Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
элективный курс по экономике (10 класс) на тему

Кольцова Наталья Николаевна

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.

  Рабочая программа составлена на основе:

- базисного учебного плана школы;

- авторской программы «Правовые основы предпринимательства», под редакцией         Е.А. Сапрыкиной Серия «Профильная школа», - Москва, Глобус, 2007г.

  Рабочая  программа    рассчитана на 35 учебных часа.  Она включает в себя новые для учащихся зна­ния, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней большое внимание уделено взаимосвязи экономики и права, пра­вовым способам регулирования экономической жизни в нашей стране. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО учителей общественных дисциплин

________  Водопьянова Т.А.

Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР   МОУ

 «СОШ  № 2 г. Строитель»

___________ Кононова А.В.

«____»____________2010 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

«СОШ  № 2 г. Строитель»

___________ Панченко С.А.

Приказ № __ от «___»____2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кольцовой  Натальи  Николаевны,

I квалификационная категория

  ПО  ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ  

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА».

  10  класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2010 г.

2010 – 2011учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - х классов.

  Рабочая программа составлена на основе:

- базисного учебного плана школы;

- авторской программы «Правовые основы предпринимательства», под редакцией         Е.А. Сапрыкиной Серия «Профильная школа», - Москва, Глобус, 2007г.

  Рабочая  программа    рассчитана на 35 учебных часа.  Она включает в себя новые для учащихся зна ния, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней большое внимание уделено взаимосвязи экономики и права, пра вовым способам регулирования экономической жизни в нашей стране.

  Основной целью данного курса является содействие профес сиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области экономики и права, связанных с предпринимательской деятельностью.

 В соответствии с данной целью в программу курса включен материал, способный вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющий для них несомненную ценность вне зависимо сти от выбранного ими профиля обучения. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

-  познакомить учащихся с основными понятиями граждан ского права;

-  сформировать у них умение правильно составлять и оформлять документы правового характера;

-  развивать умения и навыки пользоваться источниками пра ва при решении конкретных экономических вопросов;

-  содействовать выработке у учащихся активной жизненной позиции по отношению к процессам, происходящим в обществе.

   Проведение занятий по программе курса предполагает ис пользование широкого спектра методических средств. Для реали зации содержания обучения по данной программе основные теоре тические положения дополняются и закрепляются практическими работами и решением ситуационных задач, чтобы учащиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как деловая игра, эвристическая бесе да, эвристический семинар, проблемное изложение учебного мате риала.

  Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и на выков, а также выявления уровня развития учащихся с целью кор ректировки методики обучения. Выполнение практических работ по завершении основных разделов программы курса помогает ус тановить степень усвоения материала. Итоговый контроль прово дится по окончании занятий в форме тестирования. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказа ние учащимся содействия в формировании общелогических уме ний и приемов мышления.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В процессе изучения курса  учащиеся долж ны знать  сущность и содержание следующих понятий и процес сов:

-  право;

-  причины вмешательства государства в рыночную экономи ку;

-  государственно-правовой контроль;

-  виды государственно-правового контроля;

-  экономические права и свободы граждан;

-  понятие и признаки предпринимательства;

-  виды и формы предпринимательства;

-  юридические лица и их виды;

-  виды коммерческих организаций;

-  этапы создания, способы реорганизации и порядок ликвидации коммерческих организаций;

-  банкротство  индивидуальных  предпринимателей   я  ком мерческих организаций;

-  отрасли права, регулирующие отношения собственности;

-  право собственности и его содержание;

-  виды собственности;

-  причины существования различных видов права собственности;

-  особенности права государственной и муниципальной соб ственности;

-  способы приобретения и прекращения права собственно сти;

-  договор и его содержание;

-  виды договоров;

-  порядок заключения договора и его стадии;

-  способы обеспечения исполнения договоров;

-  меры гражданско-правовой ответственности за неисполне ние договоров;

-  трудовое правоотношение;

-  основные источники трудового права;

-  содержание трудового договора;

-  порядок оформления на работу;

-  основания прекращения трудового договора;

-  задачи службы занятости;

-  виды социальной помощи по государственному страхова нию;

-  правоохранительная система и ее элементы;

-  особенности судебной власти;

-  компетенция прокуратуры;

-  обязанности и полномочия нотариуса;

