов на начальных этапах будет успешным в случае сочетания общей физической и специальной (водительской) подготовки и элементов технической грамотности.
8 слайд
На начальных этапах работы нами были подобраны принципы организации подготовки юных мотокроссменов. Такие как:
- Обеспечение разносторонней физической подготовки и формирования специальных качеств: силовая выносливость, ловкость, гибкость.
- Освоение основ обслуживания мотоцикла, как средства для компетентного вождения;
Освоение техники вождения, накопление опыта участия в соревнованиях, формирование умений на основе анализа результатов выступлений; и другие
- Укрепление здоровья и круглогодичное закаливание организма;
- Воспитание черт характера, соответствующих нормам морали, гражданской и спортивной этик;
- Формирование культуры безопасного вождения и охраны здоровья. Формирование устойчивого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой;
- слайд
В направлении ОФП отобраны наиболее эффективные упражнения: бег, отжимания, подтягивания, приседания, пресс, упражнения на растяжку всех групп мышц, они выполняются с возрастающей сложностью и увеличением силовой и временной нагрузки с увеличением объема каждую половину года. Наибольшее увеличение дается детям менее готовым к занятиям. Им упражнения даем чаще , короткими сериями, так осуществляется выравнивание физических кондиций для участия в соревнованиях.
- Слайд
Обучение вождению по принципу «от простого к сложному» идет в следующем порядке:
- Сидя на мотоцикле на подставке, запускаем двигатель
- Трогаемся с места с помощью, езда с помощью педагога
- Самостоятельное вождение
- Пользование коробкой передач
- Разгон-торможение, прохождение поворотов
- Искусственные препятствия, трамплин
- Прохождение мототрассы без учета времени, на скорость.
Выполняются задания каждое занятие сериями по 5-10 раз.
- Слайд
В полной мере ребенок выполнить обслуживание мотоцикла не может и не должен.
На первых этапах задания по техобслуживанию:
1.Выбор инструмента с маркировкой размеров (ключ на 12/13, отвертка крестовая), помощь в мойке и просушивании мотоцикла;
2.Смазывание цепей, проверка давления в шинах колес, проверка наличия топлива, отслеживание состояния воздушного фильтра;
3.Замена колес, протяжка винтов, крепежа деталей и узлов, знание узлов и деталей по названию;
4. Демонтаж пластиковых деталей;
5. Ко 2-3 году дети могут: самостоятельно снимать и готовить к ремонту детали подвески, амортизаторов, цепи, помощь в бортировке колес.
Задания по техническому обслуживанию выполняются всеми ребятами по мере необходимости после выездной тренировки 1-2 раза в неделю.
12 Слайд
Наработки по каждому виду подготовки систематизированы в программу «Мотокросс», уточнены формы контроля результатов, подобраны нормативы ОФП, требования к знаниям об устройстве мотоцикла. Существует система оценки эффективности обучения, которая показана на слайде.
Система оценки эффективности обучения
- Выполнение нормативов программы;
- Успешность соревновательной практики;
- Умение анализировать техническое состояние мотоцикла
- Умение анализировать сложности и состояние трассы
- Соблюдение основных принципов прохождения соревновательных попыток
13 слайд
В настоящий момент налажен процесс выравнивания физической подготовки учащихся в течение 1-2 лет, они становятся выносливыми, развивается гибкость, сила.
В плане вождения мотоцикла за первые три года занятий дети осваивают технику прохождения поворотов, искусственных препятствий, трамплины. На втором – третьем году обучения выезжают на соревнования во все сезоны, справляются с трудностями зимней, летней и межсезонных трасс.
14 слайд
По результатам участия в соревнованиях можно отметить, что за три года под моим руководством обучалось 26 учащихся из них лишь 6 не принимали участия в соревнованиях, остальные в среднем десять раз в год выезжали на соревнования, а _3 детей сделали за этот период до 30 выездов.
Результаты итоговой диагностики подтверждают, что 75% детей выполняют предложенные нормативы на среднем и высоком уровне.
15 слайд
Показателем результативности являются достижения воспитанников, которые вы можете увидеть на слайде. У нас на протяжении пяти лет имеются победители и призеры чемпионатов Нижегородской и Ивановской областей, победители и призеры междобластных, межрегиональных и республиканских соревнований. Есть опыт участия в первенстве России.
