урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-исследование | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический сценарий «Домашнее задание исследовательского характера».
Класс - 6
Тема – «Этимология»
Этап развития УУД: 3
Применяемый способ деятельности: анализ информационных источников
Требования к времени: 1-2 недели, 2,5 часа
На уроке | Дома | На уроке | |
Деятельность ученика | Обсуждают цель исследования Работая в группах, планируют свою деятельность в рамках этапов исследования. | Поиск информации Анализ и отбор нужной информации, фиксация в таблице. Обобщение результатов. Визуализация результатов. Возможно создание презентации. | Представление результатов исследования. Рефлексия |
Деятельность учителя | Готовит заранее таблицу Интерес к теме работы Помогает сформулировать цель, объект и гипотезу исследования. | Индивидуальные или групповые консультации по мере необходимости | Организует представление результатов, оценивание. Дополняет, уточняет, комментирует. С помощью наводящих вопросов проводит рефлексию. |
Описание урочного занятия «Домашнее задание исследовательского характера».
Урок №1 по теме «Этимология» соответствует первому этапу исследования.
- Вызов интереса к теме урока.
Эпиграф к уроку: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры…» Александр Иванович Куприн
Каждое слово имеет свою историю. Только на первый взгляд кажется, что все слова принадлежат только данному языку. На самом деле состав языка достаточно сложен: в нем присутствуют заимствования, устаревшие слова, архаизмы.
Изучением их происхождения занимается особая наука - этимология. Ее название происходит от греческих слов — etymon (значение) и logos (учение, наука) . Она возникла еще в Древней Греции. Правда, до XVIII века преобладали преимущественно наивные объяснения происхождения слов, часто по какому-то внешнему подобии» . Понятно, что сравнение по случайным признакам редко давало правильное объяснение.
Современная этимология основывается на законах развития языка и на сопоставлении близких по значению слов из различных языков. Знание законов, по которым образуются слова, позволяет этимологам реконструировать ряды слов, образованных от общего корня. Включение в такой ряд слова с непонятным происхождением помогает установить тот источник, от которого оно было образовано.
- Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
Этимология служит важным инструментом изучения истории человеческого общества.
И сегодня мы с вами будем изучать историю нашего края с помощью этимологии на примере названий населенных пунктов нашей волости.
В 1959, 1960 и 1962 гг. по заданию руководителя экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища была проведена разведка водных путей, связывающих Новгород с южной частью Чудского озера.1 В литературе отсутствует упоминание об этих путях. Название дер. Волошня на водоразделе рек Желча и Люта (приток Плюссы) и дер. Волошово в верховье р. Вердуга (тоже притока Плюссы) породило предположение, что по pp. Луга — Вердуга — Плюсса — Люта — Желча мог проходить древний водный путь. Ученые доказали сей факт, основываясь на наличие курганов и жальников и этимологии названий близлежащих деревень. Таким образом, часть наших деревень входили в состав этого водного пути. (http://www.a-nevsky.ru/library/karaev-ledovoe-poboische5.html)
3. Определяем план действий.
Заранее учителем подготовлена таблица.
Таблица «Этимологический анализ названия населенного пункта»
Цель исследования: выяснить смысл названия населенных пунктов нашей волости с помощью этимологического анализ слова. Объект исследования – названия населенных пунктов волости. Гипотеза. Проведя этимологический анализ названия того или иного населенного пункта, мы сможем узнать, почему он так назван. | ||||||
Название населенного пункта | Вариант названия населенного пункта | Выделить корень в названии населенного пункта | Выяснить происхождение корня | Выяснить значение корня | Произвести морфемный разбор названия населенного пункта, выяснить значение морфем | Сделать вывод о смысле названия населенного пункта |
Источник информации: справка и карта -схема Чернёвской волости | Источник информации: карта погоста Шелонской пятины, «Описание Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам» (1838 год), карта Санкт-Петербургской губернии 1856 года. | Выполняется данное задание совместно с учителем. | Источник информации: этимологический словарь | Источник информации: толковый словарь | Источник информации: интернет-ресурсы | Самостоятельно на основе произведенного этимологического анализа. |
Заозерье | Заозерье | |||||
Тупицино | Тупичино | |||||
Скородно | Сковородно | |||||
и т.д. |
Графы 1 и 2 уже заполнены учителем, это целесообразно, так как сэкономит время урока. В таблицу не включаются названия населенных пунктов, в которых присутствуют финно-угорские элементы. Учитывая возраст учащихся, даны только те населенные пункты, где более или менее легко можно выделить корень слова.
Графу 3 «Выделяем корень» заполняем совместно на уроке.
Графы 4,5,6,7 должны будут заполняться учащимися самостоятельно. Можно дать это задание индивидуально – 3-5 названий на одного учащегося, либо организовать работу группами – 5-10 названий на группу учащихся. Выбор объектов для исследования можно распределить по следующему принципу – место проживания ученика. Дело в том, что у нас сельская школа, часть учащихся приезжает на занятия из соседних деревень и, конечно, детям интереснее узнавать новое о том месте, где они сами проживают.
Определяем, что необходимо сделать для заполнения каждой графы. Информационные источники указаны. Дети сами решают, где они смогут с ними работать – в читальном зале библиотеки или пользуясь интернет - ресурсами – это уже на усмотрение учащихся. Можно не прописывать информационные источники, тогда учащиеся совместно обсуждают и решают, какие источники необходимы.
Если работу организовывать в группах, то учащиеся сами распределяют между собой роли – кто-то ищет информацию в толковом словаре, кто-то – в этимологическом, а кто-то – работает с интернет-ресурсами.
Графа 6 вариативна, ее можно не вносить в таблицу либо поручить заполнить «сильным» учащимся.
- Домашнее задание соответствует этапу продуктивной работы. Учащиеся осуществляют поиск информации , анализируют и оценивают полученную информацию, отбирают необходимую и заполняют соответствующие графы таблицы, обобщают и формулируют выводы. Возможно по результатам исследования создание презентации.
Урок №2 соответствует третьему этапу исследования - этапу оценки и поощрения
- Представление итогов исследования
- Рефлексия: соотнесение выводов с процессом исследования, с существующими ранее знаниями и данными, с объективным знанием
- Поощрение
Примечание. Если подобную работу провести с названиями населенных пунктов, в которых присутствую финно-угорские элементы, дополнить результаты исследования данными «Псковского областного словаря», беседами с местными жителями о смысле названий деревень («народная этимология»), найти информацию о времени возникновения тех или иных населенных пунктов, проанализировать данные о курганах и жальниках, расположенных рядом с ними, то можно подготовить работу для научно-практической конференции по теме , например, «История возникновения населенных пунктов на территории Чернёвской волости» или «Этимология названий населенных пунктов волости», чем мы сейчас и занимаемся в рамках школьного научного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русский язык 5 класс Урок Письма
Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
- Мне нравится (5)