План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»(6 класс)

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; развивать диалогическую и монологическую речь; формировать и закреплять интерес учащихся к русскому языку как одному из основных учебных предметов.

Оборудование: 10 кружков, вырезанных из картона красного цвета, диаметр которых составляет 5 см.

План урока-аукциона

1.        Вступительное слово учителя.

2.        Теоретические и практические задания и упражнения.

3.        Подведение итогов аукциона.

Ход урока

1.        Вступительное слово учителя: «В ходе этого аукциона мы вспомним, повторим и обобщим все, что мы узнали о правописании приставок в пятом классе. Данный урок будет состоять из нескольких туров, то есть мини-аукционов. Победитель каждого из них (то есть тот, кто выполнит задание правильнее, точнее, образнее) получает красную фишку. Ученик, в результате набравший к окончанию мероприятия большее количество таких красных кружков, объявляется победителем аукциона».

2.        Теоретические и практические задания и упражнения.

Тур 1. «Кто точнее?» Учитель:

—        Кто точнее всех расскажет о том, что такое приставка?

Ответ учеников:

—        Приставка — это значимая часть слова, которая располагается перед корнем и служит для образования новых слов.

Тот из учеников, который точнее всех сформулировал определение приставки, получает красный картонный кружок.

Тур 2. «Кто правильнее?» На доске заранее написан текст русской народной песенки:

«— Кисонька-мурысонька,

Где была?

—        Коней пасла.

—        Где кони?

—        За ворота ушли.

—        Где ворота?

—        Огонь сжег.

—        Где огонь?

—        Вода залила.

—        Где вода?

—        Быки выпили.

—        Где быки?

—        За гору побежали.

—        Где гора?

—        Черви источили.

—        Где черви?

—        Утки склевали».

Учитель:

—        Выпишите из этой русской народной песенки все слова, в которых есть приставки, и выделите их. Кто правильнее это сделает, тот и будет победителем данного тура.

Ученики самостоятельно выписывают слова в свои тетради и выделяют в них приставки. Затем проверяют работу, зачитывая вслух:

—        Ушли (приставка у-), сжег (приставка с-), залила (приставка за-), выпили (приставка вы-), побежали (приставка по-), источили (приставка ис-), склевали (приставка с-).

Тот из учеников, кто правильнее всех справился с заданием, получает круглую красную фишку.

Тур 3. «Кто больше?» Учитель:

—        Теперь к каждому выписанному слову попробуйте «примерить» как можно больше самых разнообразных приставок, которые вам известны. Кто больше придумает таких слов, тот побеждает в этом туре.

Ответы учеников:

—        Ушли — пришли (приставка при-), зашли (приставка за-), вошли (приставка во ), вышли (приставка вы-), нашли (приставка на-), дошли (приставка до-), перешли (приставка пере-), отошли (приставка ото-), сошли (приставка со-), подошли (приставка подо-), пошли (приставка по ).

—        Сжег — разжег (приставка раз ), ожег (приставка о ), обжег (приставка об ), пережег (приставка пере-), поджег (приставка под-).

—        Залила — вылила (приставка вы ), долила (приставка до ), излила (приставка из ), слила (приставка с-), подлила (приставка под ), налила (приставка на ), перелила (приставка пере-), отлила (приставка от-), полила (приставка по-), влила (приставка в ), разлила (приставка раз ), облила (приставка об ).

—        Выпили — запили (приставка за-), допили (приставка до-), перепили (приставка пере ), отпили (при-ставка от ), попили (приставка по ), испили (приставка ис ), распили (приставка рас-).

—        Побежали — прибежали (приставка при ), забежали (приставка за ), выбежали (приставка вы.-), набежали (приставка на ), добежали (приставка до ), перебежали (приставка пере-), отбежали (приставка от ), подбежали (приставка под-), побежали (приставка по), сбежали (приставка с ), убежали (приставка у-).

—        Источили — заточили (приставка за), выточили (приставка вы-), отточили (приставка от ), сточили (приставка с-), подточили (приставка под-), наточили (приставка на ), обточили (приставка об ), переточили (приставка пере).

—        Склевали — заклевали (приставка за ), выклевали (приставка вы ), поклевали (приставка по-), обклевали (приставка об-), переклевали (приставка пере ).

Тот из учеников, кто больше придумал слов с раз-личными приставками, получает красную фишку.

Тур 4. «Кто образнее?» Учитель:

—        Вам предстоит сочинить небылицу в стихотворной форме, в тексте которой должны использоваться слова с различными приставками. У кого она получится самой образной, тот и побеждает в этом туре. В качестве примера послушайте стихотворение Алины Долбиловой «Необычная история»:

«Корова вдруг взлетела в небеса, У кошки уши выросли, как у слона! Осел запел, как соловей, Слон поскакал, как воробей! Медведь сплясал, как молодежь... Скажи, где правда, а где ложь?!»

—        В этой небылице использованы следующие слова с приставками: взлетела (приставка вз), выросли (приставка вы ), запел (приставка за ), поскакал (приставка по ), сплясал (приставка с).

Ученики самостоятельно сочиняют небылицы в стихотворной форме, а затем по очереди зачитывают их вслух, после чего называют слова, имеющие приставки. Чей поэтический шедевр окажется самым образным (а это можно определить с помощью всеобщего голосования), тот и получает круглую красную фишку.

3. Подведение итогов аукциона. Учитель подсчитывает количество фишек и определяет победителя.

Комментарий для учителя

Учитель здесь играет роль и выполняет функциональные обязанности ведущего такого нестандартного мероприятия.

Первый тур данного урока-аукциона направлен на развитие памяти, логического мышления и монологической речи.

Задания второго тура способствуют формированию и закреплению навыков осознанного применения на практике знаний и умений по данной теме.

В ходе третьего тура повторяется и обобщается изученная ранее новая информация, развивается диалогическая речь и логическое мышление.

В процессе проведения заключительного, четвертого тура особое внимание уделяется творческим способностям и образному мышлению школьников.

Задания носят дифференцированный характер, что также является несомненным положительным моментом уроков подобного типа. Например, четвертый тур окажется наиболее подходящим для учащихся с высоким (или выше среднего) уровнем подготовки по русскому языку.

Собственный опыт, полученный в ходе педагогической практики, показывает, что наиболее ярко и отчетливо дети выражают свои личные положительные эмоции именно в тот момент, когда переходят и приступают к непосредственному закреплению нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание приставок».

Модульный  урок относится к современным педагогическим технологиям. Предствавленная технологическая карта отображает урок пр русскому языку в 5 классе по теме: "Правописание приставок". Работа ве...

Тест по теме "Правописание приставок пре-,при-"

Презентация содержит гаперссылки, можно работать с ней индивидуально и с классом, очень оживляет работу на уроке. Презентация для урока русского языка в 6 классе по учебнику Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой  материал и занимательны...

Презентация к уроку по теме "Правописание приставок"

Презентация по теме "Правописание приставок". Данный материал можно использовать частично (по несколько слайдов) при изучении нового материала. При обобщении изученного или повторении темы и...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...