-  виды юридической помощи, оказываемой адвокатами;

-  экономические споры и их виды;

-  гражданские споры и их виды;

-  порядок рассмотрения споров;

-  сроки исковой давности;

-  право собственности;

-  специальные способы защиты права собственности;

-  основы законодательства о защите прав потребителей;

-  права и полномочия акционеров;

-  способы защиты гражданских и трудовых прав граждан.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

-  отличать правовые нормы от иных социальных норм;

-  понимать значение права в экономической сфере жизни общества;

-  применять знания о государственно-правовом регулирова нии экономики при решении ситуативных задач;

-  анализировать достоинства и недостатки различных форм предпринимательства;

-  определять гражданскую правоспособность и дееспособ ность юридического лица;

-  понимать правовой смысл полномочий собственника;

-  различать общее и отличия в правовом статусе различных форм собственности;

-  применять на практике знания о праве собственности.

-  заключать элементарные гражданско-правовые договоры;

-  представлять правовые способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств;

-    различать субъекты трудовых правоотношений;

-  объяснять, что делает судебную власть независимой и са мостоятельной;

-  различать, в какой из правоохранительных органов следует обращаться в том или ином случае;

-  решать учебные задачи с заданиями аналитического и твор ческого уровней;

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

 «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА». 10 КЛАСС  - 35 часов.

№ П/П

Наименование раздела, темы, урока.

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения материала

10 класс

Примечание

план

факт

Тема 1. Государственно-правовое   регулирование   эко номики (3часа).

1

Роль права в жизни общества.

1

03.09

2

Рыночная экономика как объект воздействия права.

10.09

3

Государственно-правовой контроль  над  экономикой.

1

17.09

Тема 2. Юридические формы предпринимательства (4 часа)

4

Понятие предпринимательства

1

24.09

5

Формы предпринимательства и виды коммерче ских организаций

1

01.10

6

Создание, реорганизация и ликвидация коммерче ских организаций

1

15.10

7

Банкротство предпринимателей

1

22.10

Тема 3. Собственность (5 часов).

8

Законодательство, регулирующее отношения соб ственности

1

29.10

9

Понятие и субъекты права собственности.

1

05.11

10

Право собственности граждан и юридических лиц.

1

12.11

11

Право государственной и муниципальной собст венности

1

26.11

12

Способы  приобретения и прекращения права собственности.

1

03.12

Тема 4. Договоры (3 часа).

13

Понятие и виды договоров.

1

10.12

14

Порядок заключения договоров.

1

17.12

15

Гражданско-правовая ответственность за неиспол нение договоров.

1

24.12

Тема 5 . Ценные бумаги (2 часа).

16

Понятие и виды ценных бумаг.

1

14.01.2011

17

Рынок ценных бумаг.

1

21.01

Тема 6. Труд и социальная защита (3 часа)

18

Законодательство о труде. Занятость и  трудоустройство в РФ.

1

28.01

19

Гарантии при приёме на работу. Трудовой договор.

1

04.02

20

Страхование и пенсионное дело.

1

11.02

Тема 7. Банковские операции (3 часа)

21

Банковская система и банковская деятельность

1

25.02

22

Договоры займа, кредита и банковского вклада

1

04.03

23

Современные платежные средства

1

11.03

Тема 8. Государственный бюджет (2 часа)

24

Бюджетная система РФ

1

18.03

25

Конкуренция и антимонопольное законодательст во

1

25.03

Тема 9. Правоохранительные органы (2 часа)

26

Правоохранительная система и ее задачи

1

01.04

27

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды

1

15.04

Тема 10. Споры и порядок их рассмотрения (4 часа).

28

Гражданско- правовые споры.

1

22.04

29

Досудебный и судебный порядок рассмотрения споров.

1

29.04

30

Подсудность имущественных споров.

1

06.05

31

Исковая давность.

Тема 11. Защита гражданских и трудовых прав (3 часа).

32

Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

1

13.05

33

Защита  прав потребителей. Защита акционеров.

1

20.05

34

 Защита трудовых прав граждан

35

Итоговое тестирование

27.05

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА

Тема 1 . Государственно-правовое регулирование экономики (3 часа).

Роль права в жизни общества. Рыночная экономика как объ ект воздействия права. Государственно-правовой контроль над экономикой.