16 слайд
Опыт работы по воспитанию и обучению юных мотокроссменов на начальных этапах обучения показан в виде сообщений на методическом объединении педагогов ДЮЦ «ТЕМП», для родителей на конференции «Вместе ради детей», методические материалы опубликованы на личной странице в Интернете.
Данные продукты методической деятельности могут быть использованы педагогами дополнительного образования для программ спортивно-технической и физкультурной направленности, специализирующимися на подготовке к дисциплинам «Мотокросс», «Суперкросс» и д.р.
17 слайд
В своей работе я использовал следующую литературу.
18 слайд
Закончить свое сообщение хочу словами французского гонщика Донни Бэйлза: «Очень вероятно, что, катаясь, вы столкнетесь с различными типами местности. Вы будете ездить по песку, глине, камням, грязи, ….на разных скоростях при всевозможных погодных условиях. Прибавьте ко всему перечисленному температуру, влажность, снег, дождь, ветер – все, что может обрушить на вас природа, и получите бесконечное число препятствий,
но одно из самых интересных занятий в жизни – поиск и покорение новых препятствий».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности «Методы и приемы подготовки юных мотокроссменов на начальных этапах обучения» Программа «Мотокросс» Срок реализации – 3 года Возраст обучающихся: 7-15 лет В МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»» – 5 лет
Условия формирования педагогического опыта Организационно-педагогические
Актуальность
Теоретическое обоснование Принципы спортивной подготовки Строгой преемственности задач, средств и методов построения тренировочных занятий; Постепенности возрастания общего объема нагрузок при увеличении объемов средств специальной подготовки; Увеличения общих тренировочных нагрузок в тренировочных группах в основном за счет их объемов, а в группах спортивного совершенствования за счет повышения интенсивности; Тщательного соблюдения постепенности увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок; Строгого следования дидактическому принципу «от простого к сложному» при обучении и совершенствовании во всех видах подготовки. Направления образовательной деятельности : Физическая подготовка Обслуживание техники Вождение мотоцикла Соревновательная практика Д.Рудман
Цель: подбор педагогических методов, приемов и форм учебно-тренировочного процесса для эффективной организации занятий на начальных этапах обучения Задачи : изучить психолого-педагогическую литературу и углубить знания по вопросам физической, технической, соревновательной подготовки учащихся; подобрать и включить в педагогическую практику методы и приемы, эффективные на начальных этапах обучения мотоциклетному спорту разнообразить формы организации тренировочного процесса; оценить эффективность работы. Цель и задачи педагогической деятельности
Ведущая педагогическая идея: Методика обучения мотокроссменов на начальных этапах обучения будет успешной в случае сочетания общей физической и специальной (водительской) подготовки и элементов технической грамотности.
Деятельностный аспект педагогического опыта Принципы подготовки мотокроссменов на начальных этапах обучения Формирование устойчивого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой; Укрепление здоровья и круглогодичное закаливание организма; Обеспечение разносторонней физической подготовки и формирования специальных качеств: силовая выносливость, ловкость, гибкость. Освоение основ обслуживания мотоцикла, как средства для компетентного вождения; Воспитание черт характера, соответствующих нормам морали, гражданской и спортивной этик ; Формирование культуры безопасного вождения и охраны здоровья. Освоение техники вождения, накопление опыта участия в соревнованиях, формирование умений на основе анализа результатов выступлений.
Деятельностный аспект педагогического опыта Упражнения по ОФП Количество 1 полугодие Количество 2 полугодие Количество 3 полугодие Количество 4 полугодие Количество 5 полугодие Количество 6 полугодие Бег 15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин. Отжимания 10 15 15 20 20 30 Подтягива ния 8 10 10 12 12 15 Приседания 50 100 100 150 150 200 Разминка -растяжка 10 мин 12 мин 15 мин с нагрузкой 15 мин с нагрузкой 15 мин интенсивная 15 мин интенсивная
Деятельностный аспект педагогического опыта Сидя на мотоцикле на подставке, запускать двигатель Трогаемся с места с помощью педагога, Езда с помощью педагога Самостоятельное вождение на малой скорости Пользование коробкой передач Разгон-торможение, прохождение поворотов Искусственные препятствия, трамплин Прохождение мототрассы без учета времени, Прохождение трассы на скорость за ведущим Прохождение трассы в формате соревнований – мотокросс Приемы освоения вождения мотоцикла:
Деятельностный аспект педагогического опыта Задания по техническому обслуживанию мотоцикла
Диапазон результатов педагогической деятельности Система оценки эффективности обучения Выполнение нормативов программы; Успешность соревновательной практики; Умение анализировать техническое состояние мотоцикла Умение анализировать сложности и состояние трассы Соблюдение основных принципов прохождения соревновательных попыток Формы занятий: Теоретическое с просмотром видезаписей , учебное, тренировочное, показательные выступления, экскурсия, соревнования
Результативность педагогической деятельности Умения учащихся В течение 1-2 года обучения, учащиеся становятся выносливыми, развивается гибкость, сила. В течение 1-3- года учащиеся приобретают навыки обслуживания мотоцикла и знания об устройствах, узлах , принципах работы и характерных поломках. 1-3 год занятий учащиеся осваивают технику прохождения поворотов, искусственных препятствий, трамплинов. На 2 – 3 году обучения выезжают на соревнования во все сезоны, справляются с трудностями зимней, летней и межсезонных трасс.