Учащиеся должны знать:

-  понятие права;

-  причины вмешательства государства в рыночную экономи ку;

-  понятие государственно-правового контроля, его виды;

-  экономические права и свободы граждан.

 Учащиеся должны уметь:

-  отличать правовые нормы от иных социальных норм;

-  понимать значение права в экономической сфере жизни общества;

-  применять знания о государственно-правовом регулирова нии экономики при решении ситуативных задач.

Тема 2. Юридические формы предпринимательства (4 часа).

 Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство. Юридические лица: поня тие и виды. Виды коммерческих организаций. Создание, реоргани зация и ликвидация коммерческих организаций. Банкротство предпринимателей.

Учащиеся должны знать:

-  понятие и признаки предпринимательства;

-  определение предпринимательской деятельности;

-  виды и формы предпринимательства;

-  понятие и виды юридических лиц;

-  виды коммерческих организаций;

-  этапы создания, способы реорганизации и порядок ликви дации коммерческих организаций;

-  понятие банкротства индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций.

Учащиеся должны уметь:

~ анализировать достоинства и недостатки различных форм предпринимательства;

-  различать гражданскую правоспособность и дееспособ ность юридического лица;

-  владеть навыками решения ситуативных задач.

Тема 3 . Собственность (5 часов).

   Законодательство, регулирующее отношения собственности. Понятие и субъекты права собственности. Право собственности граждан и юридических лиц, государственной и муниципальной собственности. Способы приобретения и прекращения права соб ственности.

Учащиеся должны знать:

-  отрасли права, регулирующие отношения собственности;

-  понятие права собственности и его содержание;

-  виды собственности;

-  причины существования различных видов права собствен ности;

-  особенности права государственной и муниципальной соб ственности;

-  способы приобретения и прекращения права собственно сти.

Учащиеся должны уметь:

-  понимать правовой смысл полномочий собственника;

-  определять общее и отличия в правовом статусе различных форм собственности;

-  объяснять понятие добросовестного приобретения;

-  применять на практике знания о праве собственности.

Тема 4 . Договоры (3 часа).

  Понятие и виды договоров. Порядок заключения договоров. Способы обеспечения исполнения договоров. Гражданско-правовая ответственность за исполнение договоров.

Учащиеся должны знать:

-  понятие договора и его содержание;

-  виды договоров;

-  порядок заключения договора и его стадии;

-  способы обеспечения исполнения договоров;

-  меры гражданско-правовой ответственности за неисполне ние договоров.

Учащиеся должны уметь:

-  заключать элементарные гражданско-правовые договоры;

-  представлять правовые способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств;

-  оценивать последствия для стороны в результате неиспол нения или ненадлежащего исполнения  обязательств,   другой сторо ной;

-  приводить примеры распространенных видов договоров.

Тема 5. Ценные бумаги  (2часа).

   Понятие и виды ценных бумаг.  Рынок ценных бумаг.

Учащиеся должны знать:

-  понятие ценной бумаги;

-  виды  ценных бумаг;

- понятие рынка ценных бумаг

Учащиеся должны уметь:

- определять вид ценной бумаги ;

-  приводить примеры  ценных бумаг;

Тема 6. Труд и социальная защита (3 часа).

   Необходимость регулирования трудового процесса. Законо дательство о труде. Занятость и трудоустройство в Российской Фе дерации. Трудовое правоотношение: права и обязанности работни ке и работодателей. Гарантии при приеме на работу. Трудовой Договор. Безработица. Страхование и пенсионное дело.

Учащиеся должны знать:

сущность понятия «трудовое правоотношение»;

основные источники трудового права;

содержание трудового договора;

порядок оформления на работу;

-  основания прекращения трудового договора;

-  задачи службы занятости;

-  сущность понятия «безработица»;

-  виды социальной помощи по государственному страхованию.

Учащиеся должны уметь:

-  различать субъекты трудовых правоотношений;

-  применять полученные знания на практике.

Тема 7. Банковские операции (3 часа).

   Банковская система и банковская деятельность. Договоры займа, кредита и банковского вклада. Современные платёжные средства.

Учащиеся должны знать:

- сущность банковской системы;

- принципы банковской деятельности;

- понятия договор займа,

- понятие кредит;

- банковский вклад;

- современные виды платёжных средств.

Учащиеся должны уметь:

- определять вид банковской деятельности;

- определять платёжные средства.

Тема 8. Государственный бюджет (2 часа).

   Бюджетная система РФ. Конкуренция и антимонопольное законодательство.

Учащиеся должны знать:

- понятие банковская система;

- конкуренция, монополия;

- сущность антимонопольного законодательства.

Учащиеся должны уметь:

- определять  основные понятия темы;

-  выстраивать логические взаимосвязи основных понятий урока;

-  решать учебные задачи с заданиями аналитического и твор ческого уровней.

Тема  9. Правоохранительные органы (2 часа).

   Правоохранительная система и ее задачи. Суды общей юрис дикции и арбитражные суды. Прокуратура. Нотариат. Адвокатура.

Учащиеся должны знать:

-  понятие правоохранительной системы и ее элементы;

-  особенности судебной власти;

-  компетенцию прокуратуры;

-  обязанности и полномочия нотариуса;

-  виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Учащиеся должны уметь:

-  объяснять, что делает судебную власть независимой и са мостоятельной;

-  различать, в какой из правоохранительных органов следует обращаться в том или ином случае;

-  выстраивать логические взаимосвязи основных понятий урока;

-  решать учебные задачи с заданиями аналитического и твор ческого уровней.

Тема 10 . Споры и порядок их рассмотрения (4 часа).

  Экономические споры. Гражданско-правовые споры. Досу дебный и судебный порядок рассмотрения споров. Подсудность имущественных споров. Исковая давность.

Учащиеся должны знать:

-  понятие экономических споров и их виды;

-  понятие гражданских споров и их виды;

-  порядок рассмотрения споров;

-  сроки исковой давности.

Учащиеся должны уметь:

-  пользоваться   навыками   правового   анализа   конкретных жизненных ситуаций;

-  решать ситуативные задачи.

Тема 11 . Защита гражданских и трудовых прав (3 часа).

   Защита права собственности. Защита чести, достоинства и де ловой репутации. Защита прав потребителей. Защита акционеров. Защита трудовых прав граждан.

 Учащиеся должны знать:

-  понятие права собственности;

-  специальные способы защиты права собственности;

-  основы законодательства о защите прав потребителей;

-  права и полномочия акционеров;

-  способы защиты трудовых прав граждан.

Учащиеся должны уметь:

-  доказывать, что осуществление и защита гражданских прав (интересов субъекта гражданских правоотношений) не должны нарушать прав и законных интересов других субъектов граждан ских правоотношений;

-  применять на практике способы защиты трудовых прав не совершеннолетних;

-  владеть навыками правового анализа конкретных жизненных ситуаций.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

Содержание контроля:

-   понятия, термины;

-   законы и  нормы хозяйственного  (предпринимательского) права;

- юридические основы деятельности предприятий разных организационно-правовых  типов;

-   умение характеризовать виды предпринимательства;

-   умение характеризовать виды конкуренции;

-   умение  характеризовать инновационное предпринимательство;

-   деятельность малого предприятия;

- умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.

Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:

-  тестирование;

-   результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы, анализ;

-      защита проектов;

-   устный контроль;

-   презентации результатов анализа и исследования.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. М,1996.

2. Алексеев С. С. Теория права. Харьков, 1994.

3. Безбах В. В., Пучинский В. К. Основы российского гражданского права. М., 1995.

4. Бусыгин А. В. Предпринимательство: основный курс: В 2-х  (кн. М., 1994.)

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. М.: «Дело». 1992.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2009.

7. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1997.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995.

9.  Налоговый кодекс РФ.

10. Липсиц И. В. Введение в экономику и  бизнес. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Основы химических, методов исследования вещества» для 10 класса

Элективный курс « Основы химических, методов исследования вещества» рассчитан на 34 часа: одно занятие в неделю в течение года. Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих повыше...

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...

Рабочая программа элективного курса "Основы агрономии" 9 класс

Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным...

Рабочая программа элективного курса "Основы животноводства" 9 класс

Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным...

Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Логические основы математики"

В курсе Логические основы математики рассмотрены общие законы логики, которые лежат в основе любого учебного процесса. Логические знания (формы абстрактного мышления и законы правильного мышления) поз...