Результативность педагогической деятельности
2015, 2018 гг. – Бойнов Никита – чемпион Нижегородской области по мотокроссу 2015, 2016, 2017 г . – Каленсков Владислав – Призер Чемпионата Нижегородской области 2016 г.- Сибирь Сергей– Призер Чемпионата Нижегородской области по мотокроссу 2018г. - Сухотин Илья - Победитель и призер этапов Чемпионата Нижегородской области, чемпиона Мордовии по мотокроссу 5 (25%) - учащихся имеют массовые спортивные разряды Результативность педагогической деятельности
Транслируемость практических достижений Методическая работа МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»» сообщения на педагогическом совете, сообщения методическом объединении педагогов доп. образования тех.направленности Районная научно-практическая конференция «Вместе ради детей!» представление опыта организации воспитательной работы. Сайт педагога: Программа дополнительная общеобразовательная программа «Мотокросс», конспекты занятий, комплекс упражнений по ОФП, задания для технического обслуживания мотоцикла, тренировочные упражнения по вождению кроссового мотоцикла.
Литература: Биленко А.Г., Говорков Л.П. Основы спортивной метрологии. Учебное пособие. СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб, 2005 Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьяникова Е.Б. Анатомия и физиология. М: Медицина, 1988 Городничев Р.М. Очерки по физиологии. Великие Луки. ВЛГИФК, 2001 Калинин М.П. Мотоцикл: Устройство, эксплуатация и обслуживание. – М.: Высш . шк ., 1998. Коробейник А.В. Мотоциклы: Обслуживание и ремонт -Ростов- на -Дону: «Феникс», 2002. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – СПБ: «Лань», 2005 Мамзелев И. А.М22 Подготовка мотоцикла к соревнованиям. — М.:тДОСААФ , 1982. — 128 с., ил. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и практическое применение.-Киев : Олим.лит ., 2013 Солодков А.С., Сологуб УЕ.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М: Терра-Спорт , Олимпия Пресс, 2001 Трофимец Ю.И. «Мотокросс. Подготовка гонщиков».- Москва. «Патриот» 1990г. Швайковский В. В. Первая книга мотоциклиста: Основы устройства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта мотоциклов (мотороллеров, мопедов). – М. : ДОСААФ, 1973. http://syutntsk.ru/%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0/ http://www.mfr.ru/documents/ministry/- мотоциклетная федерация Росссии
Спасибо за внимание! Адрес: 607061, Нижегородская область, г. Выкса, ул. Красные зори, здание № 30-А Телефон/факс: 8(83177)62334 Е-mail : mou_dod_cdtt@mail.ru Сайт МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»: cdtt-vyksa.3dn.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
компьютерная презентация практических достижений учителя математики
компьютерная презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-671521-1442899489.jpg)
компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Зайцевой Натальи Владимировны – воспитателя Муниципального Казённого Общеобразовательного Учреждения «Школы-интерната № 10» города Городца Нижегородской области.
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Зайцевой Натальи Владимировны – воспитателя Муниципального Казённого Общеобразовательного Учреждения «Школы-интерната № 1...
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (методический семинар)
Использование метода проекта на уроках истории и во внеурочной деятельности....
Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности
Текстовое сопровождение подготовлено к презентации "Развитие социокультурных компетенций учащихся в рамках реализации программы "Лоскутная фантазия". Материал будет интересен педагогам ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/07/picture-974562-1667840844.jpg)
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности при аттестации на первую категорию по физике.
Тема презентации «Формирование познавательных общеучебных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках физики». Структура презентации соответствует требованиям НИРО в 2017-18 уче...